Особенности развития креативного мышления у детей среднего школьного возраста.
Е.А.Новоженина,
учитель английского языка I категории
МБОУ СОШ №4 с УИОП им. Г.К. Жукова
г.о. Краснознаменск, Московской области
Аннотация: В статье обобщён опыт моей работы по данной теме на разных этапах обучения английскому языку: начальном (2- 4 классы), среднем (5- 9 классы). Материал главным образом рассчитан на работу с учащимися средней ступени, но с учётом индивидуальных особенностей детей некоторые его элементы могут быть использованы учителями английского языка как в начальном, так и старшем звене. Кроме того, затронутые в статье стратегии развития творческих способностей учащихся являются универсальными и могут быть полезны учителям других предметов.
Ключевые слова: средний школьный возраст, творческое мышление, английский язык.
Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальной возможности каждой отдельно взятой личности. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования призван обеспечить формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей личности школьника. Главной целью современной школы, как социального института является разностороннее развитие детей, в том числе творческое, их познавательных интересов, учебно-познавательной компетенции, навыков самообразования, способности к самореализации личности.
Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются в качестве характеристики детского поведения. Творческая, поисковая активность ребенка является естественным состоянием и служит базой самопознания и саморазвития.
Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей являются уроки, внеурочная деятельность, система дополнительного образования, искусство, художественная деятельность.
Творческое мышление - один из интересных феноменов, выделяющих человека из животного мира. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивидуума, так и человечества в целом. Творческое мышление (Р. Томсон, К. Халл, Г. Линдсней) - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствование решения той или иной задачи.
Е. Григоренко и Р. Стернберг предлагают 12 стратегий развития творческого потенциала, которые могут быть положены в основу обучения творческому мышлению в школе на любом учебном предмете. Используя эти стратегии-принципы, учитель не только сможет увеличить вероятность раскрытия творческого потенциала своих учеников, но и усилить креативное начало в самом себе. Итак, вот эти принципы:
- разрешать делать ошибки;
- поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям;
- включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность их применения;
- поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему;
- поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности;
- предоставлять время для творческого мышления;
- подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности;
- найти соответствие между творческой личностью и средой.
Необходимо отметить, что развитие творческих и изобретательных способностей многократно увеличивает эффективность урока, создаёт условия для раскрытия личности учащихся, развивает их в интеллектуальном плане. Вот простые приёмы, которые я использую в своей педагогической деятельности:
1 - творческая работа со стихами, песенками на начальном и среднем этапе обучения, а именно, их исполнение по ролям. Пример: класс хором поёт куплет: What is your name, what is your name, now tell me please, what is your name? Ученик: My name is Janet, my name is Janet, my name is Janet, that’s my name и т. д.
2 - творческий подход к диалогам. Один и тот же диалог можно разыграть по-разному. Идеи и роли можно подсказать ребятам, часто они сами придумывают оригинальные варианты, используя кукольный театр, пальчиковые куклы, самим разыгрывать диалог в различных ситуациях, усложняя и расширяя реплики и высказывания.
3 - размышления над интересными цитатами, стихами и высказываниями: Например, обсуди с партнёром по парте, выскажи своё мнение или работа в группах: дебаты. Одна группа соглашается, другая - против. Выступают по очереди. На доске висят фразы согласия/ несогласия, что особенно важно для детей с более низким уровнем обученности.
4 - Проведение уроков рисования, посвящённых Рождеству и дню Святого Валентина, на которых учащиеся красочно оформляют рождественские открытки и валентинки, придумывают поздравления, затем мы выбираем самые оригинальные( 5- 6 класс) .
5 - Большие возможности для развития творческого потенциала учащихся имеет и проектная работа, когда ребята представляют результаты своей исследовательской деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, коллажей, презентаций по таким темам, как «Мой класс», «Политические деятели России», «Британские монархи», «Образы Британии и России», «Выдающиеся спортсмены нашей страны», «Достопримечательности Новосибирска», «Елизавета Вторая» и т. д.( 8- 9 класс).
6 - Нестандартные уроки: урок- театр, где учащиеся инсценируют сказки и произведения английских и американских писателей: «Золушка», «Алиса в стране чудес», «Приключения Тома Сойера», «Красная Шапочка», «Принц и нищий» и т. д. Надо отметить, что ребята сами придумывают костюмы. Далее, урок- концерт, проводимый обычно в конце года, на котором демонстрируется знание выученных за год песенок и стихов. Для ведения концерта выбираем двух активных учеников, которые самостоятельно составляют сценарий, придумывают реплики по ходу концерта, т.е. исполняют роль конферансье. Они же готовят призы для участников. Затем, урок- путешествие в страну знаний по разным станциям: «Фонетическая», «Лексическая», «Грамматическая», «Читательская», «Физкультурная», «Музыкальная». Этот урок проводится в виде соревнования между двумя командами 5 класса, как итоговый урок года. Дети сами придумывают названия команд, рисуют эмблемы. Чаще всего нестандартные уроки я практикую в среднем звене ( 5-7 классы), когда ещё высока мотивация учащихся к изучению иностранного языка.
7 - Использование творческих заданий на уроке:
- придумать другую концовку рассказа (грустную или весёлую);
- придумать и написать рассказ по серии картинок;
- сделать рисунок по прочитанному;
- узнать свои корни, нарисовать генеалогическое дерево или родственника, сделать сообщение (тема «Семья», «Внешность»);
- разыграть диалог между персонажами текста;
- составить рецепт любимого блюда и дать ему рекламу (тема «Еда», «Продукты», «Покупки»);
- сделать поэтический перевод стихотворения на русский язык (учащиеся переводят сонеты Шекспира, стихотворения Р. Бернса или любой другой по выбору учителя( 5- 11 класс).
- сочинить синквейн по заданной теме. Синквейн - это пятистишие, состоящее из пяти строк.
Первая строка: Одно слово. Название.
Вторая строка: два слова, описывающие название.
Третья строка: три слова, описывающие действие.
Четвертая строка: четыре слова, выражающие чувства.
Пятая строка: одно слово-синоним.
Тема «Семья»:
Mother
Kind, helpful
Caring, loving, sharing
A special person in my life
A friend.
Тема «Праздники»:
Christmas
Merry, mysterious
Bringing beautiful presents
Makes me happy a lot
Christmas Tree.
Таким образом, все эти нехитрые приёмы, используемые мной в работе, я думаю, способствуют развитию творческих и изобретательных способностей учащихся, обогащают их не только интеллектуально, но и личностно. И, конечно же, наша задача при обучении иностранному языку - увлечь, а не развлечь, научить, а не навредить, развить, а не забить. Важно не обрезать ученикам крылья, а создавать для них ситуации творчества и успеха.
Литература:
http://www.psychology-online.net/articles/doc-73.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/08/29/osobennosti-razvitiya-kreativnosti-v-mladshem-shkolnom
http://www.twirpx.com/file/1732693/
Брайтовская С. И. Простейшие исследовательские задания. /С. И. Брайтовская.// Начальная школа.-1996-№9-с.72.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. /Л. С. Выготский. //Вопросы психологии. - 1996 - №6 - с. 46.