Раиса Анатольевна Райтенбах.
Учитель начальных классов I категории
Добровольская начальная школа.
Педагогическое исследование по теме самообразования «Использование игровых ситуаций и применение арт-технологий на уроках в начальных классах малокомплектной школы»
Обобщение материалов, полученных из литературных источников, касающихся теме исследования.
На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает, как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и в первую очередь неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.
В связи с этим, основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)
Для достижения указанных результатов в психическом и личностном развитии младших школьников, прежде всего, необходимо кардинально изменить приоритеты целей начального образования. На передний план поставить цели, которые заключаются не в вооружении учащихся определенной суммой предметных знаний, умений, как это было до сих пор, а в формировании самостоятельных, интеллектуальных и творческих личностей.
В научном основании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур, и просто как ребенка строящего свой возраст в соответствии со своими возможностями.
Начальная ступень – период, наиболее благоприятный для интенсивного формирования учебной деятельности, является фундаментом развития интеллекта ученика. Содержание учебной деятельности строится в задачной форме, усвоение задачной формы вырабатывается у учеников дисциплиной ума, движением мысли в заданном направлении, в системе. При этом формирование таких основных психологических свойств личности, как произвольное внимание, рефлексия, самоконтроль, учащиеся овладевают общими способами – самостоятельного решения различных учебных задач, самоконтроль и самооценка собственных действий.
Особый интерес у обучающихся вызывают те виды деятельности на уроке, которые содержат в себе элементы необычного, удивительного неожиданного, комического, вызывает у школьников интерес к учебному предмету и способствуют созданию положительной, эмоциональной обстановки.
В этом огромное значение выполняет игра, а точнее создание игровой ситуации. Игровая ситуация – это путь познания ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, пределов. Она заключает в себе правило, которое организует эмоцию и волю упражняет ум и развивает личностные качества. Игровая ситуация влияет на развитие памяти, воображение, всех познавательных процессов. Она требует от ребенка сосредоточенности, активизирует мыслительные процессы.
В данной работе рассматривается роль игровых ситуаций в процессе обучения младшего школьника, их благотворное влияние на познавательную активность детей. Также в работе даны общие характеристики учебной и игровой деятельности. Представлены классификации игр, составленные различными авторами. Раскрыт воспитательный и обучающий потенциал игровых ситуаций. Рассмотрен разнообразный опыт применения игр на уроках. А также представлен комплекс обучающих и развивающих игр и игровых ситуаций, применяемых в образовательном процессе.
Феномен детской игры изучен исследователями довольно широко и разносторонне, как в отечественных разработках, так и за рубежом.
Таким образом, игровые ситуации — один из методов активного обучения, при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать значимость игровых ситуаций в образовательном процессе младших школьников.
Объектом исследования является игровая деятельность младшего школьника.
Предмет исследования: место и значение игровых ситуаций младших школьников в образовательном процессе.
Гипотеза исследования: если в условиях общеобразовательной школы будут созданы необходимые условия целенаправленной и систематической работы по использованию игровых ситуаций, то это будет способствовать более успешной познавательной активности детей, так как при этом значительно возрастает роль учащихся в освоении знаний, растет их самостоятельность, интеллектуальная и творческая деятельность.
Задачи исследования:
- дать характеристику учебной и игровой деятельности младших школьников;
- выявить воспитательный и обучающий потенциал игровых ситуаций детей младшего школьного возраста;
- систематизировать опыт и выделить методические рекомендации при проведении игровых ситуаций в учебном процессе учащихся начальной школы.
Основными методами исследования в нашей работе стали:
- изучение и анализ психолого-педагогической, методической, учебной и дидактической литературы, раскрывающей концептуальные подходы к процессу использования игровых ситуаций в образовательном процессе младших школьников по проблематике исследования;
- педагогические наблюдения, беседы, интервьюирование и анкетирование учителей и учащихся с целью определения влияния игровых ситуаций на образовательный процесс;
- проведение педагогического эксперимента, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.
- опытно – педагогическая работа с применением различных игровых ситуаций в учебном процессе.
Научная новизна исследования: исследование состоит в том, что познавательная активность младших школьников при использовании игровых ситуаций в образовательном процессе впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментальная эффективность использования игровых ситуаций как средства развития познавательной активности младших школьников.