СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование ИКТ на уроках в начальных классах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование ИКТ на уроках в начальных классах"»

Использование ИКТ на уроках в начальных классах.

Иванова Н. В. _ учитель начальных классов и информатики

(Выступление на школьной учительской конференции)


Главная цель образования – развитие человека. Однако данная цель реализуется далеко не всегда и сводится чаще всего к усвоению учебных ЗУНов. Заучивание определений, утверждений и стандартных методов решения учебных задач - обычный арсенал педагогических требований к большинству обучаемых.

Мы живем в такой момент времени, когда возрастает значение информации. Умение оперативно находить информацию, оценивать ее и использовать в своих интересах стало необходимым навыком для каждого человека.

Развитие современного мирового сообщества характеризуется такими технологиями производства, управлять которыми может только высокоинтеллектуальная личность. Поэтому на систему школьного образования возлагается ответственность за организацию учебного процесса, обеспечивающего интеллектуальное развитие ученика.

Интеллектуальное развитие школьников в процессе обучения стало ведущей идеей многих психолого-педагогических теорий, согласно которым оно должно осуществляться на занятиях по любым предметам, стать специальной целью, опираться на достижения современной науки.

Процесс формирования интеллектуальных умений при обучении необходимо осуществлять на межпредметном содержании.

В настоящее время на ведущие позиции в формировании компонентов учебной деятельности с применением ИКТ выдвигается принцип интегративности, который предполагает установление учителем интегративных связей, позволяющих ярче представить характеристику предмета, показать взаимосвязь между содержанием отдельных предметных образовательных разделов и модулей, между предметным обучением и общей информационной подготовкой учащихся. Установленные связи позволяют органично включать компьютер в учебный процесс, сочетать традиционные и компьютерные методы обучения, создавать особую информационную педагогическую среду, способствующую интенсификации образовательного процесса.

При конструировании урока на первое место выходят мультимедиатехнологии. Широкое использование средств мультимедиа в процессе обучения породило новое название таких уроков – «мультимедиа-урок». Для более удобного произношения название сократили и сейчас чаще употребляется название «медиаурок».

Медиаурок имеет свои методические возможности и преимущества:

  • Повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности;

  • Возможность моделировать объекты и явления;

  • Автоматизация рутинных операций;

  • Повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютерных технологий, которая возрастает за счет мультимедиаэффектов;

  • Развитие наглядно-образного мышления, вербальных, коммуникативных навыков учащихся.


Проектируя будущий медиаурок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.

На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации; а ИКТ применяются им:

    • для усиления наглядности;

    • для подключения одновременно нескольких каналов представления информации;

    • для более доступного объяснения учебного материала.

Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Однако медиаурок может выступать и как «мини-технология», т. е. как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который является прежде всего организатором, координатором познавательной деятельности учеников.


ИКТ в традиционной классно-урочной системе.

Проведение урока с мультимедиавыступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление - доклад ученика по определенной теме), при этом используется компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору.

Подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания, поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиасочинения. Для этой цели можно использовать компьютер в рабочей зоне класса, в компьютерном классе, в библиотеке школы, домашний компьютер.

Самостоятельная работа учащегося и работа в малых группах на компьютере в рабочей зоне класса. Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.

Сегодня на рынке можно видеть большое многообразие электронных продуктов, созданных в помощь школьному учителю, а также, предназначенные для самостоятельного изучения материала.


Цель использования ИКТ на уроке

  • Изучение нового учебного материала;

  • Учебно-тренировочные (развитие и закрепление основных знаний и навыков);

  • Контроль (тесты).

Презентация содержит:

• наименования разделов выступления и основные тезисы;

• неподвижные и подвижные иллюстрации (в том числе - фотографии, видеофильмы, динамические компьютерные модели, мультипликацию) Звуковой компонент видеофрагментов и другие источники звука также могут быть использованы в выступлении.

Мультимедиавыступления становятся все более и более распространенными во всем мире, повышая эффективность личной (докладчик - аудитория) коммуникации. Та же задача решается и в образовании. В случае если выступает учитель, различие с традиционным рассказом (лекцией) не слишком велико.


Повышение эффективности учебного процесса происходит за счет следующего:

• восприятие учащихся активизируется за счет использования зрения и слуха и выделения главных положений выступления на экран;

• запас изобразительного и видеоматериала более не ограничен заранее приобретенными школой единицами или заготовленными учителем со значительными затратами плакатами и слайдами. Существенно больший объем материала может быть получен из Интернета и с компакт-дисков и воспроизведен на экране в формате, видимом всеми учащимися;

• во время выступления учителя не тратится время на выписывание тезисов или фрагментов текста на доске. Учитель не поворачивается время от времени к доске и таким образом не теряет контакта с аудиторией;

• время, затрачиваемое учителем на подготовку выступления, близко ко времени, затрачиваемому на подготовку выступления без средств ИКТ. При обновлении и переработке выступлений, обращению к предыдущему материалу время на подготовку выступления существенно сокращается;

• учащемуся значительно проще говорить в том случае, когда он может опираться на визуальный ряд и отображаемый план выступления.

Выступление учащегося дает принципиальные возможности в развитии коммуникативного измерения информационной компетенции учащегося. Поддержка в форме тезисов, цитат, изображения и звука необходима учащимся начальной школы значительно больше, чем взрослым, она позволяет организовать свои мысли и речь.

Данная модель учебной деятельности в начальной школе требует специально разработанных для начальной школы коллекций информационных объектов, прежде всего, различных статических и динамических изображений, звуков.


Компьютерное тестирование.

Компьютерное тестирование, являющееся аналогом обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовывать связанные с ответом алгоритмы (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест и т. д.). Открытые тестовые системы или оболочки дают возможность учителю, методисту, автору учебника составлять новые тесты или изменять существующие.

В компьютер может быть заложена большая часть упражнений по арифметике, по русскому языку на вставку пропущенных букв и т. д. При этом возможно некоторое (обычно не очень большое) повышение эффективности работы учителя и учащегося. Учитель и учащиеся мгновенно получают ее результат.

Учитель, решивший воспользоваться тестовым методом в начальной школе, может легко сам создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой -системой для создания тестов. Однако опыт использования тестовых систем и опрос учителей показывают необходимость иметь продуманные коллекции тестов и задач.

Я бы хотела продемонстрировать некоторые фрагменты уроков и формы использования ИКТ на уроках в начальных классах.


Заключение.

Опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач.

При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Опыт показывает, что само применение компьютеров в обучении автоматически не решает проблем развития личности школьника. Например, привлекательность компьютера еще не обеспечивает устойчивое позитивное отношение к нему и к деятельности, связанной с его использованием. Необходимо постоянно искать возможности поддержания интереса в самом содержании учебного материала, в совершенствовании методики преподавания.


Приложения:


  • «Использование ИКТ на уроках в начальных классах» - презентация PowerPoint;

  • «Буква З» - видеоролик Flash;

  • «Схемы слов» - презентация PowerPoint;

  • «Запиши слова» - презентация PowerPoint;

  • «5х4=?» - презентация PowerPoint;

  • «Домашние опасности» - презентация PowerPoint;

  • «Лиса» - видеозапись;

  • «Шишкин» - презентация PowerPoint;

  • «Петр Ильич Чайковский» - презентация PowerPoint;

  • Фрагмент П. И. Чайковский «Танец маленьких лебедей» - Winamp media file;

  • Фрагмент Людвиг Ван Бетховен «Лунная соната» - Winamp media file.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!