Статья по ИКТ: «Функции и возможности применения
информационно-коммуникационных технологий в образовании».
Коврига С.В.,
учитель начальных классов
Больше-Чураковской средней школы
Kovriga.70@ mail.ru
Дитя требует деятельности беспрестанно,
а утомляется не деятельностью, а её однообразием.
К.Д.Ушинский.
Владение информационными технологиями ставятся в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.
ИКТ являются значимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий. Использование ИКТ в образовании помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Технические средства в школе могут быть представлены в виде:
- ТВ - вещание
- Цифровое ТВ
- Интернет, Wi - Fi
- Интерактивная доска
- Проекционное оборудование
- Компьютеры, ноутбуки
- Сотовые телефоны
- Фотоаппараты, видеокамеры
- Принтер, ксерокс, сканер
В современном образовании определяют пять основных функций информационно - коммуникационных технологий.
1.Обучающая функция.
ИКТ – технологии широко используются на многих уроках в школе. С их помощью дети получают необходимые знания и умения, информационные компетенции. Дети с помощью учителя учатся осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, интернете. Создают свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы). Приобретают опыт клавиатурного письма при использовании ПК и мобильного телефона (sms-сообщения). При работе с информацией учатся применять средства информационных и коммуникационных технологий.
2.Развивающая функция.
Используя на уроке ИКТ - технологии, мы развиваем у детей мышление, память, внимание, наблюдательность и речь. Дети учатся использовать информацию для построения умозаключений. Анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы). Наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях.
3.Воспитывающая функция.
С помощью ИКТ – технологий мы воспитываем детей, показывая образцы искусства, правильного поведения, формируем у них устойчивые отношения и правильное поведение.
4.Стимулирующая функция.
ИКТ - технологии формируют положительную мотивацию к учебе, повышается активность детей на уроке. Детям нравится все яркое, необычное. Они с удовольствием смотрят мультимедийные презентации, обучающие мультфильмы, играют в компьютерные игры.
5.Корректирующая функция.
Используя ИКТ - технологии, учителя школы исправляют недостатки в обучении, проводят коррекцию психопроцессов и учебной деятельности. Учителя сами составляют тесты для детей, развивающие программы.
Как известно, именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым не хватает игровой практики. Применение ИКТ в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности, тем самым помогает формировать мотивацию и познавательную активность младшего школьника, как основу дальнейшего обучения. Учитывая, что в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, а у некоторых учащихся - и наглядно - действенное – применение ИКТ способствует развитию творческих способностей учащихся.
Особенностью учебного процесса с применением информационно - коммуникационных технологий является то, что центром деятельности становиться ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Направления педагогического использования ИКТ в начальной школе многообразны. Чаще всего в своей работе я использую следущие информационные технологии:
- компьютер, мультемидийный пректор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по предметам;
- компьютерные программы на СD - дисках;
- справочные ресурсы сети Интеренет: сайты библиотек, сайты энциклопедических изданий по русскому, литературе, культуре, различные информационные сайты, посвященные персоналями;
- проектнтую деятельность учащихся, создание ими компьютерных презентаций, электроных докладов.
Они способствуют сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным,наиболее наглядным.Сокращают время для проверки знаний учащихся. Обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля. Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию по форме. Наиболее распространенные использования компьютерных программных средств в начальной школе: это обучение чтению, орфографии и каллиграфии с помощью компьютера.
Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны,если я не буду включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать,можно предлагать записи образцового чтения небольших по объему литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умение почувствовать настроение, опредилить характер героев.
Чтение стихов по удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций,желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. На уроках русского языка аудио средства можно использовать при подготовке сочинения по картине,по наблюдениям. Музыка перенесет детей в мир творчества, обоготит их новыми выразительными средствами.
Использование мультемидийных, презентаций на уроках сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием ИКТ способствует закреплению ключевых понятий курса, воспитывает культуру речи, обеспечивает условия для проявления творческого начала.
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.
Можно с уверенностью сказать, что грамотное использование возможностей современных информационно - коммуникационных технологий в начальной школе позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить учебный процесс на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- повысить динамику деятельности;
- развивать умения осуществлять исследовательскую деятельность;
-формировать информационную культуру, критическое мышление;
- формировать навыки самообразования и самоконтроля.
В тесном сотрудничестве учителя класса, учителя – информатика и родителей происходит формирование ИКТ – компетентности школьника:
- обращение с устройствами ИКТ;
- фиксация и прослушивание звуков;
- фиксация и просмотр изображений;
- создание письменных сообщений;
- создание графических объектов;
- создание музыкальных и звуковых сообщений;
- коммуникация и социальное взаимодействие.
Однако следует помнить и о проблемах, возникающих при повсеместном использовании ИКТ:
- вредное влияние на здоровье;
- вера учащихся во всемогущество компьютера;
- отрыв от реальности;
- дефицит межличностного общения.
Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:
- компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;
- учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;
- учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут.
Таким образом, ИКТ должны выполнять определённую образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитель вправе выбирать свою технологию и методику работы, но каждый педагог обязан работать во благо развития ребёнка. Готовиться к таким урокам трудоёмко, но интересно. Преподавать такие уроки увлекательно и приятно. Видеть результат детей - бальзам на душу. А пожинать плоды своих трудов – ещё приятнее.
Литература: 1.Ефимов В.Ф. «Использование информационно-
коммуникационных технологий в начальном образовании
школьников». «Начальная школа». №2 2009г.
2. Руководство для учителей. (третий базовый уровень)
3. Селевко Г.К. «Педагогические технологии на основе
информационно-коммуникационных средств». Москва, НИИ
школьных технологий. 2005г.