СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование возможностей школьного музея в патриотическом воспитании современных школьников"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об использовании школьного музея в патриотическом воспитании современных школьников.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование возможностей школьного музея в патриотическом воспитании современных школьников"»

Использование возможностей школьного музея в патриотическом воспитании современных школьников.

Н.Житнева, учитель истории Козьмодемьяновский филиал МБОУ 2 Гавриловской сош Гавриловского района Тамбовской области, лауреат областной премии им. Зои Космодемьянской.

России не станет тогда, когда не станет

последнего патриота.

Н.М.Карамзин

Тезисы

Ключевым условием жизнеспособности государства, эффективного функционирования его институтов, консолидирующей силой, способствующей духовному единению народа, является патриотизм, составляющий основу национального самосознания народа.

Патриотизм выражается в любви и преданности своей Родине, родной земле и своему народу, его истории, культуре и природе. Актуальность патриотической проблематики присуща не только современности. Она привлекала большое внимание мыслителей-философов, ученых, политических деятелей, педагогов на протяжении всей истории человечества.

Патриотизм призван придать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданской ответственности, духовности, формирования у граждан позитивных ценностей и качеств, он напрямую согласуется с общегосударственными задачами страны по укреплению Отечества, по обеспечению его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Являясь важным аспектом духовной жизни современной России, патриотизм связан с историческим прошлым, обращение к которому не только позволяет понять корни этого исторического феномена, но и дает возможность прогнозировать направление его развития. Это позволяет целенаправленно управлять процессом формирования патриотизма.

История свидетельствует, что благодаря патриотизму народа России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в сложные периоды своей истории (Смута, Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война).

История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это - коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и будущее.

Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Поле деятельности педагогов и воспитателей в этом направлении огромно. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям. Тем более, что арсенал форм и методов работы в этом направлении велик, и не стоит им пренебрегать.

Одной из форм работы по патриотическому воспитанию является создание школьного музея. Историческое образование в современных условиях немыслимо без серьезного и внимательного изучения повседневной жизни людей в прошлом.

Музей – большой помощник в обучении и воспитании учащихся. Он учит детей любить наше село – нашу малую Родину, показывает, кем стали выпускники нашей маленькой сельской школы. Школьный музей способствует развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории природы и общества, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Школьный музей призван способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей детей, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской работы, служить целям совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Основная функция школьного музея - образовательно-воспитательная. Школьный музей-это не просто собирание памятников (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направление на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.


Статья


Коренные преобразования в России в конце 20 – начале 21 веков, определившие крутой поворот в новейшей истории страны, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и в сознании его граждан.

Ключевым условием жизнеспособности государства, эффективного функционирования его институтов, консолидирующей силой, способствующей духовному единению народа, является патриотизм, составляющий основу национального самосознания народа.

Патриотизм выражается в любви и преданности своей Родине, родной земле и своему народу, его истории, культуре и природе. Актуальность патриотической проблематики присуща не только современности. Она привлекала большое внимание мыслителей-философов, ученых, политических деятелей, педагогов на протяжении всей истории человечества.

Во все времена выдающиеся реформаторы России, задумываясь о переустройстве государства, неизменно обращали свои взоры к молодому поколению. Они понимали, что успех задуманного во многом будет зависеть от подготовки преданных делу, патриотически-настроенных государственных людей. Поэтому необходимость работы по патриотическому воспитанию школьников и в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения.

Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В настоящее время воспитанию патриотизма у российских граждан отведена роль важнейшего направления деятельности общества и государства. Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании», Указ Президента Российской Федерации «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» и другие нормативные акты Российской Федерации в части, касающейся вопросов патриотического воспитания. В Постановлении Правительства Российской Федерации «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» отражена совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания. Таким образом, патриотизм призван придать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданской ответственности, духовности, формирования у граждан позитивных ценностей и качеств, он напрямую согласуется с общегосударственными задачами страны по укреплению Отечества, по обеспечению его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни. Все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей и молодежи.

Патриотизм включает ряд ценностных ориентиров и систему поведения полноправного гражданина в интересах Отчизны, служения гражданскому коллективу соотечественников. Следовательно, изначально патриотизм - это система сознательного отношения и поведения личности в интересах всего гражданского коллектива, когда родина выступает гарантом его развития и существования. Являясь важным аспектом духовной жизни современной России, патриотизм связан с историческим прошлым, обращение к которому не только позволяет понять корни этого исторического феномена, но и дает возможность прогнозировать направление его развития. Это позволяет целенаправленно управлять процессом формирования патриотизма.

Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной (в том числе и военной) службы.

Патриот-это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножая ее богатства, а если понадобится, должен быть готов встать на ее защиту в чрезвычайных ситуациях, в том числе с оружием в руках, и, в конечном счете, оказаться победителем врага и стихии.

Ощущение подлинных русских корней во многом способствует тому, что учителя нашей школы среди важнейших духовных ценностей выделяют патриотизм и продолжают считать патриотическое воспитание необходимым компонентом в составе исторического образования.

Именно история свидетельствует, что благодаря патриотизму народа России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в сложные периоды своей истории (Смута, Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война).

История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это - коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и будущее.

Организовывая воспитательную работу, учитель учитывает, что наше прошлое включает огромный идейный нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность мудрой, гордой за нашу Родину, за наших людей, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость государства. Священна память о народных героях всех войн, о тех, кто отстоял нашу страну от иноземных захватчиков, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика в Великой Отечественной войне.

Именно поэтому в процессе работы по патриотическому воспитанию важно показать самоотверженность и героизм русского и других народов нашей страны в борьбе за свободу и независимость, разъяснять всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. и других войнах.

Сегодня, как никогда, важен выбор средств обучения и воспитания, приобщение детей и подростков к миру духовных ценностей истории и культуры.

Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Поле деятельности педагогов и воспитателей в этом направлении огромно. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям. Тем более, что арсенал форм и методов работы в этом направлении велик, и не стоит им пренебрегать.

Одной из форм работы по патриотическому воспитанию является создание школьного музея. Историческое образование в современных условиях немыслимо без серьезного и внимательного изучения повседневной жизни людей в прошлом. С этой целью в школе был создан музей, комната Истории села Козьмодемьяновки.

На данном этапе в реконструированном музее дети видят уголок крестьянской избы, в ней собраны предметы быта 19 века. Здесь старинный деревянный стол с двумя ящиками, где хранили хлеб и ложки. Стол под иконой, на столе самотканая скатерть, на иконе – старинное расшитое полотенце. Рядом кровать с лоскутным одеялом. Зыбка висит посреди избы, покрытая лоскутным покрывалом. На полу – старые самотканые половики в полоску. У стены два сундука, где хранятся старинные вещи. На самодельной табуретке – куделя с шерстью, а рядом прялка, как будто пряха отлучилась на минутку. У печки – полка с посудой, лавка, на ней чугун и другие кухонные принадлежности старой русской избы. Во время экскурсий и при изучении новой темы по истории, где встречаются предметы быта 18 – 19 веков, ребята это видят своими глазами.

При проведении фольклорных праздников, таких как «Масленица», «Кузьминки» мы стараемся воссоздать с помощью этих предметов дух старины. И учащимся очень нравиться выступать в народных костюмах, они с удовольствием изучают русские народные песни, хороводы, частушки, прибаутки, которые свойственны нашей местности.

При изучении раздела о Великой Отечественной войне я использую богатейший материал музея по этой теме. Воспоминания участников Великой отечественной войны, аудио и видеозаписи ветеранов войны и труда, подлинные документы Великой Отечественной войны: письма с фронта, грамоты и награды, похоронки; оружие военного времени: солдатские каски, прострелянные пулями, котелки и другие солдатские вещи, привезенные с полей сражения из-под Курска и Орла (подарок Орловского музея-диарамы). Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И перед ребятами не просто музейные экспонаты – за ними стоят солдаты, которые много лет назад держали эти вещи в руках, пользовались ими. И никакие беседы не могут дать больше в смысле патриотического воспитания, национального самосознания, гордости за то, что совершили наши деды.

Есть в музее раздел, посвященный Герою Советского Союза З.А.Космодемьянской. Здесь собраны газетные статьи, оформлены альбомы, хранится письмо матери Зои, присланное в 1967 году. Каждый год в нашей школе проходит конкурс сочинений, стихов «Наша Зоя», готовясь к которым, ребята изучают материалы музея, книги, написанные о Зое, стараются взглянуть на подвиг Зои каждый по-своему. Вот отрывок из сочинения ученицы нашей школы, занявшее призовое место в областном конкурсе и напечатанное в сборнике по военно-патриотическому воспитанию, Купаревой Марины: « Кто знает, что было бы, если бы не было войны. Может, 13 сентября мы праздновали бы юбилей писательницы Зои Космодемьянской. Мы не знаем, что было бы, если бы не было войны. Потому что война была. И жизнь Зои, жизнь её брата, жизнь многих миллионов девушек и юношей так и не осуществилась, не превратилась в машины и хлеб, в картины и книги, в детей и внуков. Но, погибнув, они победили. И потому живы в наших сердцах, в нашей памяти.»

Да, молодое поколение старается оправдать доверие старших добрыми делами, верностью традициям своего родного края. На счету ребят не мало интересных и полезных дел. Они встречаются с фронтовиками, собирают материал о подвигах земляков, оказывают посильную помощь ветеранам. Именно в этом мы видим преемственность между поколениями.

Учащиеся школы с 1 класса и их родители 1 сентября приходят в музей. Одни - чтобы познакомиться с ним, другие – посмотреть, что нового появилось в нем. И они не обманываются в своих ожиданиях. Ежегодно обновляются экспозиции и выставки музея.

Музей – большой помощник в обучении и воспитании учащихся. Он учит детей любить наше село – нашу малую Родину, показывает, кем стали выпускники нашей маленькой сельской школы. Здесь фотографии полковника Пустотина А.С., проработавшего во внешней разведке 36 лет, и замечательной доярки – ветерана труда Летягиной А.П., летчика подполковника Верятина Ю.П. и механизатора Ивашкина Н.П., капитана второго ранга Скопинцева В.П. и матери-героини Трифоновой М.С., старейших учителей Ломакиных и Судоргиных, сотен других людей, наших бывших учеников. И все они призывают наших детей жить достойно, оставить свой след на земле.

В работе музея участвуют весь педагогический и ученический коллектив. Здесь дети не на словах, а на деле соприкасаются с реликвиями, которые не могут не тронуть детскую душу. Музей заставляет думать о том, ради чего погибли наши односельчане, и что высокое слово «патриотизм» - это их любовь к своей матери, к своей школе, к своему селу.

Школьный музей способствует развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории природы и общества, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Школьный музей призван способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей детей, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской работы, служить целям совершенствования учебно-воспитательного процесса. Увеличилось количество и повысилось качество творческих работ учащихся по истории, в которых они смогли раскрыть свой творческий потенциал, проявить исследовательские способности. Учащиеся принимали участие в проектах регионального уровня (областной конкурс – историческая викторина «Славные страницы истории, шаги Великой Победы», конкурс «Равнение на победу»; краеведческо - исследовательская работа «История села Козьмодемьяновка» - дипломант областного конкурса исследовательских работ; работа «Я люблю эту землю» - лауреат конкурса; «Есть такая профессия – Родину защищать», областной конкурс « «Отечество 2006» «Моя земля, мои земляки»», «Отечество 2007» «Мои земляки» диплом; муниципального уровня: конкурс стихов о Зое, « Мир без войны», сочинений «Мы участники выборов», «Письмо фронтовику», «Наши герои Победы. Из писем и рассказов близких…»). За героико-патриотическое воспитание учащихся я награждена Дипломом областной премии имени З.А. Космодемьянской.

Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой.

В школе постоянно работает актив музея занимающийся следующими видами деятельности:

  • Пополняет фонды музея путем организации походов школьников, налаживая переписки и личных контактов с различными лицами.

  • Изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение.

  • Проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников.

  • Осуществляет создание экспозиций, стационарных выставок.

  • Проводит экскурсии для учащихся, родителей, работников школы.

  • Оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.

Основная функция школьного музея - образовательно-воспитательная. Школьный музей-это не просто собирание памятников (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направление на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.

Школьный музей не должен являться самоцелью. Он лишь звено в единой цепи, часть образовательно-воспитательной системы и выполняет только присущие ему функции. Музей не может заменить урок. Он лишь дополняет учебную и воспитательную работу, насыщая ее историко-краеведческим содержанием. Из многочисленных форм работы следует выбрать только те, которые могут войти в структуру работы каждой конкретной, отдельно взятой школы.

Важное место в жизни подростка занимает школа, которая как сложный социальный организм отражает характер, проблемы, противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности. Этот потенциал школы может быть реализован лишь при соответствующих условиях, которые позволяют наиболее результативно формировать гражданственность подростков. Среди множества условий одно из важнейших – умение педагогов управлять процессом воспитания юных граждан дифференцированно на диагностической основе с учетом их индивидуально-возрастных особенностей.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.


Литература

1.Н.В.Мазыкина, А.Л.Монахов Равнение на победу. ЦГЛ Москва, 2004.

2. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы: Федеральная целевая программа.

3. Р.Салихова Воспитание гражданина.// Воспитание школьников. – 2003. - №1

4. Н.В.Мазыкина Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности.// Воспитание школьников. – 2002. - №6.

5. Л.В.Кузнецова Истоки гражданственности . Изд. 2-е, дополн. – Москва, 1986.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!