Синягина Юлия Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МОАУ «СОШ № 25, г. Орска»
Использование технологии проектного обучения на уроках литературы
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы применения проектной деятельности как одной из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный опыт учащихся.
Обозначены конкретные формы, приёмы деятельности ученика и учителя на уроках литературы. Приводятся примеры тем проектов и исследований, созданных на основе удачного сочетания программного материала и материала по литературному краеведению.
Назначение работы: служит подтверждением эффективности (целесообразности и результативности) применения инновационных технологий для организации учебной работы в школе и дальнейшего послешкольного образования.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Для этого необходимо развивать у учащихся проектное мышление с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания. Знания по истории, мировой художественной культуре, музыке, литературному краеведению - дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом. Предлагаю вашему вниманию уроки с применения метода проекта на уроках литературы.
1.Проект: «Портрет: словом и кистью» проводится после изучения в 9 классе поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Цели проекта: расширить знания учащихся о творчестве Н.В. Гоголя, познакомить с шедеврами портретного искусства второй половины 18 века на примере творчества Д.Г. Левицкого, с особенностями его живописной техники. Гоголь – мастер детали как средства индивидуализации и типизации. В литературном портрете автор раскрывает типический характер своих героев и выражает идейное отношение к ним через изображение внешности: их фигуры, лица, одежды, позы, движения, манер и жестов, иллюстрирует те стороны натуры героя, которые представляются ему наиболее важными. В свою очередь, и знакомство с творчеством Д.Г. Левицкого, мастера портретной живописи, поможет детям увидеть в его работах неповторимый характер с неповторимой судьбой каждого героя портрета, жизненное содержание культуры 18 столетия. В результате исследования у учащихся сформируется представление о литературе и искусстве как едином целом. Следовательно, основополагающий вопрос проекта «Портрет: словом и кистью» – как раскрывается внутренний мир и характер героев в поэме Н.В. Гоголя и в портретной живописи художника 18 века Д.Г. Левицкого.
Формируются 2 группы, исходя из интересов и возможностей учащихся: литературоведы, искусствоведы.
Группа литературоведов изучает информацию о портрете в литературоведении, выявляет особенности образа главных героев поэмы «Мертвые души» в системе образов поэмы; роли художественной детали как средства создания образа.
Группа искусствоведов изучает информацию о видах портрета в живописи, знакомится с портретной живописью Д.Г. Левицкого, с историей создания картин, интересными фактами из жизни изображенных людей, делает искусствоведческий анализ.
Результат работы: буклет, презентация
2.Проект: «Слово о полку Игореве» в русской культуре и искусстве».
Цели: изучить произведение посредством информационных технологий.
Формируются 3 группы, исходя из интересов и возможностей учащихся: литературоведы, художники, музыканты.
Группа художников изучает книгу Д.С. Лихачёва «Слово о полку Игореве и культура Древней Руси», ищет материал о художниках, иллюстрировавших поэму (В.А. Фаворский, В.Г. Перов, В.А. Носков), выполняет работу по подбору иллюстраций и сравнению, анализу образа Ярославны на разных полотнах. Кроме того, члены группы сами иллюстрируют эпизоды «Слова о полку Игореве», составляют экскурсию по этим иллюстрациям, занимаются словесным рисованием.
Группа музыкантов собирает материал о творчестве А.П. Бородина и его опере, исследует сюжет «Слова о полку Игореве», летописи и оперы, сравнивает, отвечает на вопрос: почему они не совпадают.
Группа литературоведов на основании изученных статей Л. А. Дмитриева, И.А. Фогельсона и других исследует «тёмные места» в «Слове о полку Игореве», сравнивает переводы этого памятника В. А. Жуковским, К.Д. Бальмонтом, Н.А. Заболоцким, показывает значение роли художественных переводов для читателя.
Результат работы: выставка рисунков, презентация, сборник рецензий
3. Проект: «По страницам великой жизни Л.Н. Толстого»
Цели: создать представление о Л.Н. Толстом - человеке и писателе; формировать умение работать с дополнительной литературой.
Формируются 4 группы, исходя из интересов и возможностей учащихся: комментаторы, архивисты, искусствоведы, смекалистые.
Группа комментаторов создает хронологическую таблицу жизни и творчества.
Группа архивистов анализирует дневниковые записи и пишет аналитическую статью.
Группа искусствоведов готовит рассказ о портретах писателя (работы И.Е. Репина, Н.Н. Ге, И.Н. Крамского).
Группа смекалистых составляют викторину или тест о Л.Н. Толстом.
Результат работы: таблица, статья, презентация, викторина.
4.Проект: Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»
Цели: изучить произведение посредством информационных технологий.
Формируются 5 групп, исходя из интересов и возможностей учащихся: историческая, лингвистическая, творческая, интеллектуальная, ИКТ.
Группа историков собирает информацию о казаках, о Запорожской Сечи, о современном казачестве и готовит об этом сообщения.
Группа лингвистов составляет словарь устаревших и непонятных слов из повести.
Группа творческая готовит иллюстрации к повести различных художников, краткий рассказ о каждом из них, сами иллюстрируют отдельные эпизоды, защищает свои рисунки.
Группа интеллектуалов готовит проблемные вопросы по всей повести, итоговую викторину.
Группа ИКТ создает презентации о биографии Гоголя и о героях повести «Тарас Бульба».
Результат работы: сообщения, словарь устаревших слов, выставка рисунков, презентация, викторина.
5. Проект: «Н.В. Гоголь «Ревизор».
Цели: изучить произведение посредством информационных технологий.
Формируются 6 групп, исходя из интересов и возможностей учащихся: историческая, театральная, ИКТ, художники-декораторы, интеллектуальная, лингвисты.
Группа историков готовит рассказ об исторической обстановке в России во время написания пьесы.
Группа театральная готовит заочную экскурсию в театр.
Группа ИКТ создает презентацию о героях комедии.
Группа художников-декораторов воссоздает детали одежды героев, рисует декорации к действиям.
Группа интеллектуалов готовит итоговую игру и тест по комедии.
Группа лингвистов создает словарь устаревших и непонятных слов из комедии.
Результат работы: сообщения, словарь устаревших слов, выставка рисунков, презентация, викторина.
6. Проект: «Образ малой родины в современном искусстве»
Цели: показать изображение малой родины мастерами разных видов искусства. Формируются 3 группы, исходя из интересов и возможностей учащихся: художники, лирики, композиторы.
Группа художников собирает информацию об орских художниках, подбирает стихи к их картинам; оформляет выставку рисунков, презентацию.
Группа лириков готовит выразительное чтение стихов об Орске, презентацию об орских поэтах; оформляет выставку сборников стихотворений орских поэтов. Группа композиторов собирает информацию об орских композиторах, делает видеофильм о достопримечательностях города Орска.
Результат работы: презентации, выставка рисунков, выставка сборников стихотворений орских поэтов, видеофильм о достопримечательностях города Орска.
Итоги проведённой работы в целом свидетельствуют о выполнении поставленных задач, дают право утверждать, что применение технологии проектного обучения повышает эффективность развития познавательного интереса учащихся, уровень их информационной и коммуникативной компетентности, способствует формированию системности в знаниях, развитию умения применять усвоенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Перспектива дальнейшей разработки темы «Использование технологии проектного обучения на уроках литературы» может быть связана с поиском путей устранения возникающих трудностей, выявлением наиболее эффективных приёмов реализации проектной деятельности, с оптимизацией соотношения урочной и внеурочной деятельности при выполнении учебного проекта.
Список литературы
Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся. – Москва, 2007. – 157 с.
Полякова Т. Н. Метод проектов в школе. — М.,2011. – 77 с.
Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: рекомендации для учащихся, учителей и родителей. — Ярославль: Академия развития, 2008. – 255с.