«ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Федосеева Лидия Михайловна
КГУ «Средняя школа №7 села Приишимское» Осакаровского района Карагандинской области
Карагандинская область, Осакаровский район, село Приишимское
В основе современной образовательной политики РК лежит принцип развивающего обучения, предполагающего замену авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения на демократический, поисково-творческий. Вместе с тем, реализация педагогического процесса, личностно значимого для каждого ученика, остается одной из самых острых проблем образования. В основе сознательного акта учения лежит способность человека к креативному (творческому) мышлению и воображению. Более того, без высокого уровня развития этих процессов невозможны ни успешное обучение, ни успешное самообучение. А ведь именно они определяют развитие творческого потенциала индивида и формирование новых социальных ролей «я – ученик, я – школьник». Построение развивающего обучения принципиально изменяет позицию ученика – существенное место начинает занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи и достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Один из путей развития математических способностей – уровневый дифференцированный подход к учету индивидуальности школьников, имеющих разные типы продвижения и различные уровни развития. При уровневой дифференциации усвоения в процессе обучения разрабатываются уровневые задания для самостоятельной и контрольной работы по каждой теме, соответственно требованиям уровней. Ученический уровень представляет «обязательный минимум», а остальные уровни – возможность выбора соответствующих знаний, умений и навыков по индивидуальному спросу ученика. Таким образом, организация учебного процесса на основе уровневой дифференциации позволяет организовать «всеуглубляющее движение» мышления и тем самым обеспечивать индивидуальность обучения. Такое обучение обеспечивает каждому обучаемому свою динамику развития, причем его траектория устремлена от низшего уровня к высшему. Внедрение уровневого дифференцированного подхода позволяет раскрыться способностям учащихся и на основе этого осуществить развитие и совершенствование его интеллектуальных, творческих, личностных качеств. Данный подход позволяет:
- осуществить целенаправленное обучение в соответствии с профильными
интересами и способностями учащихся;
- привлекает внимание тем, что создает максимальные условия активности
всех учеников без исключения и тем самым обеспечивает успеваемость, качество их учения.
- Выполнение учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию индивидуально-дифференцированных работ способствует развитию мышления.
- При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных дифференцированных работ ускоряются темпы формирования у младших школьников умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
С течением времени при систематической организации индивидуально-дифференцированной работы на уроках в сочетании с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы.
Одна из важнейших задач начального образования - это создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.
Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и
степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными
интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение
применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это
неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно
сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а
«слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к
средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с
разными особенностями восприятия, мышления, памяти.
Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал в полную силу,
чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда,
сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался
в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе
принципа индивидуального подхода.
Одним из средств индивидуального подхода к детям является
дифференцированное обучение, т.е. учет типичных индивидуальных различий учащихся.
Если в процессе обучения учитель, зная индивидуально-типологические
особенности учащихся, будет умело подбирать формы и методы, ученик
сможет комфортно чувствовать себя на уроке, получая развитие, которое не
противоречило бы его возможностям, склонностям, интересам.
Он ни в коей мере не исключает индивидуальной работы с
отдельными учащимися.
Положительные стороны дифференцированного обучения:
-сильным учащимся можно уделить время;
-слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
-повышается уровень Я-концепции (ситуация успеха, повышается самооценка у слабого);
-повышается уровень мотивации у сильных учеников
Отрицательные стороны дифференцированного обучения:
-слабые не имеют возможности тянуться за сильными;
-понижается уровень мотивации в слабых группах
Кроме того, благодаря активизации дифференцированного подхода, возникает возможность преодоления отдельными учащимися пробелов в знаниях и умениях непосредственно на уроке, что по существу освобождает учителя от проведения дополнительных занятий во внеурочное время.
Очень важно учитывать психофизические особенности развития каждого ученика, систематически осуществлять индивидуально-дифференцированный подход на уроке, дифференцировать домашнее задание с учетом уровня усвоения знаний, применять индивидуальные и дифференцированные карточки с тематическим заданием. Например, в первом классе учитель может предложить следующий вид работы при изучении темы «Сравнение чисел в пределах 2»:
У 1. Сравни числа: 1…2 2…1 2…2 1…1
У 2. Сравни выражение с числом:
1+1…1 2-1…2 2…2-1 2…1+1
У 3. Сравни выражение с выражением:
1+1…2-1 2-1…1+1
1+1…1+1 2-1…2-1
В 3 классе при изучении темы «Табличное умножение и деление» можно предложить учащимся следующие задания:
У 1. Замените сложение умножением:
1 вариант: 2 вариант:
2 + 2 + 2 + 2 + 2 =10 5 + 5 + 5 + 5 + 5 +5 =
2* =10 5*6=
4 + 4 + 4 = 3 + 3 + 3 +3 =
4 * = 3 * =
6 + 6 + 6 + 6 = 8 + 8 + 8 =
6 * = 8 * =
У 2. Сделать к задаче рисунок и решить её.
1 вариант: 2 вариант:
Дежурный раздал 12 тетрадей В бочке было 12 ведер воды
по 2 тетради каждому Сколько яблонь можно полить,
ученику. Сколько учеников если под каждую яблоню вылить
получили тетради? по 2 ведра воды?
У 3.Определи взаимосвязь умножения и деления. Реши примеры.
1 вариант: 2 вариант:
9 * 3 = 27 8 * 5 = 40 7 * 4 = 28 6 * 3 = 18
27 : 9 = : 8 = 28 : = 18 : 6 =
27 : 3 = : 5 = 28 : = 18 : 3 =
Дифференцировать задания можно не только по уровню сложности, но и по объему. Например, задания к дифференцированной самостоятельной (контрольной) работе в 1 классе.
У 1. У Азамата 5 карандашей, а у Айбека 3 карандаша. Сколько всего карандашей у мальчиков?
2. В одной банке 8 огурцов, а в другой на 1 огурец больше. Сколько огурцов во второй банке?
3. В 4 классе 5 мальчиков, а девочек на 1 меньше. Сколько девочек в 4 классе?
У 2.4. Диана собирала листья. Кленовых нашла 2, березовых 3, а дубовых 4. Сколько всего листьев собрала Диана?
У 3. 5. Илья вчера съел 5 конфет, а сегодня на 2 конфеты меньше. Сколько конфет съел Илья за 2 дня?
Работа над текстовой задачей на уроке с помощью карточек-заданий и дифференцированных заданий при работе над ошибками, допущенными при их решении, позволяет организовать разноуровневую работу на уроке и органично вписывается в ход урока, удобна в организации, повышает самостоятельность учащихся и позволяет формировать у них умение решать текстовые задачи на доступном им уровне сложности – это совершенствует обучение решению задач учащихся начальных классов. При работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы. Я использую дифференциацию на разных этапах урока. Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которая поставлена.
Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. Дополнительно предлагаются творческие более трудные задания, а также такие, которые связаны по содержанию с основными, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера.
Младший школьник должен учиться в ситуации успеха: только тогда
он спокойно примет оценку учителя, проанализирует с его помощью свои
ошибки и наметит пути их устранения. Эмоциональная реакция учителя
должна нацеливать ребенка на успех: радуясь, огорчаясь вместе с учеником
его неудачам, нужно всегда выражать уверенность в том, что он непременно
сможет достичь большего, преодолеет все трудности.
Дифференцированный подход к учащимся – одно из основных условий повышения качества обучения, поэтому учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы дифференцированного подхода, но и систематически внедрять новые.
В технологию дифференцированного обучения хорошо вписываются все современные новации: работа в парах и группа, коллективный способ обучения, активные методы обучения. Если при традиционном обучении число учеников, обучающихся на “4” и “5” уменьшается по мере взросления, то при работе по технологии дифференцированного обучения они в основном сохраняются, и даже их становиться больше. Потенциально талантливые ученики не теряются и это одно из главных ее достоинств.
Литература
Белошистая А.В. Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка // Вопросы психологии. 2001. №5.
Дахин А.Н. К вопросу о разноуровневом обучении // Математика в школе. 1993. №4. - С.39.
Жильцов П.А., Асирян М.А. Учебно-воспитательный комплекс с дифференцированным обучением // Педагогика. 1997. №4.
Морозова Л.В. Из опыта дифференцированного обучения // Математика в школе. 1998. №6. - С.37.
Рыбников К.А. К вопросу о дифференциации обучения // Математика в школе. 1988. №5. - С.16.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
Утеева Р.А. Дифференцированные формы учебной деятельности учащихся // Математика в школе. 1995. №5. - С.32.
Утеева Р.А. Формы учебной деятельности учащихся на уроке // Математика в школе. 1995. №2. - С.33.
Юркина С.Н. О дифференцированном обучении математике // Математика в школе. 1990. №3.