СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "К проблеме рассмотрения диалога как спорного методического понятия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование коммуникативной компетенции является отправной точкой обучения иностранному языку, определяющей самую важную задачу обучения – научить учащихся вести диалог на изучаемом языке. Актуальность проблемы очевидна: обучение языку должно заключаться не в бездумном заучивании грамматических правил и тематических лексических единиц, обучение языку должно строиться по принципу практической значимости.

Просмотр содержимого документа
«Статья "К проблеме рассмотрения диалога как спорного методического понятия"»

Сальникова Светлана

К проблеме рассмотрения диалога как спорного методического понятия

Формирование коммуникативной компетенции является отправной точкой обучения иностранному языку, определяющей самую важную задачу обучения – научить учащихся вести диалог на изучаемом языке. Актуальность проблемы очевидна: обучение языку должно заключаться не в бездумном заучивании грамматических правил и тематических лексических единиц, обучение языку должно строиться по принципу практической значимости. Учащиеся должны понимать, что язык, который они изучают, является средством коммуникации подобно родному языку, на котором они говорят с рождения. Е.И Пассов отмечает, что обучение иностранному языку преследует практические цели, а практическое владение языком есть не что иное, как речевая деятельность [6, с. 2]. Практическая значимость изучаемого иностранного языка как нельзя лучше обнаруживается при диалогическом общении. Однако понятие диалога на сегодняшний день остается спорным вопросом в методике преподавания иностранных языков.

Определяя места диалога в обучении иностранному языку, важно отметить, что обучение может вестись аспектам языка (лексическому, грамматическому, фонетическому) и видам речевой деятельности (говорению, чтению, письму). Ю.А. Алиева, рассматривая структуру говорения, отмечает, что говорение подразделяют на говорение в диалогической форме (диалогическая речь) и в монологической форме (монологическая речь) [3, с. 141]. Таким образом, мы сталкиваемся с такими синонимичными понятиями, как диалог, диалогическая речь, диалогическая форма общения.

А.Н. Щукин разграничивает понятия диалог и диалогическая речь, характеризуя диалог как процесс диалогического общения, который состоит из непосредственного обмена высказываниями между двумя или несколькими лицами, а диалогическую речь как форму речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами [2, c. 60]. При таком подходе мы видим, что диалог и диалогическая речь соотносятся друг с другом как процесс общения и форма речи.

Однако О.В. Агаева понимает под диалогом также форму речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами [1, с. 1]. Таким образом, мы видим, что существует некая путаница в понятиях диалог и диалогическая речь.

М.К. Тлехурай отмечает важность диалога, говоря, что диалог является одним из самых распространенных видов устной речи, наиболее естественной формой речевого общения [9, с. 5].

В.И. Загвязинский характеризуя говорение, вводит понятие учебный диалог: «Это устное общение, разговор, обмен информацией педагога и учащихся или учащихся друг с другом» [4, c. 181]. Таким образом, ученый отмечает важность места протекания диалога.

Существуют определения, в которых диалог рассматривается как форма выражения мыслей. Так И.А. Зимняя, характеризуя речевую деятельность, дает следующее определение понятия речь: «Это способ формирования и формулирования мысли. Существует три способа: внутренний, внешний устный и внешний письменный» [5, с. 80]. Согласно этому определению диалогическая речь характеризуется как внешний устный способ формирования и формулирования мысли.

В обучении иностранному языку выделяют две разновидности диалога: стандартные и свободные диалоги [8, с. 179]. Стандартный диалог обслуживает типовые ситуации повседневной жизни. Чертами стандартного диалога является четкая закрепленность ролей, а также стереотипный языковой материал [7, с. 130]. Диалоги этого типа обычно учатся полностью наизусть, так как они содержат большое количество типичных фраз и клише. Свободный же диалог, напротив, дает место творчеству и позволяет учащимся свободно выражать свои мысли с помощью средств изучаемого языка. Е.Н. Соловова характеризует свободные диалоги как формы речевого взаимодействия, где изначально содержательные границы общения каждого из партнеров, а значит и общая логика развития разговора жестко не фиксируются социальными речевыми ролями [8, с. 180]. К свободным диалогам относят интервью, расспрос, беседу и дискуссию.

Что касается соотношения двух типов диалога в реальной жизни, ученые не имеют единого мнения на этот счет. Е.Н. Соловова отмечает, что в реальном общении чаще всего встречаются стандартные диалоги, аргументируя это тем, что каждый человек имеет определенные социальные роли, а значит, диалоги, которые он ведет в реальной жизни, напрямую зависят от этих ролей. Каждая социальная роль жестко регламентирует темы общения, а значит, диалог становится типовым (стандартным) [8, с. 179].

Г.В. Рогова также придерживается мнения, что социальная роль собеседников определяет меру активности и коммуникативную позицию в диалоге, однако считает, что в центре обучения находятся свободные диалоги, а именно диалог-беседа, поскольку именно этот тип характерен для бытовой и учебно-трудовой сфер деятельности [7, с. 130].

Несмотря на существующие разногласия в определении разных типов диалогов и их места при обучении иностранному языку, Е.Н. Соловова признает, что граница между свободными и стандартными диалогами весьма подвижна в реальном общении и, следовательно, диалоги легко могут трансформироваться из одного типа в другой [8, с. 180].

Таким образом, мы видим, что понятия диалог, диалогическая речь и диалогическое общение являются синонимичными в методике преподавания, а значит, взаимозаменяемыми. Несмотря на то, что обучению диалогу, должно отводиться центральное место в обучении иностранному языку, проблема определений этих понятий остается открытой, между учеными до сих пор нет единого мнения. В методике традиционно выделяют свободные и стандартные диалоги, однако вопрос о разделения диалогов на типы и подтипы, а также об их роли и месте в обучении иностранному языку также является предметов споров и дискуссий.

Список использованных источников

  1. Агаева, О.В. Обучение диалогической речи на уроках английского языка / О.В. Агаева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  – Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. – С. 92 – 94.

  2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

  3. Алиева, Ю.А. Приемы обучения диалогической и монологической речи на занятиях по иностранному языку в средней школе [Электронный ресурс] // Проблемы современной науки и образования. – 2013. – № 3 (17). – С. 141 – 143. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/priemy-obucheniya-dialogicheskoy-i-monologicheskoy-rechi-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku-v-sredney-shkole (дата обращения 26.06.2015).

  4. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд, испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.

  5. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 228 с.

  6. Пассов, Е.И. Обучение говорению на иностранном языке. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.

  7. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвящение, 1991. – 287 с.

  8. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед.вызов и учителей / Е.Н. Соловова. 3-е изд. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 238 с.

  9. Тлехурай, М.К. Диалогическая и монологическая речь, их роль в развитии навыков связной речи учащихся [Электронный ресурс] // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2009. – №3. – С. 5 – 9. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/dialogicheskaya-i-monologicheskaya-rech-ih-rol-v-razvitii-navykov-svyaznoy-rechi-uchaschihsya (дата обращения 28.06.2015).