Агафонова О.М.
г. Каменск-Уральский
7 способов повышения интереса к чтению детей дома.
«Можно жить и быть счастливым, не овладев в совершенстве математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда» (В.А. Сухомлинский) [2].
«Когда мы перестаем читать – мы перестаем мыслить» (Д. Дидро).
Что такое интерес? Интерес – это положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое это то, что вызывает у нас эмоции. Они могут быть и положительными, и отрицательными, но именно они нас «задевают за живое» и мы начинаем искать информацию про то, что нас заинтересовало.
- А её можно найти где? – спросит вас ребенок.
- В книгах!
А если кто не согласен и ответят, что всё можно найти в интернете и в телевизионных программах, тоже правы, но это поле деятельности для взрослых. И зачастую информация выдается уже переработанной, сокращенной и оцененной неизвестными людьми, а это не способствует ни умственному, ни эмоциональному развитию ребенка.
Влияние чтения на эмоциональное развитие ребенка [3].
Возраст | Формируется в результате чтения детям взрослыми | Рекомендации в выборе книг |
от 0 до 1 года | Хорошо воспринимают стихотворный и музыкальный ритм. Формируется здоровая эмоциональная сфера. | Различные потешки, пестушки, песенки, стихи (обязательно: чтение вслух взрослым, а не прослушивание аудиозаписи). |
с 5 – 6 месяцев | Воспринимает всё окружающее через пальчики. Развитие мелкой моторики. | Книжки-игружки с большими, яркими и простыми рисунками (например, «Фрукты» и на каждой странице отдельно по фрукту). |
от 1 до 2 лет | Активно формируется умение различать различные эмоциональные состояния. | Короткие сказки с повторами (например, «Колобок»). |
от 2 до 3 лет | Умеет говорить и задаёт вопросы. Умеет не только показывать эмоциональные состояния, но и понять значение (кто-то плачет, грустит – подойдет и пожалеет его). | Сказки. Плюс ваше актерство (например, лиса – прищурьтесь, волк – рычите; а в диалоге дайте каждому свою интонацию). Обязательно отвечайте на вопросы ребенка. |
от 4 до 6 лет | Повышается уверенность в своих силах, самостоятельность. | Русские народные сказки (например, «Морозко»), короткие рассказы про животных («Про больших и маленьких» Е. Чарушин). Просите пересказать прочитанное. |
А следующая схема наглядно демонстрирует то, что необходимо детям для правильного развития личности. И если бы они уже умели говорить как взрослые, то вы бы услышали именно это.











Схема 1. Влияние чтения на развитие познавательной и эмоциональной сфер ребенка.
Далее предлагаю Вам 7 способов мотивировации ребенка к чтению. Прочитав их, вы поймете, что с первого взгляда задача кажущаяся не простой, на самом деле решается путем систематического выполнения некоторых действий, которые и создадут у ребенка положительную привычку – правильную культуру чтения.
Личный пример.
Ещё в XVI веке были написаны строчки: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему". Читайте сами, учите стихи, цитируйте, рассказывайте то, что узнали из книг. Создавайте при этом дружескую, весёлую и уютную атмосферу.
Чтение вслух.
С самого рождения читайте ребенку вслух. Если есть старшие братья и сёстры, то приобщите их к чтению малышу. Старайтесь ограничивать пребывание у телевизоров и компьютеров, а так же сами не засиживайтесь, ведь вы для них пример во всём.
Свобода выбора.
Ходите вместе в книжный магазин или библиотеку и предоставляйте выбор книги ребенку или же выбирайте совместно. Поверьте, даже малышу такая самостоятельность понравится. А так же можно постепенно ознакомить с различными разделами литературы. Подпишитесь на детские журналы.
Творческий подход.
В комплексе с традиционным чтением устройте домашний театр по уже знакомому произведению или ситуации из жизни. Играйте в настольные игры со знакомыми персонажами, при этом разговаривайте о них, придумывайте новые истории, в которых они участвуют.
Наглядность.
Все мы помним фразу: «Лучший подарок – это книга». Дарите их близким и друзьям. Дома обязательно должно быть место для книг, где детские стоят отдельно, и доступны для ребенка. Культура чтения подразумевает и бережное отношение к книгам, чему необходимо приучать с детства.
Компромисс.
Если ребёнок увлекся мультфильмами или компьютерными играми, то найдите книги, настольные игры, прописи с героями этих мультфильмов, и предложите ребенку помочь им выполнить задания. Такие книги, обычно, направлены на воспитательный процесс (например, пособия «Смешарики. Привычки», «Смешарики. Обещание» и другие).
Любопытство.
Вас о чём-то спрашивает ребенок – предложите вместе найти ответ в книге, тем самым покажите её значимость. Можно устроить викторину, составить кроссворд или нарисовать по сюжету (а если ещё предложить сделать это подарком, например, бабушке, то усилия ребенка удвоятся).
Подведя итоги, покажу в схеме как можно определить, что ваш ребенок действительно заинтересовался чтением и делает это правильно и результативно [1].
п
ериоды активного
формирования


3


2
1








2 3 4 5 6 7 возраст, лет
Схема 2. Показатели эффективного формирования
интереса к чтению у ребенка.
Уважаемые родители, ваша задача – направить ребенка на читательский путь, привить культуру чтения, а в дальнейшем вам в помощь придут воспитатели и учителя. Создайте нужную для детей атмосферу, вместе сопереживайте героям, вместе радуйтесь за них. Ведь именно в раннем возрасте малыши активно впитывают эмоциональные стороны. Воспитывайте в них не только слушателя, но и соавтора, актера, режиссера.
И никто не будет спорить, что мы выбираем для чтения то, что нас «цепляет». Мы, взрослые, умеем ориентироваться в многообразии источников информации, а дети ещё не способны увидеть важность книги в их жизни, поэтому мы должны показать этот путь.
Соглашусь с тем, что найти время и силы - задача нелегка из-за современного ритма жизни, когда многие взрослые просто не успевают уделить внимание должному чтению детям. В помощь им огромное многообразие книг с заманчивыми картинками, вставками и даже звуками – они точно не оставят равнодушными ни одного малыша. И если не хотите столкнуться с трудностями ребенка в школе, а также сами не прочь отдохнуть от суеты, то прямо сейчас выключайте компьютер, телевизор, достаньте книгу, садитесь удобнее вместе с детьми и читайте, разглядывайте картинки, беседуйте, смейтесь и делитесь положительными эмоциями!
Список литературы
1. Алексеева, А.Е. Формирование готовности к овладению чтением и письмом проблемы и пути решения // А.Е.Алексеева - Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - С. 72-78.
2. Сухомлинский, В.А. О воспитании // В.А. Сухомлинский - Издательство политической литературы - М. 1985.
3. Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским //И.Н. Тимофеева - СПб., 2000.