СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Семья как фактор формирования личности школьника"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный суверенный Казахстан, переживает период своего национального возрождения. Президент РК Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу Казхстана отметил что, " Воспитание детей - это огромные инвестиции в будущее". Именно поэтому я хотела затронуть тему семьи, как фактор формирования личности школьника.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Семья как фактор формирования личности школьника"»



СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА


Дюсикеева Ж.К.



Современный суверенный Казахстан, переживает период своего национального возрождения. Президент РК Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу Казахстана отметил, что «Воспитание детей – это огромные инвестиции в будущее».

С самого рождения человек попадает в общество. Первым окружающим ребенка миром, начальной единицей общества является – семья, где и происходит закладывание основ личности. Семья становится главным социальным фактором, влияющим на становление личности ребенка.

Семья – это специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности.

Семья рассматривается как основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.

Семья является базовой ячейкой общества, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Традиционно семья является главным институтом воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.

Семья неоднозначно влияет на становление личности, интеллектуальное, социально-эмоциональное развитие ребенка. Ее влияние на развитие психологических особенностей личности может быть положительным и негативным, что обусловлено наличием многочисленных трудностей в семье, многообразием экономических, социальных проблем, дестабилизирующих ее жизненные функции. Положение усугубляет недостаточностью информированности родителей в вопросах воспитания, недооценке значимости создания семейной среды, оптимально влияющей на становление личности ребенка.

Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для людей не относится к нему лучше, не любит его так и не заботится столько о нем, как члены семьи. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, он подражает им во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.

Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию. Поэтому семейное воспитание является системой воспитания, складывающейся в условиях конкретной семьи силами родителей и близких родственников, целью которой является формирование и развитие личности.

Одной из главных функций семьи является воспитание подрастающего поколения. Семейное воспитание определяется как целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.

В каждой семье строятся уникальные семейные отношения, организуется собственное семейное воспитание. Однако есть определенные закономерности, позволяющие классифицировать семейные взаимоотношения в зависимости от определенной тактики поведения родителей по отношению к ребенку. Это диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.

- Диктат в семье характеризуется систематическим проявлением одними людьми своей воли, инициативы и доминирования над другими членами семьи. Такое доминирование может выражаться в ущемлении прав других членов семьи при помощи психического или физического воздействия. В ответ на такое воздействие со стороны родителей у ребенка может выработаться ответная реакция в виде лжи, лицемерия, грубости и ненависти;

- Опека представляет собой такую систему семейных отношений, в которых родители удовлетворяют любые потребности ребенка и всячески оберегают его от всех проблем и забот. При этом ребенок лишается активности и самостоятельности в поиске решений своих проблем. Все за него решают родители, делая его инфантильным и беспомощным. Именно такие дети склонны к психологическим срывам в переходном подростковом возрасте;

- тактика невмешательства основана на полном разграничении жизни ребенка и жизни родителей. Ребенок как бы существует в собственном мире, варится в собственном соку, а родителей совершенно не интересуют ни его проблемы, ни его желания и стремления;

- Сотрудничество в семейных отношениях наиболее приемлемый вариант для воспитания самостоятельной и всесторонне развитой личности, предполагает приобщение ребенка к целям и задачам всей семьи, равноправное общение и взаимодействие между всеми членами семьи. Семья для ребенка становится коллективом единомышленников, в котором он чувствует себя комфортно и уверенно.

Целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей осуществляется при помощи методов семейного воспитания, которые имеют соответствующую специфику:

- влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на конкретных поступках и приспособлении к его психическим и личностным особенностям;

- выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и др.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Считается, что, сколько родителей, столько и разновидностей методов. Однако в большинстве семей используются общие методы семейного воспитания, к которым относятся: убеждение, поощрение, наказание, метод совместной практической деятельности, личный пример.

- Метод убеждения предусматривает педагогическое воздействие родителей на ребенка с целью формирования у него внутреннего согласия с предъявляемыми требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет;

- Метод поощрения предполагает использование системы педагогически целесообразных средств с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычки поведения, к ним относятся: похвала, подарки, перспектива;

- Метод принуждения или наказания предполагает применение системы специальных средств, не унижающих личностное достоинство ребенка, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. В качестве средств наказания чаще используется лишение ребенка определенного перечня значимых для него удовольствий – просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования Интернета и компьютерных игр;

- Метод совместной практической деятельности подразумевает совместное участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности –посещение кафе, боулинга, музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и др.;

- Личный пример – один из наиболее действенных методов, так как для детей характерна подражательность, они с удовольствием повторяют манеру говорить, стиль общения, привычки старших. Дети накапливают собственный опыт поведения и отношения к окружающему, со временем образ жизни семьи становится и образцом для подражания взрослеющих детей.

Система воспитания детей в семье опирается на следующие принципы:

- собственный стиль поведения родителей должен отвечать их стремлению хорошо воспитывать детей;

- родители должны обеспечивать соответствующие условия, при которых различные виды полезной деятельности постепенно сформируют личность ребенка;

- в семье должно быть единство требований всех членов семьи, т.к. их отсутствие приводит к «раздвоению личности», к выработке приспособленческих навыков;

- наличие авторитета родителей, т.е. духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери;

- разумность родительской любви, ее чрезмерность характеризуется повышенным вниманием взрослых к ребенку, проявлением слишком большого интереса к его делам, бездумным выполнением всех его желаний и прихотей, в результате чего у него может возникнуть тенденция к господству над окружающими, навязыванию им своих взглядов, мешает формированию самостоятельности, тормозит процесс взросления, ведет к неправильному развитию личности;

- традиции в семье, которые могут проявляться в виде праздников, совместных прогулок, благодаря им молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи;

- учет особенностей пола ребенка, следует помнить, что образцом для девочки всегда служит мама, а для мальчика – папа.

Влияние семьи на развитие личности разнообразно в зависимости от стиля взаимодействия, индивидуальных качеств членов семьи. Именно семья, прежде всего, призвана удовлетворить потребность своих членов в признании, уважении, оказать эмоциональную поддержку, психологическую защиту. Поэтому семья является главным источником всех правильных поступков на жизненном пути личности. Семья не только дарит человеку жизнь. В семье человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова. На становление личности человека влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов.

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду. Конечным назначением воспитания является формирование идеалов, формирование личности ребенка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца.

Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которой он будет жить всю свою жизнь, а также в дальнейшем строить свою семью, учить и воспитывать своих детей и внуков. Таким образом, воспитывая ребенка, создавая для него модель жизни, необходимо помнить о том, что эта модель может стать основой для многих последующих поколений.



Литература:

  1. Послание Президента РК Н.А.Назарбаева «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс. http://www.akorda.kz/ru/page/page_kazakstan-respublikasynyn-prezidenti-%E2%80%93-elbasy-n-a-nazarbaevtyn-

  2. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; ред. Е.Г. Силяева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  3. Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 2007.

  4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т.А. Куликова. - М.: ИЦ «Академия», 2000.

  5. Селиверстов В.И. Специальная семейная педагогика / В.И. Селиверстов, О.А. Денисова, Л.М. Кобрина и др. - М. Владос, 2009.

  6. Сермяжко Е.И. Семейная педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Е.И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001.