В современных условиях модернизации образования в начальной школе внедряются новые информационные технологии, грамотное использование которых способствует активизации познавательной деятельности, повышению качества знаний школьников.
Преимущества использования ИКТ в обучении неоспоримы: это и возможность оперативного контроля знаний, и внесение элемента занимательности, повышающего интерес к обучению, и создание условий для индивидуальной работы, формирование навыка самоконтроля и самооценки. Применение электронных ресурсов органично сочетается с использованием проблемных, исследовательских, игровых методов обучения, позволяет оптимизировать возможности традиционных форм деятельности учащихся, что способствует развитию мышления и творческих способностей учащихся.
Учитель начальных классов уже сегодня может использовать информационно-компьютерные технологии во многих направлениях своей деятельности. Это и использование информационных ресурсов Интернет, и оптимизация работы по подготовке к урокам. Систематическое использование ИКТ позволяет:
-сократить время на составление планов уроков, отчетов, анализов;
-быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал;
- создавать задания для проверки и контроля усвоения материала;
- оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами.
Включение в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов позволяет успешнее решать различные дидактические задачи, повысить учебную мотивацию учащихся и включить их в активную познавательную деятельность. Процесс информатизации нашей школы обеспечил оснащение ее современной компьютерной техникой, предоставил доступ компьютерам педагогам и учащимся.
Изучению русского языка в начальной школе отводится одно из центральных мест, поскольку этот учебный предмет открывает ученику способность к усвоению других дисциплин. Для многих учащихся моего класса русский язык, а в частности его составляющая часть- изучение орфографии, является одним из самых сложных предметов. Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими знаниями и умениями, развивать у них познавательный интерес. Для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием, включение большого количества различных упражнений для закрепления навыка. С этой целью внедряются в учебный процесс электронные средства обучения.
На уроках русского языка компьютер используется как источник учебной информации, наглядное пособие, с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажер, средство диагностики и контроля.
Практика работы с использованием компьютерных технологий определила несколько вариантов уроков с ИКТ. Так в демонстрационном режиме на уроке используется один компьютер и мультимедийный проектор, выводящий на экран нужную информацию, чаще всего в виде слайдов. Для организации индивидуальной работы урок проводится в кабинете информатики, где у каждого ребенка есть возможность заниматься самостоятельно за персональным компьютером.
Комбинированный режим позволяет сочетать эти формы работы на одном уроке. Во время проектирования урока с применением компьютера важно продумать цель, задачи и целесообразность использование ИКТ, структуру урока, формы организации деятельности учащихся и контроля усвоения материала.
При наличии цифровых образовательных ресурсов компьютерные технологии можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, рефлексии.
В ходе изучения нового материала обычную доску заменяет электронный экран, учитель организует и направляет учебный процесс, а компьютер и проектор обеспечивают демонстрацию материала с помощью видеоряда, звука или текста. Использование видеотехнологии позволяет повысить роль наглядности, дает учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу. На этапе закрепления, используя компьютер, можно проследить уровень усвоения учебного материала. Для этого класс обычно делится на группы каждая из которых работает в своем режиме. При повторении , обобщении и систематизации знаний используются графические возможности компьютера, программы-тренажеры, которые помогают ученику самому определить степень усвоения материала, исправить ошибки. При проверке и контроле знаний компьютерные технологии по сравнению с традиционным подходом имеют существенное преимущество, оценка становится более объективной.
А использование ЦОР открывает новые перспективы для развивающего обучения, создает принципиально новые возможности для формирования учебной самостоятельности младших школьников, заключающихся в следующем:
-возможность построения индивидуальной образовательной траектории для ученика, организации его индивидуального исследовательского действия, как в классе, так и дома;
-возможность создания условий для самостоятельного выбора учащимся уровня сложности задания, их самостоятельного анализа и последующей коррекции;
-возможность организации широкого доступа ученика к информационным источникам(энциклопедиям; словарям; орфографическому справочнику для поиска способов проверки той или иной орфограммы; школьному справочнику лингвистических терминов и пр.)
-возможность организации содержательной коммуникации каждого ребенка с другими учениками класса в форме письменной дискуссии, что влечет за собой естественное развитие письменной речи; вступления любого ребенка в виртуальный диалог с персонажами учебника, что повышает долю участия ребенка в процессе обучения и усиливает учебную мотивацию.
В содержание ЦОР входят демонстрационные материалы(плакаты, интерактивные схемы, рисунки, таблицы, презентации, видеоролики), учебные модули, материалы для практических занятий(интерактивные модели, вопросы, задания, задания-конструкторы, тренажеры) и материалы для контроля а аттестации(тесты, контрольные работы)
Набор цифровых образовательных ресурсов можно использовать на всех этапах обучению русскому языку: при предъявлении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. Например, при изучении рода имен существительных по ходу объяснения материала можно организовать работу, продемонстрировав учащимся план-схему. Изучение сложных тем вызывает у школьников живой интерес, если при ее изучении опираться на плакат-задание, сопровождаемых красочными рисунками.
Наибольший интерес у учащихся вызывает использование интерактивного правила, схемы, рисунка, плаката, где пояснение открывается щелчком мыши, и может быть обратно скрыто.Благодаря этой особенности учитель получает дополнительные возможности при объяснении нового материала: можно акцентировать внимание школьников на информации, наиболее значимой на данном этапе объяснения; можно задать ученикам вопрос и сразу же проверить ответ, вызвав его на экран. Интерактивные правила позволяют не просто формулировать правила, но последовательно подводить учеников к их самостоятельной формулировке.
Для обеспечения различных форм практических работ учащихся можно использовать игры, конструкторы и тренажеры. Например, при изучении темы в 1 классе «Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы «ь», можно использовать тренажер для отработки орфографической зоркости.
Использование ИКТ позволяет дифференцировать процесс обучения, например, учащиеся с более высоким уровнем развития могут при помощи компьютера углубить свои знания, выполняя упражнения повышенной трудности. Применение на уроке компьютера позволяет учителю за короткое время объективную информацию уровня изученности по теме и своевременно скорректировать результаты.
Таким образом, применение ИКТ на уроках русского языка в начальной школе представляется целесообразным и перспективным.