ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Формы организации исследовательской деятельности
Следует отметить, что полноценное учебное исследование практически невозможно вместить в рамки традиционного урока. Просто не хватает времени, чтобы неторопливо и вдумчиво пройти этот сложный процесс этап за этапом. При этом необходимо помнить, что исследование (в том числе и учебное) может состояться только в том случае, если все элементы собраны вместе. Тогда они образуют систему, а сама учебная задача обретает исследовательский смысл. Но для этого нужны другие, не классно-урочные формы.
Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.
В связи с этим можно рассматривать две основных формы учебных исследований: экспресс-исследования и долговременные исследования.
Экспресс-исследования. Эта форма предполагает массовое участие детей, и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, третьеклассники, отправляясь на прогулку после учебного дня, могут получить индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по природоведению: исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе, как зимуют травы, как ложится снег и т. п.
Возможны не только эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), но и теоретические и, конечно же, фантастические экспресс-исследования. Для этого надо лишь обозначить круг проблем для сбора материала и, не затягивая время, включить детей в работу. Например, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: архитектура будущего (проекты жилого дома будущего, школьного здания будущего, магазина и др.); неземные цивилизации; фантастические рассказы и др.
Теоретические экспресс-исследования технически сложней, однако в плане обучения они очень продуктивны, и их легко можно привязать ко всем основным традиционным предметным дисциплинам. Но здесь с особой остротой проявляется проблема источников информации. Задача ребенка – собрать материал из книг и других источников по заранее предложенным темам, которые чаще всего связаны с историей, краеведением, музыкой, изобразительным искусством.
Экспресс-исследования могут быть использованы как в рамках урока, так и во внеучебной деятельности учащихся.
Долговременные исследования реально можно осуществить лишь во внеурочной деятельности учащихся. Как правило, они выходят за рамки школьного курса, по тематике находятся на стыке различных областей знаний. Темы данных исследований можно также объединить в три основные группы: эмпирические, фантастические и теоретические.
Методическая сторона данных исследований может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:
– ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);
– предлагает возможные варианты решения;
– собирает материал;
– делает обобщения;
– оформляет результаты в виде доклада, макета, проекта и др.;
– проводит защиту результатов исследования.
Работа по организации долговременных исследований требует от педагога больших усилий. А. И. Савенков рекомендует педагогам, занимающимся данной работой, соблюдать ряд определенных правил. (Они представлены далее.)
1. Как выбрать тему исследования | Ответь на вопросы: Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? | Какими могут быть темы: • фантастические • эмпирические • теоретические |
2. Цель и задачи исследования | Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель. |
3. Гипотеза исследования | Предположим | Допустим | Возможно | Что, если |
4. Организация исследования | • Подумать самостоятельно | Что я знаю об этом? Какие суждения я могу высказать по этому поводу? Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования? |
Окончание табл.
| • Просмотреть книги по теме | Запиши важную информацию, которую узнал из книг |
| • Спросить у других людей | Запиши интересную информацию, полученную от других людей |
| • Просмотреть телематериалы | Запиши то необычное, что узнал из фильмов |
| • Использовать Интернет | Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера |
| • Провести наблюдение | Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы |
| • Провести эксперимент | Запиши план и результаты эксперимента |
5. Подготовка к защите исследовательской работы | 1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения: а) разъяснение посредством примера; б) описание; в) характеристика; г) сравнение; д) различие. 2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события. 3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. 4. Ранжировать основные идеи по важности. 5. Предложить сравнения и метафоры. 6. Сделать выводы и умозаключения. 7. Указать возможные пути изучения. 8. Подготовить текст доклада. 9. Сделать схемы, чертежи, макеты |
ПРОГРАММА «МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК –
ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Пояснительная записка
Направленность программы. Программа «Младший школьник – юный исследователь» по содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению – учебно-познавательной; по форме организации – общедоступной; по времени реализации – четырехгодичной.
Программа «Младший школьник – юный исследователь» составлена на основе методических рекомендаций Савенкова А. И. и следующего учебного пособия:
Савенков А. И. Я – исследователь: учебник-тетрадь для младших школьников. – Самара: Учебная литература, 2004.
При разработке программы за основу были взяты требования к подготовке исследовательских работ на фестивалях учебных проектов разного уровня.
Новизна программы состоит в том, что к каждому занятию подготовлены подробные методические разработки, конкретизировано содержание, подобран материал для визуального ряда занятия, даны рекомендации по оформлению промежуточных результатов исследовательских работ.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;
обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективу своего роста в усвоении учебного содержания;
младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований.
В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребенок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному усвоению материала.
Цели программы:
трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;
обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Отличия программы. Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Тема исследования отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Объект исследования – это область, в рамках которой ведется исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.
На занятиях дети знакомятся с перечисленными процессами проведения исследовательской работы. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентаций работ. Постижение каждого нового умения предполагает постоянное повторение пройденных тем, использование навыков, доведенных до автоматизма в результате планомерной работы.
Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы практических задач, но и осознавать самому логику их следования. Поэтому важным методом обучения проектной деятельности является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит механизм создания исследовательской работы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 11 лет. Дети 7 лет (1-й год обучения) способны на репродуктивном уровне выполнять предлагаемые задания. Круг вопросов, определенных для детей этой возрастной категории:
Что такое исследование?
Кто такие исследователи?
Как получать информацию?
Как задавать вопросы?
Как научиться выделять главное и второстепенное?
Дети 8 лет (2-й год обучения) на алгоритмическом уровне способны справиться с заданиями, направленными на определение методов исследования, выполнение простейших экспериментов, основных логических операций, способны высказать суждение, сделать умозаключение по предлагаемой теме.
Дети 9–10 лет (3-й год обучения) на творческом уровне в нетипичной ситуации способны самостоятельно выбрать тему исследования, определить объект, самостоятельно совершенствовать технику экспериментирования.
Дети 10–11 лет (4-й год обучения) способны на исследовательском уровне выполнять предлагаемые задания по определению круга проблем, связанных с объектом собственного исследования, высказывать гипотезы, которые впоследствии должны быть аргументированы и подтверждены или опровергнуты.
Сроки реализации образовательной программы: 4 года, которые делятся на 4 периода. При этом продолжительность периодов является ориентировочной – она определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству проводимых исследовательских работ. Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с исследованиями, их ролью в жизни; в результате – выполнение коллективной работы. Второй период обучения ориентирован на базовую подготовку детей, формирование первичных умений, необходимых в исследовательском поиске; в результате – создание групповой исследовательской работы. Третий период предполагает освоение следующих умений и навыков, совершенствование уже приобретенных; в результате каждый ребенок выполняет собственную исследовательскую работу теоретического плана. Четвертый период направлен на активизацию и применение полученных знаний, привитых умений; как результат – самостоятельно проведенное исследование эмпирического характера.
Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии, – преимущественно коллективная (1-й и 2-й год обучения), групповая, индивидуальная;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, фестиваль;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Режим занятий:
Данная программа рассчитана на 22 часа.
Предложенное распределение часов примерное, может корректироваться в зависимости от уровня развития детей, их интересов.
Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2–4 классы – 40 минут. Занятия можно проводить один раз в два месяца, дав тем самым детям достаточное количество времени на поиск, обработку материала.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Обучающийся будет знать:
основные особенности проведения исследований разных видов;
методы исследования;
правила выбора темы и объекта исследования;
основные логические операции, их отличительные особенности;
правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
выделять главное и второстепенное в собранном материале;
выделять из текста основные понятия и давать им определения;
классифицировать предметы, процессы, явления и события;
выявлять и обозначать замеченные парадоксы;
ранжировать выдвигаемые идеи;
предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;
делать выводы и умозаключения;
указывать пути дальнейшего изучения объекта;
презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
работать в коллективе, группе;
презентовать работу общественности.
Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских работ на заседаниях научных обществ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем | Количество часов | Из них: |
теория | практика |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1-й год обучения |
1 | Что такое исследование? Кто такие исследователи? | 1 | 1 | |
2 | Основные методы исследования. Как задавать вопросы? | 1 | | 1 |
3 | Коллективная игра-исследование | 1 | | 1 |
4 | Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования | 1 | | 1 |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления | 1 | | 1 |
2-й год обучения |
1 | Роль исследований в нашей жизни. Учимся видеть проблемы | 1 | 1 | |
2 | Методы исследования. Как провести эксперимент? | 1 | 1 | |
3 | Выполняем логические операции. Творческое воображение | 1 | | 1 |
4 | Учимся делать выводы и умозаключения. Пиктограммы | 1 | | 1 |
5 | Презентация исследовательской работы | 1 | | 1 |
3-й год обучения |
1 | Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами | 1 | 1 | |
2 | Установление закономерностей. Парадоксы | 1 | | 1 |
3 | Логика. Метафора и метафоричность суждений в исследовании | 1 | | 1 |
4 | Работа с текстом. Как подготовиться к защите исследовательской работы? | 1 | 1 | |
5 | Презентация исследовательских работ | 1 | | 2 |
4-й год обучения |
1 | Как научиться приобретать знания? Всю жизнь в поиске… | 1 | 1 | |
2 | Как оценивать идеи? Классификация тем исследований | 1 | 1 | |
3 | Особенности проведения теоретических исследований | 1 | | 1 |
4 | Особенности проведения эмпирических исследований | 1 | 1 | |
5 | Презентация исследовательских работ | 1 | | 2 |