Статья
«Итоги адаптационного периода у обучающихся 1 класса»
учителя начальных классов
Лагута Е.В.
МКОУ «Кульбакинская СОШ»
Курской области Глушковского района
Адаптационный период очень сложен и значим для первоклассника. Именно в эти первые месяцы обучения начинают формироваться новые взаимоотношения со сверстниками, базовые учебные установки. Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в школьной среде, но и способность к дальнейшему развитию. Первоклассник переживает эмоциональный дискомфорт из-за требований учителя, условий обучения, поведения в классе. Психологическое напряжение может привести к школьной дезадаптации: ребёнок становится недисциплинированным, невнимательным, отстает в учёбе. Чтобы этого не произошло, школа и родители должны искать различные варианты, которые смогли бы обеспечить ребёнку нормальную адаптацию в школе и хотя бы частично разгрузить на первых, самых сложных этапах обучения. Такой вариант в нашей школе найден. В школе ведутся занятия в «Субботней школе» по подготовке детей в 1 класс. С будущими первоклассниками я занималась с октября по апрель месяц (по 3 урока в субботу). Работа по подготовке ребёнка к школе строилась с учётом психофизиологических закономерностей детей 6 - 7 лет. Я считаю, что проводимые занятия снижают проблемы, которые могут возникнуть у ребёнка в школе, позволяют адаптационный период в школе пройти безболезненно. Снять нагрузку в адаптационный период позволяет и школа полного дня для первоклассников: трёхразовое питание, тихий час, игровой уголок и внеурочная деятельность помогают детям безболезненно решать школьные задачи.
У первоклассников адаптационный период делят на три этапа:
- подготовительный (май-август)
- собственно адаптационный (сентябрь- октябрь, а иногда и ноябрь)
- постадаптационный или аналитический (ноябрь).
С первого дня в школе хвалить детей надо всех ежедневно, но знать, сколько, кого и за что: слабоуспевающих - за маленькие победы, сильных - за решение задач повышенной трудности (им способности даны от природы). Для того чтобы адаптация осуществлялась без серьёзных внутренних потерь, ухудшением самочувствия, настроения, самооценки ребёнка, стараюсь строить учебно - воспитательный процесс с учётом индивидуальных особенностей, возможностей ребёнка.
Чтобы ребёнок стал успешным первоклассником, ему нужны следующие умения:
- управлять своим вниманием;
- слушать и слышать учителя;
- работать по образцу и инструкции;
- ориентироваться на листе бумаги;
- выполнять несложные графические работы;
- различать в словах звуки и чётко их проговаривать;
- иметь развитую мелкую моторику рук.
К сожалению не все дети в классе одинаково хорошо владеют этими умениями. Поэтому передо мной стоит большая задача по развитию этих умений у обучающихся.
Для развития концентрации внимания я использую следующие упражнения:
№1. Дети получают лист с буквами алфавита вразброс и по моему заданию вычёркивают нужную букву, или лист со слогами и тоже в нём нужно найти и подчеркнуть нужный слог. Аналогичные и другие развивающие задания я использую на занятиях внеурочной деятельности «Читалочка».
№2. Дети рассматривают и узнают фигуры в запутанных линиях и удерживают внимание на одном предмете.
Для развития умения работать по образцу предлагаются зрительные графические диктанты (они у нас есть в учебнике математики). Тренирую детей на специальных упражнениях:
- покажи ручку карандашом
- покажи ручкой тетрадь
- положи тетрадь внутри книги.
Для умения ориентироваться на листе бумаги дети выполняют слуховые и зрительные диктанты. Например: влево, вправо, вверх, вниз. Усложнение: влево сверху вниз, вправо снизу вверх (имеется в виду диагональ клетки). Эти упражнения очень важны детям с ослабленным вниманием.
Для развития фонематического слуха и артикуляции даю специальные упражнения и задания.
Упражнения «Уколы»
Рот закрыт, язык колет внутренние стороны щёк.
Упражнение «Гусёнок»
Рот приоткрыт, язык двигается в быстром темпе вправо и влево.
Задание №1 (на уроке музыки): предлагаю прохлопать ритм детской песни (от простых ритмов к более сложным).
Задание№2. Произношу слово, но не слитно, а по отдельным звукам: /л/ у/ /к/. Дети соединяют звуки в слово.
Для развития мелкой моторики рук используется пальчиковая гимнастика. Кроме того, детям нравится выкладывать на уроках математики, чтения, письма из палочек различные фигуры.
На уроках рисования выполнять мелкие движения рукой детям помогает рисование штрихом.
Согласно санитарным правилам в 1 классе продолжительность уроков 35 минут, последние уроки физкультуры, а также уроки по другим предметам в адаптационный период провожу в форме уроков-игр, экскурсий, сказок, конкурсов. Всё это позволяет снизить нагрузку у детей. Внутри урока провожу не только физминутки, но и специальные упражнения на релаксацию:
- набираем в руки воображаемый песок, сжимаем пальцы, удерживаем в руках, посыпаем колени песком. Постепенно раскрывая пальцы;
- энергично надуваем воображаемый воздушный шарик. Затем он медленно со звуком «с-с-с» начинает сдуваться.
Провожу упражнения для предотвращения близорукости.
- рисуем глазами на доске большую лежащую восьмёрку;
- плавно вращаем глазами под расслабленными прикрытыми веками;
- смотрим на кончик носа, потом переводим взгляд на доску (5 раз) и т.д.
Эти упражнения особенно необходимы детям с ослабленным зрением.
Всем хорошо известно, что успешная адаптация ребёнка в школе зависит от системы межличностных отношений, в которую вступает первоклассник с первых дней нахождения в коллективе сверстников и учителей. Поэтому очень важно, чтобы у школьника были сформированы следующие качества:
1. Эмоционально - положительное отношение к совместной деятельности:
- желание участвовать в совместной деятельности;
- позитивные переживания в процессе совместной деятельности, уверенность в успехе;
- адекватная эмоциональная реакция на ошибки и успехи товарища;
- желание предложить свою помощь в процессе деятельности;
- желание принимать помощь от других.
2. Деловые отношения в совместной деятельности на уроке:
- умение принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней;
- умение взаимодействовать в условиях совместной работы.
3. Новые социальные роли, связанные с реализацией межличностных отношений:
- понимание того, что я как ученик - часть классного коллектива, желание быть соучастником общего дела.
4. Умение презентовать себя:
- рассказывать о себе, о своих возможностях;
- выслушивать мнение участников деятельности о своей работе.
Перечисленные качества формируем, работая над проектами на уроках технологии, изобразительного искусства, а так же на занятиях внеурочной деятельности «Учусь создавать проект».
Формирование всех компонентов межличностных отношений в процессе обучения может обеспечить каждый учебный предмет. Существенный вклад следует ожидать от уроков окружающего мира, что обусловлено его особенностями. Одной из ведущих целей его изучения является введение его в систему отношений с окружающей действительностью, раскрытии роли и места человека в природе и обществе. Поэтому присутствуют такие формы взаимодействия первоклассников друг с другом, как: работа в парах, работа в группах.
Так в первый день сентября мы проводили занятие «Знакомство», его цель - развитие умения рассказывать о себе, воспитывать у детей умение слушать. (Узнайте у своего соседа по парте, как его зовут, что он больше всего любит, чем охотнее всего занимается, а затем дети меняются ролями). В октябре мы провели классный час «Расскажи нам о себе». Классный час позволил расширить информацию о себе (о своих интересах, увлечениях). На следующей неделе я запланировала провести игру «Полёт на луну» с целью выявления лидера в классе, определении отношений между учащимися и выявлении «отверженных» детей.
На данный момент в классе нет детей, которые испытывали бы трудности при построении межличностных отношений с одноклассниками. Даже те дети, которые не посещали детский сад и занятия в Субботней школе, быстро адаптировались в детском коллективе и нашли себе друзей.
Не стоит забывать и о родителях. Родители первоклассника должны стать единомышленниками учителя. Но их надо к этому подготовить. Подготовить к новой роли - родителя школьника. В начале сентября мною было проведено родительское собрание «Трудности адаптации. Знакомство с особенностями организации учебно-воспитательного процесса в 1 классе».
Задачей первого родительского собрания было снятие напряжения у родителей, решение организационных вопросов. На нём были даны советы:
- не торопите ребёнка: рассчитать время - ваша задача;
- имейте в виду, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность: это первые 4 - 6 недель, конец 2 четверти, первая неделя после каникул, середина 3 четверти.
Скоро для нашего класса наступит заключительный этап адаптационного периода. Мы будем обмениваться впечатлениями о прошедших школьных днях, проведём анкету среди обучающихся об их интересах и увлечениях.