Дидактический синквейн
Существует огромное количество методов и приемов, развивающих познавательную деятельность учащихся. В своей практике наряду с традиционными методами я использую методы развития критического мышления учащихся, которые, как показывает опыт работы, являются наиболее успешными для активизации речемыслительной деятельности учащихся. В своей работе я хочу остановиться на одном из них – это метод синквейна
Метод синквейна иметь универсальный характер, он интересен и может быть применим любым учителем-предметником (классным руководителем) вне зависимости от того, какой школьный предмет он преподает. Этот метод создают условия для развития познавательного интереса и обогащения лексического запаса детей, способствуют развитию креативного мышления, помогают классифицировать, анализировать, систематизировать полученные знания.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога.
В дальнейшем синквейн стал использоваться (с 1997 года и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития познавательной деятельности учащихся. Дидактический синквейн основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Алгоритм синквейна:
Одно существительное.
Два прилагательных.
Три глагола.
Предложение (ключевая фраза).
Резюме (вывод).
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Такой фразой может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Существует следующие виды работы с синквейном:
Составление нового синквейна.
Этапы работы:
1) Сформулировать тему;
2) подобрать прилагательные, описывающие свойства, характеризующие тему;
3) подобрать глаголы, описывающие действия темы;
4) выразить свое личное отношение к теме одной фразой;
5) подобрать одно заключительное слово, характеризующее тему.
Примеры синквейнов:
The Internet
Global, useful
To save, to inform, to communicate
It helps me in my studies
Network
(Учебник “Enjoy English - 7”, Unit 1, Section 11)
Animals
Wild, endangered
To care, to help, to save
People should protect the places where animals live
Friends
(Учебник “Enjoy English - 5-6”, Unit 6)
Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
Пример:
School
Big, modern
To study, to meet friends, to take part
I go to school to study.
Knowledge
I am a pupil and I go to school. Our school is big and modern. I go to school to study and take part in different activities. Here I meet my friends. At school I get knowledge and learn many interesting things. My school is the best.
Коррекция и совершенствование готового синквейна.
Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих, ее определить).
?
American, official
To gather, to celebrate, to share
All people give thanks for the good things of the past year.
Reunion
Answer: Thanksgiving Day
С точки зрения педагогики, составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития учащихся, помогает создать у учащихся ситуацию успеха. Переживание успеха внушает им уверенности в собственных силах; повышается самооценка, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость успеха.
Составляя синквейны на темы нравственно-патриотического, художественно-эстетического или эколого-валеологического воспитания, каждый ребёнок реализует свои таланты и способности.
Пример синквейна:
СПИД
Опасный, коварный
Калечит, разрушает, убивает
Распространяется из–за невежества и беспечности
Смерть
(Классный час с ЦОР «СПИД– смертельная угроза человечеству» в рамках программы классного руководителя «Профилактика социально обусловленных заболеваний»)
Использование метода синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от учащегося реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Метод синквейна полезен:
- учителю - в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся;
- ученику - в качестве инструмента для объединения сложной информации.
Кроме этого, использование метода синквейна:
обогащает словарный запас учащихся;
готовит учащихся к краткому пересказу;
учит формулировать основную идею;
получается у всех.
позволяет почувствовать себя хоть на мгновение гением-творцом.
Литература
Гин А.А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. Изд.5 / Под общ. ред. А.В. Хмелева.– М.: Вита – пресс, 2004.
Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Методы творческого обучения английскому языку. Москва: электронное издание Центра дистанционного образования «Эйдос», 2009.
Синквейн [Электронный ресурс] – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
5