СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Метод куклотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья будет полезна педагогическим работникам, работающим с детьми, имеющими речевую патологию. В статье подробно изложены методические особенности применения метода куклотерапии в логокоррекционной работе.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Метод куклотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"»

Логопед-дефектолог Стаценко Лариса Викторовна

ДОЦ «Островок знаний» г.Краснодар


МЕТОД КУКЛОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ


В психокоррекционной и логопедической работе с детьми, имеющими нарушение в развитии, наиболее эффективным методом является куклотерапия.

Куклотерапия – это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

По мнению многих исследователей (Троян Г.А, Медведева И.Я., Шишова Т.Л., Татаринцева А.Ю.), куклотерапия является более перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Якоб Леви Моренов в своих работах подчёркивает, что метод куклотерапии обеспечивает комплексное воздействие на детей дошкольного возраста: кукла помогает ребёнку отвлечься от действительности, не потеряться в этом мире, понять красоту, доброту, избавиться от своих переживаний, получить определённый «жизненный опыт» и узнать философскую мудрость народного творчества.

Куклотерапия позволяет педагогу решать разные коррекционно-воспитательные задачи:

  • Развитие познавательной сферы ребенка.

  • Развитие эмоционально-волевой сферы.

  • Обогащение представления об окружающем мире.

  • Формирование коммуникативных навыков.

  • Активизация и развитие речи.

  • Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.

  • Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Использование данного метода даёт весомый эффект в коррекции следующих нарушений:

- различные отклонения в развитии речи;

- эмоциональная неуравновешенность, неадекватная самооценка;

- тревожность, страхи;

- проблемы в общении.


В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Пальчиковая кукла обеспечивает спонтанное включение ребёнка в игровой процесс. Одевая на руку куклу, малыш «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты».

Стоит отметить, что уже с первых занятий ребенок трижды психологически защищен. Во-первых, ширмой, за которой можно спрятать свое смущение, неуверенность и как бы остаться наедине с собой. Во-вторых, ребенок защищен и пальчиковой куклой на руке, которая представляется ему самостоятельной «фигурой» или личностью, способной взять на себя его проблемы, что содействует самовыражению и самопознанию. В-третьих, специфика кукольного театра облегчает детям перенос внутренних переживаний на символический объект.

Дошкольники с ОНР имеют особые образовательные потребности, что обусловлено структурой их дефекта. У них отмечаются низкая концентрация внимания, недостаточность мнестической функции, трудности в овладении мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, несформированность локомоторных функций и коммуникативной стороны речи, повышенный уровень тревожности, наличие логофобий и логоневроза. Вышеуказанные нарушения сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер обуславливают специфику выбора психокоррекционных и логопедических средств, применяемых в процессе работы с детьми данной категории.

На мой взгляд, использование кукольного театра в коррекционной работе с речевыми детьми является действенным средством в устранении у них коммуникативных и психологических проблем.

В своей практике я использую приемы куклотерапии как на групповых, так и на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях, а также при оказании консультативной помощи детям и их родителям.

В моем арсенале задействованы пальчиковые куклы собственного изготовления. Это персонажи разных сказок: злые (волк, баба-яга), коварные и хитрые (лиса), трусливые (заяц, мышь), неуклюжие и ленивые (медведь), грязнули (поросёнок), драчливые (петух), хвастливые (лягушка), преданные (собака), добрые и ласковые (котёнок), мудрые (змея), смешные и забавные (клоун), а также куклы-человечки (бабушка, дедушка, девочка, мальчик, мама, папа) и ряд других.

При помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций. Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них.

На индивидуальных занятиях я устраиваю для каждого ребёнка театр «одного актёра»: предлагаю ему выбрать куклу, которая больше всего нравится, скрыться за ширму и рассказать что-нибудь о своём сказочном герое. Ребенок начинает что-то говорить, рассказывать эпизоды своей жизни.

После того, как наш маленький актёр раскрыл свой внутренний мир и поделился своими переживаниями, наступает момент ему помочь и проиграть проблемную ситуацию, но с позитивным концом. А поможет нам в этом сочинение «кукольных историй».

В своей работе я выделила ряд этапов, которые рекомендую соблюдать родителям и педагогам при создании сказочных историй с ребёнком:


  1. Обдумать проблему, которая выявилась у ребёнка в момент диагностического знакомства с куклой, попытаться понять чувства и переживания ребенка, посмотреть на ситуацию с его точки зрения.


  1. Сформулировать основную идею рассказа. Определить, какие мысли и решения нужно сообщить ребенку.


  1. Содержание рассказа должно быть понятным, а длительность определяться устойчивостью внимания и интересом ребенка.

  1. Начать рассказ с представления героя, который живет в доме, похожем на дом ребёнка, имеет проблемы, сходные с проблемами ребенка. Рассказать о положительных чертах, которыми герой рассказа похож на ребенка.


  1. Кульминация сюжетной цепочки рассказа – описать проблемную ситуацию сказочного героя.


  1. Развязка – в конце истории обязательно подчеркнуть, что герой проявил настойчивость и нашел выход из затруднительного положения, а все его знакомые и родственники очень гордились тем, как он преодолевал временные неудачи и терпеливо шел к победе.


  1. Наблюдать за реакцией ребенка по ходу рассказа: он может потерять интерес, остаться безучастным или, наоборот, «подправлять» рассказ, задавать вопросы, подсказывать, комментировать.


Сочинение историй некоторые специалисты рассматривают как самостоятельное психотерапевтическое направление. Однако сказкотерапия тесно переплетается с куклотерапией, неразделима с ней и является связующим звеном в коррекционной работе с проблемными детьми.


На индивидуальных занятиях я также использую метод «общего сочинения истории» ребенком и взрослым с целью совместного поиска адекватных способов разрешения конфликтов, связанных с нарушением поведения. Заглавие рассказа, придуманное ребенком, помогает прояснить наиболее важные аспекты детской проблемы и продумать благоприятный исход сказочного повествования. Сначала историю рассказывает ребенок, затем ее продолжает взрослый. Его задача — включить в повествование «более здоровые» способы выхода из конфликтных ситуаций, чем предложенные ребенком. Данный метод помогает детям понять хорошие и плохие стороны своего «Я», осознать свой гнев и, не опасаясь наказания, выразить его. Обычно истории следует начинать со слов: «Однажды...», «Давным-давно...», «Когда-то», «Далеко-далеко...». Это отделяет ребенка от содержания высказывания во времени и в пространстве и позволяет говорить о том, что вызывает у него тревогу. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимального выражения, сменяется снятием нервно-психического напряжения – расслаблением, катарсисом. Конец всегда должен быть позитивным – герой побеждает. Таким образом, ребёнок достигает эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

На групповых занятиях дети участвуют либо в специально придуманных спектаклях, либо в обычных пьесах подходящего содержания с определённым психокоррекционным замыслом.

Структура группового занятия имеет следующую последовательность:

  1. Начало занятия включает: ритуал приветствия, выполняющего функции установления эмоционально-позитивного настроя на занятие. Приветствие может быть личностно-ориентированным (адресованным каждому участнику занятия, для выделения его значимости) и обращенным ко всей группе (объединяющим детей в единой целое), что способствует формированию чувства принадлежности к группе.

  2. Разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, «разогреть» интерес и привлечь внимание ребенка к совместному творчеству, настроить детей на активную работу в партнерстве.

  3. Основная часть. В основную часть занятия входит импровизация на тему какой-либо сказки. Отрабатывается тема этюдным методом. После распределения ролей дети в образах своих героев разыгрывают небольшие сценки, в предлагаемых педагогом обстоятельствах, что позволяет лучше понять характеры героев и найти более глубокие краски для создания образа.

  4. Заключительная часть направлена на закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния детей.

  5. Окончание занятия – своеобразное подведение итогов, разбор того, что было усвоено на занятии.

На консультативном приёме я часто рекомендую родителям проводить занятия с куклами в домашних условиях. Конечно, инициатором игры может стать кто-нибудь из взрослых, хотя и сами дети с удовольствием предлагают игру «в пальчиковые куклы» своим родственникам.

Самодельная кукла помогает ребенку поделиться с другими самым сокровенным, личным. По тому, как и что он рассказывает, кого осуждает, кому сочувствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

Прежде чем начинать ставить домашние спектакли, родители должны вместе с ребенком подготовить все необходимое. Ширму для домашнего театра легко соорудить из двух стульев. Желательно, чтобы кукол дети изготовили сами с помощью родителей. Эта работа сама по себе является терапевтической, она помогает ребенку почувствовать себя успешным, так как он видит результаты своего труда. Кроме того, изготовление кукол развивает творческие способности, мелкую моторику, внимание и т.д. Есть множество способов быстрого изготовления кукол.

Самый быстрый и простой способ — изготовление бумажных кукол. Для этого потребуются: листы бумаги для рисования, карандаши, фломастеры, краски или другие изобразительные средства, ластик, клеи, ножницы, нитки, скотч. На маленьком листочке прямоугольной формы нужно нарисовать куклу, склеить бумагу в виде цилиндра. При желании можно сделать кукле одежду, добавить необходимые детали, аксессуары.

Далее идет этап вербализации и кукольной театрализации. Наденьте получившуюся куклу на палец, придумайте историю, которую кукла хотела бы рассказать о себе. Начать можно словами: «Жил-был человек (девочка, мальчик), похожий на меня...». Такое начало усиливает эффект проекции и облегчает вербализацию внутреннего состояния. Затем все участники занятия по кругу рассказывают свои истории. Заключительный этап — рефлексивный анализ. Занятие завершается обсуждением. «Куклам» можно задавать вопросы, дарить их друг другу, можно сделать дом или целый город, в котором они будут жить до следующей игры - всё зависит от настроения и фантазии участников. Главное — серьезное и бережное отношение к изготовленной кукле, ведь это — персонифицированный образ автора.

Темы домашних занятий можно выбирать произвольно в соответствии с проблемами у ребёнка: «Когда я был маленьким...», «Когда я стану взрослым...», «Мне приснился сон...», «Моя кукла очень боялась...», «Жил-был непоседливый мальчик, которому все время делали замечания...». На каждом занятии изготавливаются новые бумажные куклы, одна или несколько в зависимости от желания ребенка. Играть с ними можно по-разному: «ходить» по столу, надевать как наперстки и показывать из-за ширмы. Важно, чтобы куклы были продолжением руки. Наблюдая за тем, как меняется образ, преобладающие цвета, содержание рассказа, нетрудно почувствовать эмоциональные переживания, а также заметить изменения в личности ребенка и его взаимоотношениях с окружающими людьми.

Создание домашнего кукольного театра развивающая и многогранная деятельность не пренебрегайте ей. Только представьте, сколько воображения, творчества, уверенности в себе потребует это занятие от ребенка. А еще тренировка мелкой моторики рук, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи.

Наилучший результат в домашней куклотерапии достигается, если в структуру занятия включены следующие виды работ: изготовление кукол; сочинение рассказов «от лица» этих кукол; кукольные спектакли; терапевтические истории, придуманные куклой-мамой (папой, бабушкой или другим значимым взрослым), а также совместные «семейные» истории. Ребенок, «оживляя» куклу, впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за ее действия, «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное вербальное и телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации. Для взрослого это — замечательная возможность корректного, косвенного (опосредованного куклой) воспитательного воздействия, которое не воспринимается как поучение и не вызывает сопротивления у детей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!