СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Дидактический синквейн"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги, в прошлом учебном году в рамках декады иностранного языка я проводила мастер-класс "Дидактический синквейн" для учителей нашей школы. В архив я вложила статью о методе синквейна и буклет "Дидактический синквейн" (на основе этого буклета можно сделать свой буклет). Буклет для мастер-класса я распечатывала на цветной бумаге. Смотрится очень хорошо. Надеюсь материал пригодится вам в вашей работе, уважаемые коллеги.

 

Просмотр содержимого документа
«Дидактический синквейн»

Дидактический синквейн

Существует огромное количество методов и приемов, развивающих познавательную деятельность учащихся. В своей практике наряду с традиционными методами я использую методы развития критического мышления учащихся, которые, как показывает опыт работы, являются наиболее успешными для активизации речемыслительной деятельности учащихся. В своей работе я хочу остановиться на одном из них – это метод синквейна

Метод синквейна иметь универсальный характер, он интересен и может быть применим любым учителем-предметником (классным руководителем) вне зависимости от того, какой школьный предмет он преподает. Этот метод создают условия для развития познавательного интереса и обогащения лексического запаса детей, способствуют развитию креативного мышления, помогают классифицировать, анализировать, систематизировать полученные знания.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога.

В дальнейшем синквейн стал использоваться (с 1997 года и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития познавательной деятельности учащихся. Дидактический синквейн основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Алгоритм синквейна:

  1. Одно существительное.

  2. Два прилагательных.

  3. Три глагола.

  4. Предложение (ключевая фраза).

  5. Резюме (вывод).

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка — фраза, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Такой фразой может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.

  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Существует следующие виды работы с синквейном:

  1. Составление нового синквейна.

Этапы работы:

1) Сформулировать тему;

2) подобрать прилагательные, описывающие свойства, характеризующие тему;

3) подобрать глаголы, описывающие действия темы;

4) выразить свое личное отношение к теме одной фразой;

5) подобрать одно заключительное слово, характеризующее тему.

Примеры синквейнов:

The Internet

Global, useful

To save, to inform, to communicate

It helps me in my studies

Network

(Учебник “Enjoy English - 7”, Unit 1, Section 11)

Animals

Wild, endangered

To care, to help, to save

People should protect the places where animals live

Friends

(Учебник “Enjoy English - 5-6”, Unit 6)

  1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием  слов и фраз, входящих в состав синквейна.

Пример:

School

Big, modern

To study, to meet friends, to take part

I go to school to study.

Knowledge

I am a pupil and I go to school. Our school is big and modern. I go to school to study and take part in different activities. Here I meet my friends. At school I get knowledge and learn many interesting things. My school is the best.

  1. Коррекция и совершенствование готового синквейна.

  2. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих, ее определить).

?

American, official

To gather, to celebrate, to share

  All people give thanks for the good things of the past year. 

Reunion

Answer: Thanksgiving Day

С точки зрения педагогики, составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития учащихся, помогает создать у учащихся ситуацию успеха. Переживание успеха внушает им уверенности в собственных силах; повышается самооценка, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость успеха.

Составляя синквейны на темы нравственно-патриотического, художественно-эстетического или эколого-валеологического воспитания, каждый ребёнок реализует свои таланты и способности.

Пример синквейна:

СПИД

Опасный, коварный

Калечит, разрушает, убивает

Распространяется из–за невежества и беспечности

Смерть

(Классный час с ЦОР «СПИД– смертельная угроза человечеству» в рамках программы классного руководителя «Профилактика социально обусловленных заболеваний»)

Использование метода синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от учащегося реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Метод синквейна полезен:

- учителю - в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся;

- ученику - в качестве инструмента для объединения сложной информации.

Кроме этого, использование метода синквейна:

  • обогащает словарный запас учащихся;

  • готовит учащихся к краткому пересказу;

  • учит формулировать основную идею;

  • получается у всех.

  • позволяет почувствовать себя хоть на мгновение гением-творцом.

Литература


  1. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. Изд.5 / Под общ. ред. А.В. Хмелева.– М.: Вита – пресс, 2004.

  2. Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Методы творческого  обучения английскому языку. Москва: электронное издание Центра дистанционного образования «Эйдос», 2009.

  3. Синквейн [Электронный ресурс] – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/






5