СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: «Использование мультимедийных технологий на уроках биологии в соответствии с требованиями ФГОС»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описывается  использование медиатехнологий на уроках биологии. 

Просмотр содержимого документа
«Статья: «Использование мультимедийных технологий на уроках биологии в соответствии с требованиями ФГОС»»

Использование мультимедийных технологий на уроках биологии в соответствии с требованиями ФГОС

Хуртина Марина Петровна, учитель биологии

Муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения «Средняя школа № 23

города Димитровграда Ульяновской области»


Проектирование, экспериментальная отработка и трансляция технологичных методов образования и воспитания является важнейшей целью работы педагогического коллектива Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 23 города Димитровграда Ульяновской области». С 2015 года школа работает в статусе научно-методического центра областной программы Развития Инновационных Проектов (РИП). (Слайд № 1, 2).

Не всякая педагогическая теория или метод достигают технологического уровня. Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, состоит из этапов деятельности участников педагогического процесса и последовательного воплощения элементов технологии, но главное – это гарантированность достижения планируемых результатов (Слайд № 3).

В качестве таких технологий мы используем мультимедиа технологии как совокупность современных аудио-, видео-, визуальных и виртуальных средств, используемых в процессе организации, планирования и управления образовательной деятельности (Слайд №4).

Использование мультимедиа технологий на уроках биологии позволяет:

- сделать урок более интересным, наглядным;

- дифференцировать процесс обучения;

- вовлечь обучающихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;

- визуализировать микромир, в том числе скрытый в реальном мире;

- представлять в удобном для изучения масштабе времени различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью;

- осуществлять контроль, самоконтроль;

- проводить лабораторные и практические работы (Слайд № 5).

На уроке медиатехнологии используются для:

1.Объявления темы

2. Как сопровождение объяснения учителя (наглядная демонстрация процессов (диаграммы, таблицы, моделирование опытов )

3. Как информационно-обучающее пособие

А.представление результатов выполнения индивидуальных и групповых проектов и исследований

В.совместного изучения источников и материалов

организации самостоятельной работы обучающихся

4. Для контроля знаний (проверка усвоения содержания)(Слайд № 6).

На этапе закрепления материала используются следующие виды учебной деятельности.

1.Работа с заданиями с выбором ответа. Медиатехнологии позволяют анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется один или несколько вариантов ответа из предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео- и анимационные фрагменты. Выполнение учащимися таких заданий позволяет закрепить полученные ими знания по изучаемому материалу. Применение электронных образовательных ресурсов для закрепления материала позволяет сделать этот этап более привлекательным для учащихся и удобным для меня.

2. Работа с тренажерами. Данный вид работы позволяет закрепить знания учащихся и отработать умения определять части и органы живых организмов.

3. Выполнение виртуальных лабораторных работ позволяют кроме закрепления знаний и отработки умений, значительно сократить время на проведение лабораторной работы и решить проблему недостаточной материальной базы.

4. Работа с интерактивными заданиями - задания (система заданий), в которых заложен компьютерный контроль этапов выполнения и ошибок, имеется система подсказок для выбора следующего шага, система ветвлений в зависимости от результатов выполнения первого этапа. Интерактивные задания могут содержать фото-, видео- и анимационные объекты. Такие задания переводят эти объекты из категории иллюстраций в категорию обучающих материалов. В преподавании биологии могут быть использованы для создания заданий, связанных с экспериментом, обработкой экспериментальных данных и для сопоставления информации, представленной в различных видах (Слайд № 7, 8).

Создание уроков-презентаций требует умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса учащихся к предмету. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в аналогичном порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения (Слайд № 9).

Использование данных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств мультимедийных технологий, является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Кроме того компьютерные технологии позволяют создать условия для работы ребят в индивидуальном темпе, комфортном режиме не только для сильных и хорошо успевающих по предмету учащихся, но и для ребят со слабым знанием предмета, так как позволяют создать ситуацию успеха. Центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность (Слайд № 10)

Использование медиатехнологий во внеурочной деятельности нашей школы, а именно в работе школьная видеостудия «Фемида-ТВ», где учащиеся активно и с интересом занимаются, побудило творческую группу программы РИП к разработке технологии медиаурока.

Инновационность технологии медиаурока заключается в том, что она реализует деятельностный подход и интерес учащихся к творческому созданию собственного видео-продукта. Так мы выходим на продуктивный уровень усвоения в отличие от репродуктивного уровня (просмотр готовой видеопрезентации, прослушивание аудиофайлов, просмотр учебных фильмов).

На уроке дети в группах и самостоятельно создают фильмы по изучаемой теме урока.

Можно выделить следующие этапы медиаурока:

1 этап. «Я – сценарист-исследователь»: погружение в тему урока, создание сценария фильма на основе изученного материала.

2 этап. «Я – монтажер»: подбор видео, фото и аудиофайлов с использование сети интернет.

3 этап. «Я – режиссер»: создание фильма в программе киностудия виндовс лайф.

4 этап. «Я – аналитик»: анализ деятельности учащегося по критериям «Я – сам», «Я – в группе», «Мы – в классе».

У каждого ученика есть возможность несколько раз менять социальные роли и проявлять личностные качества и отношения, что создает условия для развития метапредметных результатов обучения на каждом этапе урока.

Представленная модель урока формирует у учащегося понимание того, что он – сценарист и режиссёр своей жизни и в его силах спроектировать свой жизненный сценарий. Успешное создание видеофильма помогает ученикам переживать творческое волнение, успех, веру в свои силы ( Слайд № 11, 12).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!