СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Дюсикеева Ж.К.
Современный суверенный Казахстан, переживает период своего национального возрождения. Президент РК Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу Казахстана отметил, что «Воспитание детей – это огромные инвестиции в будущее».
С самого рождения человек попадает в общество. Первым окружающим ребенка миром, начальной единицей общества является – семья, где и происходит закладывание основ личности. Семья становится главным социальным фактором, влияющим на становление личности ребенка.
Семья – это специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности.
Семья рассматривается как основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.
Семья является базовой ячейкой общества, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Традиционно семья является главным институтом воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.
Семья неоднозначно влияет на становление личности, интеллектуальное, социально-эмоциональное развитие ребенка. Ее влияние на развитие психологических особенностей личности может быть положительным и негативным, что обусловлено наличием многочисленных трудностей в семье, многообразием экономических, социальных проблем, дестабилизирующих ее жизненные функции. Положение усугубляет недостаточностью информированности родителей в вопросах воспитания, недооценке значимости создания семейной среды, оптимально влияющей на становление личности ребенка.
Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для людей не относится к нему лучше, не любит его так и не заботится столько о нем, как члены семьи. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, он подражает им во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.
Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию. Поэтому семейное воспитание является системой воспитания, складывающейся в условиях конкретной семьи силами родителей и близких родственников, целью которой является формирование и развитие личности.
Одной из главных функций семьи является воспитание подрастающего поколения. Семейное воспитание определяется как целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.
В каждой семье строятся уникальные семейные отношения, организуется собственное семейное воспитание. Однако есть определенные закономерности, позволяющие классифицировать семейные взаимоотношения в зависимости от определенной тактики поведения родителей по отношению к ребенку. Это диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.
- Диктат в семье характеризуется систематическим проявлением одними людьми своей воли, инициативы и доминирования над другими членами семьи. Такое доминирование может выражаться в ущемлении прав других членов семьи при помощи психического или физического воздействия. В ответ на такое воздействие со стороны родителей у ребенка может выработаться ответная реакция в виде лжи, лицемерия, грубости и ненависти;
- Опека представляет собой такую систему семейных отношений, в которых родители удовлетворяют любые потребности ребенка и всячески оберегают его от всех проблем и забот. При этом ребенок лишается активности и самостоятельности в поиске решений своих проблем. Все за него решают родители, делая его инфантильным и беспомощным. Именно такие дети склонны к психологическим срывам в переходном подростковом возрасте;
- тактика невмешательства основана на полном разграничении жизни ребенка и жизни родителей. Ребенок как бы существует в собственном мире, варится в собственном соку, а родителей совершенно не интересуют ни его проблемы, ни его желания и стремления;
- Сотрудничество в семейных отношениях наиболее приемлемый вариант для воспитания самостоятельной и всесторонне развитой личности, предполагает приобщение ребенка к целям и задачам всей семьи, равноправное общение и взаимодействие между всеми членами семьи. Семья для ребенка становится коллективом единомышленников, в котором он чувствует себя комфортно и уверенно.
Целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей осуществляется при помощи методов семейного воспитания, которые имеют соответствующую специфику:
- влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на конкретных поступках и приспособлении к его психическим и личностным особенностям;
- выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и др.
Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Считается, что, сколько родителей, столько и разновидностей методов. Однако в большинстве семей используются общие методы семейного воспитания, к которым относятся: убеждение, поощрение, наказание, метод совместной практической деятельности, личный пример.
- Метод убеждения предусматривает педагогическое воздействие родителей на ребенка с целью формирования у него внутреннего согласия с предъявляемыми требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет;
- Метод поощрения предполагает использование системы педагогически целесообразных средств с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычки поведения, к ним относятся: похвала, подарки, перспектива;
- Метод принуждения или наказания предполагает применение системы специальных средств, не унижающих личностное достоинство ребенка, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. В качестве средств наказания чаще используется лишение ребенка определенного перечня значимых для него удовольствий – просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования Интернета и компьютерных игр;
- Метод совместной практической деятельности подразумевает совместное участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности –посещение кафе, боулинга, музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и др.;
- Личный пример – один из наиболее действенных методов, так как для детей характерна подражательность, они с удовольствием повторяют манеру говорить, стиль общения, привычки старших. Дети накапливают собственный опыт поведения и отношения к окружающему, со временем образ жизни семьи становится и образцом для подражания взрослеющих детей.
Система воспитания детей в семье опирается на следующие принципы:
- собственный стиль поведения родителей должен отвечать их стремлению хорошо воспитывать детей;
- родители должны обеспечивать соответствующие условия, при которых различные виды полезной деятельности постепенно сформируют личность ребенка;
- в семье должно быть единство требований всех членов семьи, т.к. их отсутствие приводит к «раздвоению личности», к выработке приспособленческих навыков;
- наличие авторитета родителей, т.е. духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери;
- разумность родительской любви, ее чрезмерность характеризуется повышенным вниманием взрослых к ребенку, проявлением слишком большого интереса к его делам, бездумным выполнением всех его желаний и прихотей, в результате чего у него может возникнуть тенденция к господству над окружающими, навязыванию им своих взглядов, мешает формированию самостоятельности, тормозит процесс взросления, ведет к неправильному развитию личности;
- традиции в семье, которые могут проявляться в виде праздников, совместных прогулок, благодаря им молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи;
- учет особенностей пола ребенка, следует помнить, что образцом для девочки всегда служит мама, а для мальчика – папа.
Влияние семьи на развитие личности разнообразно в зависимости от стиля взаимодействия, индивидуальных качеств членов семьи. Именно семья, прежде всего, призвана удовлетворить потребность своих членов в признании, уважении, оказать эмоциональную поддержку, психологическую защиту. Поэтому семья является главным источником всех правильных поступков на жизненном пути личности. Семья не только дарит человеку жизнь. В семье человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова. На становление личности человека влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов.
Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду. Конечным назначением воспитания является формирование идеалов, формирование личности ребенка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца.
Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которой он будет жить всю свою жизнь, а также в дальнейшем строить свою семью, учить и воспитывать своих детей и внуков. Таким образом, воспитывая ребенка, создавая для него модель жизни, необходимо помнить о том, что эта модель может стать основой для многих последующих поколений.
Литература:
Послание Президента РК Н.А.Назарбаева «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс. http://www.akorda.kz/ru/page/page_kazakstan-respublikasynyn-prezidenti-%E2%80%93-elbasy-n-a-nazarbaevtyn-
Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; ред. Е.Г. Силяева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 2007.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т.А. Куликова. - М.: ИЦ «Академия», 2000.
Селиверстов В.И. Специальная семейная педагогика / В.И. Селиверстов, О.А. Денисова, Л.М. Кобрина и др. - М. Владос, 2009.
Сермяжко Е.И. Семейная педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Е.И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001.