СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательной деятельности»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательной деятельности» конкурсная статья 

Просмотр содержимого документа
«Использование ЦОР Досаева»

Досаева Наталья Александровна

учитель математики МБОУ «СОШ №7» г. Майкопа

первой квалификационной категории





Использование цифровых образовательных ресурсов

в образовательной деятельности.





























Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………………3

  2. Основная часть……………………………………………………………4

1 . Общие представления о ЦОР. Типология………………………………...4

2. Критерии отбора и построения ЦОР для урока…………………………..6

3. Практическое применение ЦОР на уроках математики………………..6

  1. Заключение………………………………………………………………...9

  2. Список литературы………………………………………………….….10

  3. Приложение…………………………………………………………...….11

























Введение

В последние годы в системе образования Российской Федерации продолжается работа по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований с целью объединения наработок системы образования с новейшими информационными технологиями.

Современные подходы к обучению математике в средней школе предполагают, что учащиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенций, необходимых для продолжения образования, в практической деятельности и повседневной жизни.

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

Главной целью использования ЦОР, обеспечивающих изучение математики на уровне основного общего образования, является повышение качества математического образования и увеличение степени его доступности.

Цель работы: формирование готовности учителей к использованию ЦОР, обеспечение нового качества образования, повышение его эффективности в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Задачи работы:

  1. Формирование знаний о современных ЦОР по математике.

  2. Формирование системы умений по отбору ЦОР, реализации различных моделей организации деятельности учащихся на основе ЦОР в процессе обучения математике в основной школе.

Ожидаемые результаты:

  1. Получение педагогами представления о типологии учебных цифровых и электронных образовательных ресурсов, об использовании ЦОР в учебном процессе;

  2. Развитие умения анализировать имеющиеся ЦОР с точки зрения возможности их использования на уроках математики разных типов;


1 . Общие представления о ЦОР. Типология.

ЦОР - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. 

Задачи ЦОР:

  •  Помощь учителю при подготовке к уроку.

  •  Помощь учителю при проведении урока.

  •  Помощь учащимся при подготовке домашнего задания.

 

Требования к ЦОР:

 

  • Объекты ЦОР должны отвечать образовательному стандарту и основным дидактическим принципам.

  • Объекты ЦОР должны быть технически просты в обращении.

  • Объекты ЦОР должны быть в высокой степени интерактивными.

  • Преподаватель должен иметь возможность контролировать и оценивать работу учащихся с ЦОР. 



Виды ЦОР

Простой ЦОР – это ЦОР, пригодный для использования как единое целое и не допускающий деления на отдельные элементы, которые могли бы использоваться самостоятельно.

Пример простого ЦОР:

  • статья;

  • иллюстрация вместе с сопроводительным текстом;

  • книга в виде набора отсканированных страниц c оглавлением;

  • аудиозапись;

  • видеозапись;

  • презентация в формате MS Power Point;

  • отдельный медиаобъект учебного курса, выполненного на определенной технологической платформе.

Сложный ЦОР – это ЦОР, состоящий из элементов, которые можно использовать отдельно как самостоятельные образовательные ресурсы. Примеры сложных ЦОР:

гипертекстовый документ с иллюстрациями, допускающий разделение на самостоятельные разделы (части, главы);

  • электронный учебный курс по определенному предмету (программе), выполненный на определенной технологической платформе или требующий определенной среды (проигрывателя) для использования;

  • система тестирования;

  • тренажер;

  • тематический каталог.

Расширенная классификация ЦОР представлены в Приложении.



2. Критерии отбора и построения ЦОР для урока

При подготовке к уроку учитель попадает в ситуацию, когда ему необходимо адекватно оценить и выбрать те информационные средства, которые бы способствовали развитию у учащихся пространственного и абстрактного мышления, повышали мотивацию обучения и эффективность.

Для достижения поставленных целей важно помнить, что использование мультимедиа на уроках носит продуктивный характер в том случае, если при отборе учитываются такие важные критерии как соответствие с педагогическими целями учебного курса и урока, психологические особенности восприятия предлагаемой информации детской аудиторией.

В качестве критериев оценки дидактических качеств электронных образовательных ресурсов учителю можно предложить следующие:

- содержательная часть должна быть выполнена на высоком научно-теоретическом уровне и методически грамотно структурирована;

- материал должен давать возможность самому учащемуся (или учителю) выбирать объем, темп и последовательность изучения материала;

- ресурс должен иметь удобный, дружественный интерфейс,  обучаемый не должен испытывать затруднений в процессе управления программой, не терять интереса и уверенности в своих силах, что особенно важно для младшего школьника;

- в содержание ресурса должны входить тестирующие материалы или иные формы контроля;

- иметь возможность использоваться многократно на различных этапах изучения данной темы;


  1. Практическое применение ЦОР на уроках математики

Использование ЦОР на уроках предоставляет достаточно широкие возможности для организации занятий по математике, выстроенных как в традиционных, так и инновационных формах. В данной работе представлены ресурсы, которые демонстрируют на себе примеры простых и сложных ЦОР, а так же критерии отбора ресурсов при подготовке и проведении урока, о которых говорилось ранее.

(все ссылки работают в электронной версии работы)

Пример1. Простой ЦОР:

Пример 2. Сложный ЦОР (тест)

Тест для 5-6 классов по математике

Пример 3. Сложный ЦОР (урок с гиперссылками)

Урок для 5 класса с гиперссылками


Пример 4. Критерий 1

«минимум текста - максимум информации»


Пример 5. Критерий 2

Доказательство теоремы с возможностью выбора скорости и темпа работы

Пример 6. Критерий 3

«заинтересовать!»

Интерактивный модуль удобный в использовании и с дружественным интерфейсом

Пример 7. Критерий 4

Презентация контролирующая


Пример 8. Критерий 5

Многократное использование.

Заключение

Современные информационные и телекоммуникационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые являются наиболее важным стратегическим фактором его развития. Использование ЦОР в учебном процессе позволяет повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательные эффекты.

Применение ЦОР реализовывает дифференцированный подход к обучению учащихся с разным уровнем готовности. При условии систематического использования ЦОР в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. При изучении математики роль информационных технологий повышается в связи с тем, что они выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию учащихся.

Мне бы хотелось обменяться опытом по данной проблеме на городской площадке для молодых педагогов.


















Список литературы

 

  1.  Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации. ИЯШ 1995 №2

  2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994

  3. Техническое задание «Разработка программ и учебно-методических материалов для подготовки студентов педагогических вузов в области использования цифровых образовательных ресурсов» (на базе Лаборатории цифровых образовательных ресурсов педагогического проектирования)

Интернет-источники

  1. http://school-collection.edu.ru

  2. Баврин П.А. Методические рекомендации по комплексной оценке качества информационных образовательных ресурсов //http://www.humanities.edu.ru/db/msg/74844

  3. Горохова Л.И. Применение цифровых образовательных ресурсов. Фестиваль педагогических идей 2006-2007 // http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=411543

  4. Классификация и применение ЦОР // http://www.edu.ru/attach/17/5890.doc

  5. Королева О. В. Критерии отбора информационных ресурсов //http://www.openclass.ru/node/102831://




Приложение.

Схема 1.

12



Просмотр содержимого документа
«Урок с гиперссылками»



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Сложение и вычитание обыкновенных дробей


ФИО (полностью)

Досаева Наталья Александровна

Место работы

МБОУ «СОШ № 7»

Должность

учитель

Предмет

математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» 2 урок

Базовый учебник

Математика 5 класс под редакцией Н.Я. Виленкина


  1. Цель урока: Совершенствовать формирование знаний и умений сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

9. Задачи:

- обучающие: выработать навыки применения полученных знаний при решении задач;

-развивающие: развивать познавательную активность, мышление, информационно-коммуникативную компетентность;

-воспитательные: аккуратность в оформлении математических записей.

  1. Тип урока: комбинированный урок, направленный на закрепление и совершенствование умений и навыков выполнения сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и применение их при решении задач.

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран











Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР


Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время



1

2

3

5

6

7

1

0ргонизационный момент


Приветствие

Будь внимательней дружок

Начинаем мы урок

Предстоит тебе опять

Решать, отгадывать, считать.

Приветствуют учителя

1

2

Мотивация


Формулирует цели, задачи

Формулирует задание, задает вопросы, подводит итог обсуждения

Фиксируют тему урока, формулируют совместно с учителем задачи урока

2

3

Актуализация знаний, необходимых для успешной работы


Модуль 1


Демонстрирует слайд, задавая вопросы


Отвечают на вопросы

1,5


Модуль 2

Формулирует задание, формулирует вопросы, формулирует критерии оценок, демонстрирует ответы, анализирует результаты выполнения заданий

Отвечают на вопросы, выполняют задания (фронтально и индивидуально) с последующей самопроверкой

3,5

4

Применение знаний в стандартных ситуациях




Модуль 3

Формулирует задание, осуществляет руководство деятельностью учащихся, проверяет результаты, корректирует, демонстрирует ответы.

Выполняют задания

(4,5 мин)


Модуль 4

(4,5 мин)


Проводит графический диктант (см. Приложение 1)

Записываю результат

2

в тетради и проверяют самостоятельно


5

Применение знаний в новых ситуциях


Осуществляет руководство деятельностью учащихся, формулирует необходимые дополнительные вопросы

Решение задачи № 1014 стр 158 (см. Приложение 1)

Формулируют задание, отвечают на вопросы

10

6

Диагностика уровня освоения учащимся полученных знаний

Модуль 5

Формулирует задание, осуществляет помощь в проверке контролирующих заданий


Отвечают на вопросы письменно в тетради

6

7

Подведение итогов урока


Выставляет отметки с учетом результатов деятельности учащихся

Слушают учителя

3

8

Постановка домашнего задания


Формулирует домашнее задание

№№1040, 1043

Записывают в дневник

2



Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Модуль1

Слайд-резюме. Часть 1


И

иллюстрация


Модуль 2

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями


П1

Презентация с заданиями на ввод ответа


Модуль 3

Игровое задание. Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями


П

Презентация с заданиями


Модуль 4

Игровое задание. Вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями


П

Презентация с заданиями


Модуль 5

Игровое задание. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями


П, К, И


Презентация с заданиями



Приложение 1.

  1. Графический диктант:

Ответу «да» соответствует _ , ответу «нет» - V

Ключ: _, v, _, v, _, v, _.

  1. Решение задачи № 1014

- Прочитайте задачу. Какова площадь участка?

- Какая площадь занята елью? Сосной?

- Что можно узнать, имея эти данные?

- Ответили ли мы на вопрос задачи? (Нет, так как мы узнали, какую часть занимают посадки ели и сосны. А нам надо узнать, сколько гектаров занято елью и сосной вместе.)

- Составьте план решения задачи. Решите.

такая часть леса занята елью и сосной.

(га) площадь, занятая елью и сосной.

- Прочитайте ответ. (Елью и сосной занято 210 гектаров леса.)

- Подумайте, можно ли решить задачу иначе?

- Составьте план решения. (1. Сколько площади занято елью? 2. Сколько площади занято сосной? 3. Какая площадь леса занята сосной и елью вместе?)

(га) –площадь, занятая елью.

(га) –площадь, занятая сосной.

3)90+120=210 (га).

- Какой способ вам понравился больше? Почему?

Просмотр содержимого презентации
«Использование ЦОР Досаева»

  Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательной деятельности     Досаева Н.А., учитель математики МБОУ «СОШ №7»

  Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательной деятельности

Досаева Н.А.,

учитель математики

МБОУ «СОШ №7»

Что же такое ЦОР ? информационный источник, содержащий

Что же такое ЦОР ?

информационный источник, содержащий

  • графическую,
  • текстовую,
  • речевую,
  • музыкальную,
  • видео–, фотоинформацию,
Общие представления о ЦОР: З А Д А Ч И  Ц О Р:

Общие представления о ЦОР:

З

А

Д

А

Ч

И

Ц

О

Р:

  •   Методическая помощь учителю при подготовке и проведении урока.
  •   Помощь учащимся при подготовке домашнего задания.
Общие представления о ЦОР: Требования

Общие представления о ЦОР:

Требования

  • Объекты ЦОР должны отвечать основным дидактическим принципам.
  • ЦОР должны быть технически просты в обращении.
  • Преподаватель должен иметь возможность контролировать и оценивать работу учащихся с ЦОР. 
Простой ЦОР Простой ЦОР – это ЦОР, пригодный для использования как единое целое и недопускающий деления на отдельные элементы, которые могли бы использоваться самостоятельно.

Простой ЦОР

Простой ЦОР – это ЦОР, пригодный для использования как единое целое

и недопускающий деления на отдельные элементы,

которые могли бы использоваться самостоятельно.

Сложный ЦОР Сложный ЦОР – это ЦОР, состоящий из элементов, которые можно использовать отдельно как самостоятельные образовательные ресурсы.

Сложный ЦОР

Сложный ЦОР – это ЦОР, состоящий из элементов, которые можно

использовать отдельно как самостоятельные образовательные ресурсы.

Критерии отбора и построения ЦОР содержательная часть должна быть выполнена на высоком научно-теоретическом уровне и методически грамотно структурирована;  «минимум текста - максимум информации»

Критерии отбора и построения ЦОР

содержательная часть должна быть выполнена на высоком научно-теоретическом уровне и методически грамотно структурирована;

«минимум текста - максимум информации»

Критерии отбора и построения ЦОР материал должен давать возможность самому учащемуся (или учителю) выбирать объем, темп и последовательность изучения материала;

Критерии отбора и построения ЦОР

материал должен давать возможность самому учащемуся (или учителю) выбирать объем, темп и последовательность изучения материала;

Критерии отбора и построения ЦОР  ресурс должен иметь удобный, дружественный интерфейс,    обучаемый не должен испытывать затруднений в процессе управления программой, не терять интереса и уверенности в своих силах.  «заинтересовать»

Критерии отбора и построения ЦОР

ресурс должен иметь удобный, дружественный интерфейс,

   обучаемый не должен испытывать затруднений в процессе управления программой, не терять интереса и уверенности в своих силах.

«заинтересовать»

Критерии отбора и построения ЦОР в содержание ресурса должны входить тестирующие материалы и другие формы контроля;

Критерии отбора и построения ЦОР

в содержание ресурса должны входить тестирующие материалы

и другие формы контроля;

Критерии отбора и построения ЦОР иметь возможность использоваться многократно на различных этапах изучения данной темы;

Критерии отбора и построения ЦОР

иметь возможность использоваться многократно

на различных этапах изучения данной темы;

Применение ЦОР позволяет реализовывать дифференцированный подход к обучению учащихся с разным уровнем готовности.

Применение ЦОР позволяет реализовывать дифференцированный подход к обучению учащихся с разным уровнем готовности.

Систематическое использование ЦОР в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения может значительно повысить эффективность обучения.

Систематическое использование ЦОР в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения может значительно повысить эффективность обучения.

Просмотр содержимого презентации
«игра итог!!!»

Расшифруйте название музея  9 8 33 33 32 18 33 33 5 15 12 33 33 33

Расшифруйте название музея

9

8

33

33

32

18

33

33

5

15

12

33

33

33

Расшифруйте название музея  16 30 85 85 20 26 85 85 23 14 57 85 85 85 т

Расшифруйте название музея

16

30

85

85

20

26

85

85

23

14

57

85

85

85

т

Расшифруйте название музея  66 64 99 99 74 76 99 99 14 38 42 99 99 99 т м

Расшифруйте название музея

66

64

99

99

74

76

99

99

14

38

42

99

99

99

т

м

Расшифруйте название музея  70 80 123 123 90 60 123 123 46 96 20 123 123 123 т м и

Расшифруйте название музея

70

80

123

123

90

60

123

123

46

96

20

123

123

123

т

м

и

Расшифруйте название музея  72 86 174 174 76 82 174 174 48 18 52 174 174 174 э т м и

Расшифруйте название музея

72

86

174

174

76

82

174

174

48

18

52

174

174

174

э

т

м

и

Расшифруйте название музея  58 68 80 80 57 47 80 80 17 28 12 80 80 80 а т м э и

Расшифруйте название музея

58

68

80

80

57

47

80

80

17

28

12

80

80

80

а

т

м

э

и

Расшифруйте название музея  20 34 67 67 36 24 67 67 22 12 54 67 67 67 т а м и р э

Расшифруйте название музея

20

34

67

67

36

24

67

67

22

12

54

67

67

67

т

а

м

и

р

э

в ы х о д э ж а т м р и

в ы х о д

э

ж

а

т

м

р

и

ошибка

ошибка