Из опыта работы с детьми с ОНР по развитию связной речи.
Деятельностная позиция педагога в развитии связной речи дошкольников.
Колузанова Елена Олеговна.
ГБОУ ООШ № 18 структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» г. Новокуйбышевска.
Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в специализированной коррекционной группе. Как известно, сегодня, одним из ведущих направлений развития образовательной системы нашей страны, является обеспечение для детей доступности качественного общего образования. Речевое развитие – ведущий компонент подготовки ребёнка к школе. Непременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками.
Дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающих сверстников в овладении навыками связной речи. У таких детей отмечаются трудности программированного содержания развернутого высказывания и их языкового оформления. Для высказывания (пересказ; различные виды рассказов) характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность. Низкий уровень употребляемой фразовой речи.
Исходя из этого, формирование связной речи дошкольников с ОНР, приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Развивая связанную речь детей старшего дошкольного возраста следует проводить такие виды образовательной деятельности, как рассказывание по картине (игрушке), рассказывание на темы из личного опыта, творческое рассказывание, пересказ литературных произведений (рассказ или сказка).
В нашем дошкольном учреждении работа коррекции речевого и общего развития детей с ОНР полностью исходит от непосредственного участия учителя-логопеда. Но, стоит отметить, что работа воспитателя занимает не последнее место в общем комплексе коррекционных мероприятий.
В задачу логопеда входит развитие и совершенствование становления речевого общения детей, то в работу воспитателя, в свою очередь, входит закрепление их речевого навыка, полученного на непосредственно образовательной деятельности с логопедом. Конечно, специальных занятий недостаточно для решения всех задач развития связной речи, педагог должен помнить об этой проблеме. Во всех видах образовательной деятельности, необходимо развивать и закреплять умение более точно отвечать на поставленные вопросы, обучать умению вести диалог, участвовать в беседе. Всё это сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника. Приобретенные детьми знания и навыки закрепляются и вне образовательной деятельности. Образование шагает далеко вперед, поэтому в своей работе необходимо постоянно применять более современные, более интересные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи.
С новым введением в ФГОС, родители стали полноправными партнёрами и участниками образовательного процесса. Целенаправленная помощь со стороны родителей – важное условие успешности работы по устранению недостатков, обусловленных речевыми нарушениями. Основная линия взаимодействия родителей с детьми определяется логопедом и регулируется педагогами. Дети достигают больших успехов в развитии связной речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые ( в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также, когда взрослые считаются с ребёнком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д, когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребёнка, занимая позицию тактичного собеседника.
Большую помощь, несомненно, оказывают и родители нашей группы. В группе постоянно организуются различные мероприятия совместно с родителями и вместе решаются поставленные коррекционные задачи. Я, как воспитатель, стараюсь организовать свою работу с детьми более интересно.
Каждые две недели я посвящаю определенной теме. Наиболее понравившаяся детям тема « В мире Игрушек». Дети вместе с родителями изготавливают различные игрушки своими руками дома, подбирают для своей игрушки предметы обихода (посуда, одежда, мебель и т.п.) Потом дети с помощью родителей составляют интересные истории про свои игрушки; создают альбомы с фотографиями, рисунками. На этих двух неделях в утренние и вечерние часы, а также на прогулке, ребенок получает возможность рассказать о том, как он делал свою игрушку, какая она, что с ней можно делать. Совместно с логопедом подбираются различные игры по данной теме, например, «Доскажите словечко», «Рисунки-подсказки», «Говорящие игрушки», «Кто внимательный?».
Следующая тема, которую любят дети «Мы художники слова». Родители с детьми готовят папку рисунков и сюжетных, и предметных. Организуется выставка-беседа в неурочные часы по рисункам детей, где дети рассказывают интересные, придуманные ими истории по сюжетным картинкам, или по серии предметных картинок. Выбираются самые необычные рисунки, которые награждаются дипломами.
Для закрепления тем по развитию связной речи, изученных с логопедом, в группе создана театрализованная студия, где дети вместе с родителями разыгрывают известные им сказки. Дома родители привлекают своих детей к изготовлению костюмов, подбирают атрибуты к постановкам, разучивают тексты ролей. Такая работа существенно влияет на отбор языковых средств, на развитие умения подбирать, использовать наиболее необходимые слова для выражения того или иного содержания.
Такая форма работы, как тесная взаимосвязь между дошкольным учреждением и семьей способствует созданию более усовершенствованных условий для всестороннего и гармоничного развития детей, реализации их внутреннего потенциала, индивидуальных интересов. Вместе с тем ведущим является комплексный подход, при котором разнообразные задачи, сочетаясь друг с другом, подчиняются основной и вместе с ней служат целостному развитию речи, совершенствованию всех аспектов владения языком.
Таким образом, развивая связную речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР, мы, педагоги, способствуем:
-развитию свободного общения с взрослыми и детьми,
-развитию всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности,
-практическому овладению воспитанниками нормами речи.
Внедряясь глубоко в работу по формированию связной речи у детей с ОНР, я приняла участие в I Всероссийской заочной научно – практической конференции в сентябре 2013года на тему «Инновационный потенциал современной системы образования», опубликовав статью «Деятельностная позиция педагога в развитии связной речи дошкольников», где рассказала о своей работе с детьми с ОНР по формированию связной речи.
Список литературы
1.Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. М.,1977.
2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.,1999.
3. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. М., 1993.
4. Н.Е Арбекова. Развиваем связную речь у детей 6-7лет с ОНР. Книга для логопедов и воспитателей. М., 2011.