Методика развития творческих способностей дошкольников на занятиях по декоративно прикладному творчеству
Абдуллина Ирина Вагизовна.,
Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является развитие духовной культуры личности. Доминирующая составляющая моей воспитательной работы – художественно - эстетическая деятельность.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Знакомство с искусством, приобщение детей к художественной деятельности является одним из признанных в педагогике путей формирования личности, развития ее задатков и качеств.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Наиболее близкие и естественные для дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, предметная, изобразительная деятельность. Именно в этих видах деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.
Обучение, как правило, начинается с метода проблемного изложения. Воспитатель создаёт проблемную ситуацию, раскрывает противоречие, показывает ход её разрешения. Задача – привлечь детей к соучастию, рассуждению, думанью. Современное образование стремится уйти от данного метода, при котором осуществляется прямой показ решения проблемы.
При использовании частично поискового метода воспитатель создаёт проблемную ситуацию, а дети решают её под руководством на уровне размышления о ней.
Метод обучения, направленный на самостоятельное решение детьми творческих задач, называется исследовательским. Этот метод имеет определённые формы: текстовые проблемные задачи, эксперименты и др. Задачи могут быть индуктивными и дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании знаний и поиске способов деятельности. Эффективному развитию творческого мышления способствуют также наглядные, практические и игровые методы обучения.
Наглядный метод служит для преподнесения знаний, для их контроля, закрепления, обобщения, систематизации. Обучающая и воспитывающая функции метода обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов.
Практический метод реализуется посредством выполнения различного рода упражнения и творческих заданий.
В игре растущая личность удовлетворяет самые разнообразные потребности – общение, познание, движение, самоутверждение, игра отвечает разносторонним интересам ребёнка, его потребности в красоте. Игровые приемы помогают не погасить эмоциональную жизнь ребёнка, а вызвать богатый спектр ассоциаций, помогают проникнуться идеей произведения, поменять образ.
Для претворения в жизнь методов обучения необходимо соблюдение определённых педагогических условий, непосредственно влияющих на развитие творческих способностей дошкольников:
Целенаправленное, систематизированное использование словесных методов, активизирующих внимание ребёнка, работу мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество. В начале каждого занятия рекомендуется проводить небольшую эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы знаниях.
Обучение языку декоративно-прикладного искусства.
Эту работу следует вести поэтапно: от обучения умению анализировать средства художественной выразительности, рассказывая о них, к формированию умений применять эти средства при создании декоративных работ.
Активное изучение детьми под руководством педагога предметов декоративно-прикладного искусства.
Воспитание в детях веры в свои силы и творческие способности.
В развитии творческих способностей существует определённая закономерность: чем больше запас зрительных представлений, тем активнее в сознании возникают разнообразные ассоциации и связи. Перед выполнением заданий необходимо знакомить детей с подобными объектами и явлениями, можно организовать посещение музея декоративно-прикладного искусства, познакомить детей с предметами быта, народного искусства. Эта будет не только одним из этапов подготовки к выполнению задания, но и средством эстетического, патриотического воспитания, знакомства с историей родного народа расширит кругозор детей.
Важно, чтобы преодоление дошкольниками определенных трудностей в процессе художественно-творческой деятельности, в том числе и в области декоративного творчества, вызывало у них чувство удовлетворения, веры в свои силы, в свои творческие способности.
Наибольшие трудности для детей представляют декоративные композиционные поиски, которые могут привести к снижению мотивации творческой активности. Для преодоления этого необходимо последовательное усложнение воспитателям образовательной задачи от занятия к занятию.
По моему мнению данные задачи должны отражать:
1.Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
2.Применение разнообразных художественных материалов и техника работы с ними. Дошкольникам, для выполнения творческих задач предлагаются такие материалы, как карандаш, акварель или гуашь, цветные мелки, уголь и др. В каждом конкретном случае выбор материала обусловлен конкретной задачей.
3.Обсуждение творческих работ детьми. В обсуждении должна принимать участие вся группа совместно с воспитателем. Дошкольникам необходимо выделить в каждом изображении все выразительное, красивое, оригинальное и исправить неудачное.
4.Сочетание систематического контроля за творческой деятельностью дошкольников с педагогически целесообразной помощью им.
5.Использование на занятиях технических средств обучения, видео-, аудиоаппаратуры и специальных наглядных пособий. Эмоциональное воздействие видеообразов на развитие художественного творчества дошкольников трудно переоценить. Для того чтобы после просмотра таких фильмов, дети могли сразу включиться в практическую деятельность, подборку видеоряда необходимо составлять так, чтобы сначала прошли сложные декоративные произведения, способные вызвать эмоции, затем изображения фрагментов. И в конце произведения несложные, приближенные к теме занятия, чтобы у детей сложилось впечатление, доступности работы такого плана.
6.Введение в структуру занятия специальных упражнений по декоративной росписи на развитие творческого мышления, игровых элементов, художественно-дидактических игр и элементов соревнования. Используется как кратковременные моменты по ходу занятий: музыкальные загадки, изображение чувств и настроений с помощью красок и др., так и искусствоведческие викторины “Праздник искусств”, “Ярмарка”.
Конспект открытого занятия по декоративному рисованию «Городецкая роспись. Основные элементы росписи»
Тема: «Городецкая роспись. Основные элементы росписи».
Цели и задачи: развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного. Закрепить знания детей о характерных особенностях разных видов росписи. Познакомить с историей городецкого промысла. Развивать творческие способности. Учить составлять узор. Знакомить с порядком выполнения элемента «Купавка». Учить самостоятельно выбирать цвет для узора.
-Ребята, сегодня у нас занятие по декоративному рисованию. Декоративное рисование – это украшение различными орнаментами предметов быта, т. е. украшение посуды, шкатулок, предметов мебели. Орнаменты, которые мастера используют для росписи своих изделий, бывают самые разные.
- Ребята, вспомните и назовите, какие росписи вы знаете. (хохломская, гжельская, городецкая)
- Ребята, посмотрите и назовите какой росписью расписана разделочная доска. (городецкой росписью)
Сегодня мы поближе познакомимся с городецкой росписью. Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. И название роспись получила от города Городец. Городецкие мастера изготовляли из дерева различные предметы: солонки, коробки, шкатулки, разделочные доски, другие предметы быта. Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой – так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих купавки, бутоны, ромашки. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития. Очень нравилось городецким мастерам рисовать различных птиц (фазанов, петухов, кукушек, голубей)
Стихотворение Городец.
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки…
Цветами разрисованы -
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
И точки чёрно-белые
На солнышке блестят.
Дидактическая игра «Расставь посуду по полочкам»
Задание. Составить городецкий узор из отдельных элементов (перед каждым ребёнком лежит конверт с элементами городецкой росписи) .
Дети называют элементы, из которых составили узор.
Задание. Украсить городецкой росписью разделочные доски. Роспись выполняется в несколько этапов.
Украсим доску купавками. Вначале рисуем цветовые пятна. В середине узора крупное круглое цветовое пятно – купавка, слева и справа тоже такие круглые крупные пятна – это будут бутоны.
Теперь украшаем основной цветок. Рисуем точку. Далее рисуем лепестки купавки в форме дуг. Купавка готова. Рисуем зелёной краской веточки слева и справа. Примакиванием кисточки рисуем вдоль веточек листочки.
Пока подсыхает краска, поиграем в игру «Чинары-чинары».
Итак, краска подсохла, можно нанести оживку.
Подводим итог.
- Какие элементы используются в городецкой росписи?
- С чего начинаем рисовать городецкие цветы?
- На сырую или на сухую краску наносится оживка?
Выставка работ.
Список литературы
Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии/ В.В. Зеньковский.- М.: Школа – Пресс, 1996.
Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики/ Н.О. Лосский. - М.: Прогресс – Традиция, 1998.