Диагностика сформированности УУД на уроках истории в 6 классах.
В начале учебного года, в 6 классах была проведена стартовая диагностическая работа, которая позволила сформировать общее представление о уровне сформированных УУД у учащихся. Эти результаты позволили определить перечень необходимых умений, которые должны быть сформированы к концу учебного года.
Нами поставлена цель, на конец учебного года сформировать следующие УУД:
Регулятивные:
планирование;
прогнозирование;
коррекция;
оценка.
Познавательные (общеучебные):
Познавательные (логические):
Коммуникативные:
Для оценивания результатов, была выбрана следующая система:
0-25% - ниже базового уровня
30%-55% - базовый уровень
56%-75% - повышенный уровень «хорошо»
80%-100% - повышенный уровень «отлично»
Для диагностики результатов деятельности, в конце учебного года ученикам предлагается выполнить ряд заданий, которые позволяют отследить уровень развитости каждого заявленного действия.
Регулятивные УУД.
Планирование.
Составь план рассказа и придумай заголовок к тексту.
« Когда спартанские мальчики достигали семилетнего возраста, их отбирали от родителей и распределяли по отрядам. Во главе каждого отряда ставили того, кто отличался сообразительностью и был храбрее всех в драках. Остальные исполняли его приказы и молча терпели наказания
Ребятишек обучали стойко переносить неудобства и лишения. Бегали они полуголыми и необутыми, спали на подстилках. Которые сами себе готовили.
Кормили мальчиков скудно. Побуждая их самих добывать себе пищу. Они крали не только в огородах и чужих кладовых. Но даже в храмах пищу, предназначенную в жертву богам.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предполагаемый результат – учащийся правильно составит план, который в той или иной степени будет отражать содержание текста. Это позволит педагогу оценить степень сформированности данного действия.
Прогнозирование.
Как бы ответил римлянин на вопрос: “В каком году родился Иисус Христос?”. Объясните ответ.
Вопрос оценивается в 2 балла при полном ответе, 1 балл при указании лишь на счёт лет «от основания Рима», но без даты; 0 балов – отсутствие ответа.
Коррекция.
Укажите номер неправильного варианта ответа.
В Древнем Китае впервые в истории научились
1) производить порох
2) играть в шахматы
3) выращивать рис
4) изготавливать шёлк
Учащемуся предлагается скорректировать предложенные варианты и оставить верный.
Оценка.
Кем могли быть рабы в Древнем Риме? Укажите три варианта из перечисленных.
Учителями
Врачами
Музыкантами
Землевладельцами
Легионерами
Предлагается оценить рабовладельческий строй Римской империи и сделать верный выбор ответа.
Познавательные УУД.
Поиск и выделение информации.
Прочтите отрывок из труда древнего историка и укажите историческое лицо, о котором в нём идёт речь. 1) | Сократ | 2) | Фидий | 3) | Аристотель | 4) | Солон | «…он не угодил ни тем, ни другим: богатых людей разочаровал тем, что отменил долговые обязательства, но еще более того он возбудил недовольство бедняков, потому что он не произвёл передела земли, на который они надеялись, и не установил полного равенства всего имущества, как это сделал Ликург в Спарте». |
Верный ответ ученика позволит сделать вывод, что он овладел заявленным УУД.
Смысловое чтение.
Решите хронологическую задачу. Итог запишите в ответе.
В 221 г. до н.э. правитель древнего царства объединил разрозненные государства под своей властью. Это государство просуществовало всего 14 лет и распалось через 3 года после смерти правителя. В каком году умер правитель?
Только при верном понимании смысла текста, ученик сможет верно решить задачу, что пизолит педагогу определить уровень ученика.
Осознанная и произвольная речь.
Представь, что один из твоих одноклассников принёс на урок фотографию меча с надписью: «Этот гладиус был выкован по приказу Спартака в 74 г. до н.э.». Класс тут же начал спорить о подлинности этого меча. Как бы ты разрешил этот конфликт и какие аргументы ты бы привел в поддержку своей позиции.
Вопрос оценивается в 2 балла при полном ответе, 1 балл при отсутствии чёткой формулировки, 0 баллов при отсутствии какой-либо аргументации.
Выделение черт сходства и различия.
Сравните внешний облик и деятельность «человека умелого» и «человека разумного»:
а) умение разговаривать;
б) умение ходить на двух ногах;
в) умение изготавливать орудия труда.
г) умение планировать свои действия
За каждый правильный ответ – 1 балл, данное задание оценивается в 4 балла.
Коммуникативные УУД.
Решение конфликтных ситуаций; управление поведением партнёра.
Представь, что один из твоих одноклассников принёс на урок фотографию меча с надписью: «Этот гладиус был выкован по приказу Спартака в 74 г. до н.э.». Класс тут же начал спорить о подлинности этого меча. Как бы ты разрешил этот конфликт и какие аргументы ты бы привел в поддержку своей позиции.
Ответ: На предмете, якобы изготовленном в 74 г до н.э. не может стоять такая дата, поскольку НАША ЭРА ещё не наступила.
Выполненное задание позволяет оценить не только коммуникативные УУД, но и дополнить результат прогнозирования и владение осознанной произвольной речью.
Приложение1. Бланк заданий.
Составь план рассказа и придумай заголовок к тексту.
« Когда спартанские мальчики достигали семилетнего возраста, их отбирали от родителей и распределяли по отрядам. Во главе каждого отряда ставили того, кто отличался сообразительностью и был храбрее всех в драках. Остальные исполняли его приказы и молча терпели наказания
Ребятишек обучали стойко переносить неудобства и лишения. Бегали они полуголыми и необутыми, спали на подстилках. Которые сами себе готовили.
Кормили мальчиков скудно. Побуждая их самих добывать себе пищу. Они крали не только в огородах и чужих кладовых. Но даже в храмах пищу, предназначенную в жертву богам.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как бы ответил римлянин на вопрос: “В каком году родился Иисус Христос?”. Объясните ответ.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите номер неправильного варианта ответа.
В Древнем Китае впервые в истории научились
1. производить порох
2. играть в шахматы
3. выращивать рис
4. изготавливать шёлк
Кем могли быть рабы в Древнем Риме? Укажите три варианта из перечисленных.
Учителями
Врачами
Музыкантами
Землевладельцами
Легионерами
Прочтите отрывок из труда древнего историка и укажите историческое лицо, о котором в нём идёт речь.
«…он не угодил ни тем, ни другим: богатых людей разочаровал тем, что отменил долговые обязательства, но еще более того он возбудил недовольство бедняков, потому что он не произвёл передела земли, на который они надеялись, и не установил полного равенства всего имущества, как это сделал Ликург в Спарте».
1) | Сократ | 2) | Фидий | 3) | Аристотель | 4) | Солон |
Решите хронологическую задачу. Итог запишите в ответе.
В 221 г. до н.э. правитель древнего царства объединил разрозненные государства под своей властью. Это государство просуществовало всего 14 лет и распалось через 3 года после смерти правителя. В каком году умер правитель?
Ответ: _______________
Сравните внешний облик и деятельность «человека умелого» и «человека разумного»:
а) умение разговаривать;
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
б) умение ходить на двух ногах;
в) умение изготавливать орудия труда.
г) умение планировать свои действия
Представь, что один из твоих одноклассников принёс на урок фотографию меча с надписью: «Этот гладиус был выкован по приказу Спартака в 74 г. до н.э.». Класс тут же начал спорить о подлинности этого меча. Как бы ты разрешил этот конфликт и какие аргументы ты бы привел в поддержку своей позиции. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________