Фандикова Лидия Константиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ Коктебельская школа г. Феодосии
Метод проектов на уроках литературы как средство формирования учебно-познавательных и коммуникативных компетенций учащихся
Проектная деятельность – одна из наиболее перспективных составляющих образовательного процесса, так как создает условия для творческого саморазвития и самореализации учащихся, формирует все необходимые жизненные компетенции. Во время использования проектной технологии формируются компетенции, востребованные жизнью : - информационные (умение самостоятельно находить и обрабатывать информацию); - социальные (умение работать в группе); - коммуникативные (совершенствование навыков работы в группе); -саморазвития и самообразования. Метод проектов на уроках литературы - это целенаправленная, в основном самостоятельная деятельность учащихся, которая осуществляется под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностной или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата. Метод проектов активизирует все стороны личности учащегося: его интеллектуальную и эмоциональную сферы, его личностные качества и влияет на развитие таких черт характера, как целеустремленность, ответственность, коммуникабельность, креативность, осознание моральных ценностей. В начале внедрения метода проектов в свою систему работы по литературе я использовала мини-проекты, рассчитанные на работу в группах на одном из этапов урока. Не сразу я решилась на разработку и реализацию краткосрочного проекта, рассчитанного на несколько уроков, так как понимала, что должна быть заранее готова к решению разнообразных педагогических проблем. В частности, уметь правильно определить и сформулировать ключевую проблему темы, учебные и практические цели и задачи проектной работы, выдвигать гипотезы, обсуждать с учениками методы исследования, продумывать и предлагать варианты оформления конечных результатов, корректно оценивать выступления учащихся во время презентации. Но, приступая к изучению в 9-ом классе комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», все же решилась обратиться к методу проектов, так как девятиклассники обычно неохотно читают это произведение; оно кажется им неактуальным и, как выразился один из моих учеников, «безнадежно застрявшим в 19-ом веке». Чтобы убедить ребят в обратном, я и предложила им поработать над созданием проектов. Проектная деятельность учащихся девятых классов по теме «Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» осуществлялась в течение месяца (7 уроков). В ходе работы над проектом ребята должны были доказать, что комедия Грибоедова актуальна и в наш 21-ый век, и найти ответ на ключевой вопрос: «Почему ум не всегда ведет к счастью?». Еще до начала изучения произведения на уроках ребята получили задание:1) прочитать текст комедии, 2) ознакомиться с особенностями работы над краткосрочными проектами. В кабинете литературы на стенде «Мы изучаем» поместила следующую информацию: «Этапы работы над проектом» (с указанием сроков), «Требования к оформлению проекта», «Паспорт проектной работы», «Виды презентаций», «План выступления на защите проекта», «Критерии оценивания проектной работы и ее презентации», также каждой группе был выдан пакет с инструкциями и вспомогательными материалами для работы над проектом. (Приложение №1) Первый этап работы над проектом – это обсуждение проблем, выдвижение гипотез для их разрешения, формирование групп, выбор темы и формы каждого конкретного проекта. На первом уроке, посвященном жизни и творчеству А.С. Грибоедова, истории создания комедии, на этапе «Итоги урока» использовала прием «мозговой штурм» для обсуждения в группах ключевых вопросов : «Как вы понимаете слово «ум», входящее в название комедии?», «Какие вопросы, связанные с понятием «ум», появились у вас при чтении комедии?». В ходе выдвижения и обсуждения гипотез определились основные темы будущих проектных работ: «Проблема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», «Актуальность комедии в наши дни». Готовясь к следующему уроку, девятиклассники должны были разделиться на группы, уточнить тему проекта, вид презентации на заключительном уроке, распределить роли в группе. Во время внеурочной консультации предложила каждой группе алгоритм работы над проектом (Приложение №2) и помогла сформулировать цели и задачи будущих проектных работ. На втором уроке представители групп выступили с короткими отчетами о проделанной работе. В итоге на стенде « Мы изучаем» появилась следующая информация: 9 класс. Литература. Защита проектов по теме «Проблема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Актуальность комедии в наши дни» Дата презентации проектов – 11.10.2014 г.
Форма проекта | Тип проекта | Состав проектных групп |
Макет афиши премьеры спектакля | творческий | |
Литературный суд присяжных | ролевой | |
Письмо герою комедии | творческий | |
Словарь афоризмов комедии | исследовательский | |
Сценарий рекламного ролика | творческий | |
Синопсис современного варианта комедии | творческий | |
Второй этап – планирование работы внутри групп, обсуждение идей будущих проектов, выдвижение гипотез, составление индивидуальных планов работы, консультации учителя. В ходе 3-го урока по теме (20 мин.) руководители групп сообщили о наработках по проекту, поделились возникшими проблемами, обсудили пути их решения (прием « круглый стол»). Третий этап работы – самостоятельный поиск информации, уточнение формы презентации, написание сценариев. В течение недели проектные группы занимались поиском , отбором и обработкой необходимой информации. Источники информации были определены заранее ( текст комедии, критические статьи, высказывания современников Грибоедова о комедии и ее героях, словари, энциклопедии, Интернет, телевидение. Девятиклассники , работавшие над творческими и ролевыми проектами, составляли сценарии презентаций.
Четвертый этап – подготовка презентации.
На 4-ом, 5-ом уроках представители проектных групп выступили с промежуточными отчетами о выполненной работе; уточнялись, корректировались формы презентаций проектов, вносились изменения в сценарии. Во внеурочное время проводились репетиции ролевых и постановочных проектов, уточнялось расчетное время презентаций.
Пятый этап – защита проектов.
6-ой и 7-ой уроки были посвящены презентации проектов. До начала урока на доске были представлены темы проектных работ, формы их презентаций, план выступления на защите проекта, критерии оценивания проектной работы и самой презентации. Для оценки презентации созданных девятиклассниками проектов мною была приглашена экспертная группа, в состав которой вошли директор школы, учителя словесности. В ходе урока руководитель (представитель) каждой проектной группы кратко рассказывал о ходе работы над проектом, далее группа представляла конечный продукт проекта (макет театральной афиши, литературный суд присяжных, письмо герою, анонс премьеры комедии, словарь афоризмов). Каждый проект публично рецензировался экспертной группой. На 7-ом уроке (этап «Рефлексия») участники проектов поделились своими впечатлениями, ответили на вопрос: «Что дала вам работа над проектом? (прием «свободный микрофон»). В конце урока учащиеся заполнили и сдали экспертной группе листы самооценки работы над проектом.(Приложение 3.) Экспертная группа выставила итоговую оценку за работу над проектом каждому учащемуся. Домашним заданием, завершающим изучение темы, стало написание сочинения-размышления на тему «Почему ум не всегда ведет к счастью?». Пользу метода проектов на уроках литературы трудно переоценить. Этот метод не является альтернативой классно-урочной системе, а лишь дополнительным приемом, развивающим познавательные, творческие способности и личностные качества школьников. Благодаря методу проектов повышается интерес учащихся к обучению. Они учатся самостоятельно мыслить, анализировать, делать выбор, адаптироваться к разным условиям, высказывать и отстаивать собственные суждения, идеи, осознавать значимость моральных ценностей. Все это в целом со временем даст возможность школьнику подготовиться ко взрослой жизни, стать способным к самореализации, решению важных жизненных проблем.
Приложение 1
Этапы работы над проектом
Обсуждение проблемы. Выдвижение гипотез для ее разрешения. Распределение ролей в группе (администратор (координатор), сценарист, режиссер, дизайнер, секретарь, рекламный агент).
Планирование работы (перечень конкретных действий для решения задач проекта).
Поиск информации, ее отбор и обработка. Источники: текст произведения, критические статьи, высказывания (оценка комедии, персонажей современниками автора); телевидение, Интернет, словари, энциклопедии.
Уточнение формы презентации проекта. Написание сценария.
Подготовка презентации.
Презентация. Защита проектов.
Паспорт проектной работы
Титульный лист.
Название проекта.
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, ролевой).
Состав проектной группы (Ф. И. уч-ся , класс).
Руководитель проекта.
Наименование учебного заведения.
Второй лист.
Цель проекта (учебная и практическая).
Задачи проекта (2- 4 основных).
Необходимое оборудование.
Предполагаемый продукт проекта.
Форма презентации.
Распределение ролей в группе:
во время работы над проектом;
на презентации.
Расчетное время защиты проекта.
План.
Ход работы над проектом.
Критерии оценивания собственно проектной работы:
актуальность темы и ее практическая значимость;
объем обработанного материала и глубина обработки;
оригинальность раскрытия темы и предлагаемых решений;
уровень самостоятельности проектантов при выполнении работы;
качество оформления работы.
Критерии оценивания презентации проекта:
1) четкость и доступность выступления; 2) глубина знаний по проблеме, продемонстрированных во время выступления; 3) качество ответов на вопросы; 4) артистизм и умение заинтересовать аудиторию; 5) убедительность презентации.
Итоговая оценка включает самооценку, оценку учителя (руководителя проекта) за выполнение проекта и его презентацию, среднюю коллективную оценку экспертов.
Приложение 2
Алгоритм работы над проектом
Сформулируйте тему проекта.
Определите цели (учебную и практическую), задачи проекта.
Выберите вид проекта, форму презентации.
Распределите роли в группе
во время работы над проектом;
на презентации.
Определите расчетное время презентации (от 3 до 15 минут).
Кратко опишите ход работы над проектом.
Составьте сценарий .
Подготовьтесь к устной презентации.
Приложение 3
Карточка самооценки работы над проектом
Фамилия, имя участника проекта | Активность | Поиск материала | Самостоятельность | Оригинальность решения | Глубина раскрытия темы | Убедительность презентации | Артистизм | Средний балл |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
4