СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: 7 способов повышения интереса к чтению детей дома

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые родители, ваша задача – направить ребенка на читательский путь, привить культуру чтения, а в дальнейшем вам в помощь придут воспитатели и учителя. Создайте нужную для детей атмосферу, вместе сопереживайте героям, вместе радуйтесь за них. Ведь именно в раннем возрасте малыши активно впитывают эмоциональные стороны. Воспитывайте в них не только слушателя, но и соавтора, актера, режиссера. 

Просмотр содержимого документа
«Статья: 7 способов повышения интереса к чтению детей дома»

Агафонова О.М.

г. Каменск-Уральский





7 способов повышения интереса к чтению детей дома.

«Можно жить и быть счастливым, не овладев в совершенстве математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда» (В.А. Сухомлинский) [2].

«Когда мы перестаем читать – мы перестаем мыслить» (Д. Дидро).



Что такое интерес? Интерес – это положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое это то, что вызывает у нас эмоции. Они могут быть и положительными, и отрицательными, но именно они нас «задевают за живое» и мы начинаем искать информацию про то, что нас заинтересовало.

- А её можно найти где? – спросит вас ребенок.

- В книгах!

А если кто не согласен и ответят, что всё можно найти в интернете и в телевизионных программах, тоже правы, но это поле деятельности для взрослых. И зачастую информация выдается уже переработанной, сокращенной и оцененной неизвестными людьми, а это не способствует ни умственному, ни эмоциональному развитию ребенка.





Влияние чтения на эмоциональное развитие ребенка [3].

Возраст

Формируется в результате чтения детям взрослыми

Рекомендации в выборе книг

от 0 до 1 года

Хорошо воспринимают стихотворный и музыкальный ритм. Формируется здоровая эмоциональная сфера.

Различные потешки, пестушки, песенки, стихи (обязательно: чтение вслух взрослым, а не прослушивание аудиозаписи).

с 5 – 6 месяцев

Воспринимает всё окружающее через пальчики.

Развитие мелкой моторики.

Книжки-игружки с большими, яркими и простыми рисунками (например, «Фрукты» и на каждой странице отдельно по фрукту).

от 1 до 2 лет

Активно формируется умение различать различные эмоциональные состояния.

Короткие сказки с повторами (например, «Колобок»).

от 2 до 3 лет

Умеет говорить и задаёт вопросы. Умеет не только показывать эмоциональные состояния, но и понять значение (кто-то плачет, грустит – подойдет и пожалеет его).

Сказки. Плюс ваше актерство (например, лиса – прищурьтесь, волк – рычите; а в диалоге дайте каждому свою интонацию). Обязательно отвечайте на вопросы ребенка.

от 4 до 6 лет

Повышается уверенность в своих силах, самостоятельность.

Русские народные сказки (например, «Морозко»), короткие рассказы про животных («Про больших и маленьких» Е. Чарушин).

Просите пересказать прочитанное.



А следующая схема наглядно демонстрирует то, что необходимо детям для правильного развития личности. И если бы они уже умели говорить как взрослые, то вы бы услышали именно это.





















Схема 1. Влияние чтения на развитие познавательной и эмоциональной сфер ребенка.











Далее предлагаю Вам 7 способов мотивировации ребенка к чтению. Прочитав их, вы поймете, что с первого взгляда задача кажущаяся не простой, на самом деле решается путем систематического выполнения некоторых действий, которые и создадут у ребенка положительную привычку – правильную культуру чтения.



  1. Личный пример.

Ещё в XVI веке были написаны строчки: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему". Читайте сами, учите стихи, цитируйте, рассказывайте то, что узнали из книг. Создавайте при этом дружескую, весёлую и уютную атмосферу.

  1. Чтение вслух.

С самого рождения читайте ребенку вслух. Если есть старшие братья и сёстры, то приобщите их к чтению малышу. Старайтесь ограничивать пребывание у телевизоров и компьютеров, а так же сами не засиживайтесь, ведь вы для них пример во всём.

  1. Свобода выбора.

Ходите вместе в книжный магазин или библиотеку и предоставляйте выбор книги ребенку или же выбирайте совместно. Поверьте, даже малышу такая самостоятельность понравится. А так же можно постепенно ознакомить с различными разделами литературы. Подпишитесь на детские журналы.

  1. Творческий подход.

В комплексе с традиционным чтением устройте домашний театр по уже знакомому произведению или ситуации из жизни. Играйте в настольные игры со знакомыми персонажами, при этом разговаривайте о них, придумывайте новые истории, в которых они участвуют.

  1. Наглядность.

Все мы помним фразу: «Лучший подарок – это книга». Дарите их близким и друзьям. Дома обязательно должно быть место для книг, где детские стоят отдельно, и доступны для ребенка. Культура чтения подразумевает и бережное отношение к книгам, чему необходимо приучать с детства.

  1. Компромисс.

Если ребёнок увлекся мультфильмами или компьютерными играми, то найдите книги, настольные игры, прописи с героями этих мультфильмов, и предложите ребенку помочь им выполнить задания. Такие книги, обычно, направлены на воспитательный процесс (например, пособия «Смешарики. Привычки», «Смешарики. Обещание» и другие).

  1. Любопытство.

Вас о чём-то спрашивает ребенок – предложите вместе найти ответ в книге, тем самым покажите её значимость. Можно устроить викторину, составить кроссворд или нарисовать по сюжету (а если ещё предложить сделать это подарком, например, бабушке, то усилия ребенка удвоятся).









Подведя итоги, покажу в схеме как можно определить, что ваш ребенок действительно заинтересовался чтением и делает это правильно и результативно [1].

периоды активного

формирования

3

2

1





2 3 4 5 6 7 возраст, лет

Схема 2. Показатели эффективного формирования

интереса к чтению у ребенка.

Уважаемые родители, ваша задача – направить ребенка на читательский путь, привить культуру чтения, а в дальнейшем вам в помощь придут воспитатели и учителя. Создайте нужную для детей атмосферу, вместе сопереживайте героям, вместе радуйтесь за них. Ведь именно в раннем возрасте малыши активно впитывают эмоциональные стороны. Воспитывайте в них не только слушателя, но и соавтора, актера, режиссера.

И никто не будет спорить, что мы выбираем для чтения то, что нас «цепляет». Мы, взрослые, умеем ориентироваться в многообразии источников информации, а дети ещё не способны увидеть важность книги в их жизни, поэтому мы должны показать этот путь.

Соглашусь с тем, что найти время и силы - задача нелегка из-за современного ритма жизни, когда многие взрослые просто не успевают уделить внимание должному чтению детям. В помощь им огромное многообразие книг с заманчивыми картинками, вставками и даже звуками – они точно не оставят равнодушными ни одного малыша. И если не хотите столкнуться с трудностями ребенка в школе, а также сами не прочь отдохнуть от суеты, то прямо сейчас выключайте компьютер, телевизор, достаньте книгу, садитесь удобнее вместе с детьми и читайте, разглядывайте картинки, беседуйте, смейтесь и делитесь положительными эмоциями!



Список литературы

1. Алексеева, А.Е. Формирование готовности к овладению чтением и письмом проблемы и пути решения // А.Е.Алексеева - Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - С. 72-78.

2. Сухомлинский, В.А. О воспитании // В.А. Сухомлинский - Издательство политической литературы - М. 1985.

3. Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским //И.Н. Тимофеева - СПб., 2000.