Досаева Наталья Александровна
учитель математики МБОУ «СОШ №7» г. Майкопа
первой квалификационной категории
Использование цифровых образовательных ресурсов
в образовательной деятельности.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………………………4
1 . Общие представления о ЦОР. Типология………………………………...4
2. Критерии отбора и построения ЦОР для урока…………………………..6
3. Практическое применение ЦОР на уроках математики………………..6
Заключение………………………………………………………………...9
Список литературы………………………………………………….….10
Приложение…………………………………………………………...….11
Введение
В последние годы в системе образования Российской Федерации продолжается работа по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований с целью объединения наработок системы образования с новейшими информационными технологиями.
Современные подходы к обучению математике в средней школе предполагают, что учащиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенций, необходимых для продолжения образования, в практической деятельности и повседневной жизни.
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
Главной целью использования ЦОР, обеспечивающих изучение математики на уровне основного общего образования, является повышение качества математического образования и увеличение степени его доступности.
Цель работы: формирование готовности учителей к использованию ЦОР, обеспечение нового качества образования, повышение его эффективности в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Задачи работы:
Формирование знаний о современных ЦОР по математике.
Формирование системы умений по отбору ЦОР, реализации различных моделей организации деятельности учащихся на основе ЦОР в процессе обучения математике в основной школе.
Ожидаемые результаты:
Получение педагогами представления о типологии учебных цифровых и электронных образовательных ресурсов, об использовании ЦОР в учебном процессе;
Развитие умения анализировать имеющиеся ЦОР с точки зрения возможности их использования на уроках математики разных типов;
1 . Общие представления о ЦОР. Типология.
ЦОР - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Задачи ЦОР:
Помощь учителю при подготовке к уроку.
Помощь учителю при проведении урока.
Помощь учащимся при подготовке домашнего задания.
Требования к ЦОР:
Объекты ЦОР должны отвечать образовательному стандарту и основным дидактическим принципам.
Объекты ЦОР должны быть технически просты в обращении.
Объекты ЦОР должны быть в высокой степени интерактивными.
Преподаватель должен иметь возможность контролировать и оценивать работу учащихся с ЦОР.
Виды ЦОР
Простой ЦОР – это ЦОР, пригодный для использования как единое целое и не допускающий деления на отдельные элементы, которые могли бы использоваться самостоятельно.
Пример простого ЦОР:
статья;
иллюстрация вместе с сопроводительным текстом;
книга в виде набора отсканированных страниц c оглавлением;
аудиозапись;
видеозапись;
презентация в формате MS Power Point;
отдельный медиаобъект учебного курса, выполненного на определенной технологической платформе.
Сложный ЦОР – это ЦОР, состоящий из элементов, которые можно использовать отдельно как самостоятельные образовательные ресурсы. Примеры сложных ЦОР:
гипертекстовый документ с иллюстрациями, допускающий разделение на самостоятельные разделы (части, главы);
Расширенная классификация ЦОР представлены в Приложении.
2. Критерии отбора и построения ЦОР для урока
При подготовке к уроку учитель попадает в ситуацию, когда ему необходимо адекватно оценить и выбрать те информационные средства, которые бы способствовали развитию у учащихся пространственного и абстрактного мышления, повышали мотивацию обучения и эффективность.
Для достижения поставленных целей важно помнить, что использование мультимедиа на уроках носит продуктивный характер в том случае, если при отборе учитываются такие важные критерии как соответствие с педагогическими целями учебного курса и урока, психологические особенности восприятия предлагаемой информации детской аудиторией.
В качестве критериев оценки дидактических качеств электронных образовательных ресурсов учителю можно предложить следующие:
- содержательная часть должна быть выполнена на высоком научно-теоретическом уровне и методически грамотно структурирована;
- материал должен давать возможность самому учащемуся (или учителю) выбирать объем, темп и последовательность изучения материала;
- ресурс должен иметь удобный, дружественный интерфейс, обучаемый не должен испытывать затруднений в процессе управления программой, не терять интереса и уверенности в своих силах, что особенно важно для младшего школьника;
- в содержание ресурса должны входить тестирующие материалы или иные формы контроля;
- иметь возможность использоваться многократно на различных этапах изучения данной темы;
Практическое применение ЦОР на уроках математики
Использование ЦОР на уроках предоставляет достаточно широкие возможности для организации занятий по математике, выстроенных как в традиционных, так и инновационных формах. В данной работе представлены ресурсы, которые демонстрируют на себе примеры простых и сложных ЦОР, а так же критерии отбора ресурсов при подготовке и проведении урока, о которых говорилось ранее.
(все ссылки работают в электронной версии работы)
Пример1. Простой ЦОР:

Пример 2. Сложный ЦОР (тест)
Тест для 5-6 классов по математике
Пример 3. Сложный ЦОР (урок с гиперссылками)
Урок для 5 класса с гиперссылками
Пример 4. Критерий 1
«минимум текста - максимум информации»

Пример 5. Критерий 2
Доказательство теоремы с возможностью выбора скорости и темпа работы
Пример 6. Критерий 3
«заинтересовать!»
Интерактивный модуль удобный в использовании и с дружественным интерфейсом
Пример 7. Критерий 4
Презентация контролирующая
Пример 8. Критерий 5
Многократное использование.
Заключение
Современные информационные и телекоммуникационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые являются наиболее важным стратегическим фактором его развития. Использование ЦОР в учебном процессе позволяет повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательные эффекты.
Применение ЦОР реализовывает дифференцированный подход к обучению учащихся с разным уровнем готовности. При условии систематического использования ЦОР в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. При изучении математики роль информационных технологий повышается в связи с тем, что они выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию учащихся.
Мне бы хотелось обменяться опытом по данной проблеме на городской площадке для молодых педагогов.
Список литературы
Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации. ИЯШ 1995 №2
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994
Техническое задание «Разработка программ и учебно-методических материалов для подготовки студентов педагогических вузов в области использования цифровых образовательных ресурсов» (на базе Лаборатории цифровых образовательных ресурсов педагогического проектирования)
Интернет-источники
http://school-collection.edu.ru
Баврин П.А. Методические рекомендации по комплексной оценке качества информационных образовательных ресурсов //http://www.humanities.edu.ru/db/msg/74844
Горохова Л.И. Применение цифровых образовательных ресурсов. Фестиваль педагогических идей 2006-2007 // http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=411543
Классификация и применение ЦОР // http://www.edu.ru/attach/17/5890.doc
Королева О. В. Критерии отбора информационных ресурсов //http://www.openclass.ru/node/102831://
Приложение.

Схема 1.
12