ТРАДИЦИИ МАЛОЙ РОДИНЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Е.И. Дудаева
(УлГПУ им И.Н. Ульянова, г. Ульяновск,
научный руководитель – к.п.н., доцент М.Г. Заббарова)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из наиболее актуальных проблем современного этапа развития нашего общества. Формирование патриотизма у подрастающего поколения выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотизм. Патриотизм – любовь ко всему русскому, к своему народу, изучение исторического прошлого своей страны, бережное отношение к природе, преданность месту своего рождения, уважительное отношение к предкам, к традициям и культуре своего народа. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, готовность самоотверженно защищать свое Отечество, его свободу и независимость.
Одной из важнейших составных частей воспитательного процесса в современной начальной школе является формирование патриотизма и культуры отношений, которые имеют огромное значение в развитии личности ученика. Только на основе чувств патриотизма и любви к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности [2, с. 120].
Младший школьный возраст – это возраст позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет очень трудно и потребуются огромные затраты. Кроме того, социальный опыт ребёнка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Патриотическое воспитание является одной из важнейших функций в работе педагога, который должен быть разносторонне образован и иметь глубокие познания, уметь заинтересовать учеников для создания условий развития их творческих способностей. [3]
Для ознакомления и развития интереса у младших школьников к традициям малой родины необходимо проведение уроков по всем предметам начальной школы и внеурочных занятий.
В процессе формирования патриотизма у младших школьников посредством приобщения к традициям малой родины ученые выделили следующие задачи:
воспитать в младшем школьнике любовь к своей малой Родине, к своей семье;
формирование толерантного отношения к людям других национальностей;
создание у учащихся более полного представления о культуре народов региона через познание их традиций;
формирование бережного отношения к природе своего края, ко всему живому.
В.И. Приходько определил систему принципов формирования патриотизма у младших школьников:
принцип учета региональных условий, характеризующихся привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице и т.д.;
принцип универсальных направлений патриотизма, предполагающий комплексный подход к ним, для использования такого фактора формирования патриотизма как: чувство гордости за своих предков, ценный опыт прошлых поколений, национальные традиции своей малой родины в быту, творчестве;
принцип организованного подхода, который предполагает целенаправленную работу для воспитания гражданина, преданного своему Отечеству, своей малой Родине.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в одной единой системе формирования патриотизма в процессе воспитания на основе тесного взаимодействия объектов и субъектов воспитания [4, с. 55].
Для достижения цели и реализации задач были разработаны уроки по ознакомлению младших школьников с традициями и культурой малой родины, своим родным краем [1, с. 15-20].
Учебный предмет, тема урока | Цель данного урока | Формы работы | Результат |
1.Окружающий мир, тема: «Я люблю тебя, мой родной край, моя родина» | Воспитать гуманного, творческого, социально активного человека, воспитание любви к своему городу, к малой родине, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира | Урок, беседа. Проект на тему: «История родного края» | Приобщить учащихся к малой родине, повысить интерес к культуре своего народа |
2. Литературное чтение, тема: «Устное народное творчество» | Сформировать личность школьника, понять прекрасное в жизни, расширить знания о традициях и культуре своего народа, любить свой край, свою родину, подвиги и победы своих предков | Урок, беседа. Неделя национальной культуры | Приобщить учащихся к традициям своего края посредством устного народного творчества |
3.Изобразительное искусство, тема: «Искусство на улицах твоего города» | Освоение учащимися художественного наследия малой родины, формирование знаний об искусстве и традициях своего края | Групповая форма работы, посещение музея (виртуальная экскурсия) | Повысить у учащихся уровень знаний о традициях малой родины |
4. Музыка, тема: «Музыка сквозь «призму» русской классики» | Формирование музыкальной культуры своего народа, как неотъемлемой культуры школьника | Индивидуальная/групповая форма работы, музыкальный конкурс: «Голос» | Приобщить учащихся к восприятию музыкальных произведений и осознанию своих творческих способностей в области музыки |
5. Технология, тема: «В швейной мастерской» | Расширение знаний учащихся о культуре, быте, традиционном костюме народов Поволжья | Урок-беседа, Индивидуальная форма работы, посещение музея - швейной мастерской | Овладение знаниями о костюмах народов малой родины |
При проведении уроков, внеурочных занятий, применялись методы, средства и формы обучения и воспитания с учетом регионального компонента, что способствовало формированию патриотизма у младших школьников.
Список литературы:
1. Гринева Е.А. Формирование полиэтнической культуры младших школьников на идеях педагогики народов Поволжья: учебно-методическое пособие / Е.А. Гринева, М.Г. Заббарова, Л.Н. Белоногова. – Ульяновск: УЛГПУ, 2011г. – 183 с.
2. Кондакова Н. Патриотизм: из прошлого в будущее // Гос. служба. – 2004. – №2. – С. 119-127.
3. Мельникова Е.В. Патриотическое воспитание младших школьников [Электронный ресурс] / Е.В. Мельникова – Режим доступа: http://www.gopsy.ru/gopsy /456/83694/.
4. Приходько В.И Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества / В.И. Приходько // Молодежь и общество. – 2011. – №2. – С.53-57.