Рассказ учителя об авторе.
(Звучит спокойная музыка.)
Когда были маленькими ваши прапрабабушки и прапрадедушки, они не ходили в школы, с 10-12 лет дети начинали работать наравне с взрослыми. Им приходилось стоять у станка, пахать землю, заготавливать сено для домашних животных, дрова на зиму. Детство их кончалось рано.
Да и школ тогда было очень мало. А в деревнях их и вовсе не было, Чтобы написать письмо или прошение, безграмотные крестьяне обращались к местному дьяку или попу (это служители церкви) - неси ему пятак (монета в 5 копеек) или гривенник (монета в 10 копеек), он напишет.
И вот теперь оказалось, что сам граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить.
Графом этим был Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель, А школа была устроена на его усадьбе в Ясной Поляне.
- Посмотрите на портрет Л.Н.Толстого, написанный художником И.Репиным. Всмотритесь в лицо.… Попробуйте, глядя на изображение поэта, предположить, каким человеком был Л.Н.Толстой.
Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом показался им огромным, ведь сами-то они выросли в низеньких избах под соломенными кровлями. Ребятишки стояли и ждали графа.
Граф вышел на крыльцо — плечистый, крепкий, с черной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил – и сразу вся робость прошла, сразу стало просто, хорошо. С первой же встречи началась дружба. А потом возникла и любовь к учителю, которая у многих ребят так и осталась на всю жизнь в их сердцах.
Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел. «Не называйте меня «ваше сиятельство», — сказал он, — а меня зовут Львом Николаевичем, так и зовите».
Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Здесь каждый занимался тем, что получалось; кто цифры писал, кто учился читать, кто рисовал.
Дети так увлекались, что иногда тут же, за столом, и засыпали. Льву Николаевичу приходилось провожать припозднившихся самому.
Лев Николаевич очень переживал за детей, не мог со спокойным сердцем смотреть на безрадостную жизнь бедноты,
Он считал, что может изменить их судьбу, если будет учить грамоте, разбудит в их душах любовь к знаниям, книгам.
Но книг для детей, простых и понятных, было очень мало.
И хотя у писателя было всегда много работы: он писал романы, рассказы, пересказывал и обрабатывал русские народные сказки — Лев Николаевич нашел время и для детских учебных книг.
Для детей были созданы «Новая азбука», «Русские книги для чтения».
Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. (Показать иллюстрации книг.) И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.
Лев Николаевич много времени проводит с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес.
Лев Николаевич прожил долгую жизнь и написал разные произведения. Он очень много работал. Свои произведения он по несколько раз перерабатывал, по десять - двенадцать раз переписывал, чтобы сделать их хорошими. Лев Николаевич любил труд. Он занимался крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен. В своих произведениях Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом.