СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Педагогические средства формирования мотивации учащихся в выборе внеурочной деятельности".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед учителем стоит не простая задача, целью которой является формирование у ребенка положительной мотивации в познавательной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Педагогические средства формирования мотивации учащихся в выборе внеурочной деятельности".»

Педагогические средства формирования мотивации учащихся в выборе внеурочной деятельности.



Перед руководителем внеурочной работы, стоит не простая задача, целью которой является формирование у ребенка положительной мотивации в познавательной деятельности. Учитель должен не «давать» материал, а пробудить интерес к творческой работе, раскрыть возможности каждого ребенка.

Мотивационная сфера детей достаточно динамична и легко подвергается изменению. Всего несколько доброжелательных слов может изменить отношение к процессу работы. Учитель, зная о мотивации своих кружковцев, может с легкостью актуализировать у них необходимые для творческой деятельности мотивы.

Мотив - (от лат. moveo «двигаю»). Согласно, «мотив - это объект, который отвечает той или иной потребности и который в той или иной форме, отражаясь субъектом, ведет его к деятельности». А так же выделяется две функции мотивов: функции побуждения и смолообразования. «Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, (положительные или отрицательные) - порой остро эмоциональные, аффективные, лишенных смыслообразующие функции. Это мотивы стимулы».

Мотивация (от лат. movere – приводить в движение, толкать). Мотивация - это «период, предшествующий волевому акту». А , мотивация - это «опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация поведения человека. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности».

Таким образом, среди этих мнений можно найти зону согласия, прийти к выводу, что большинство психологов считают, что мотивация – это совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведения.

Мотивация может быть внешней – не связанная с содержанием определённой деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (мама хочет, чтоб ребенок танцевал на сцене).

Ценностные ориентации выполняют роль внутренних мотивов, а также роль критериев, с опорой на которые, личность осуществляет свое поведение и деятельность. Они связаны не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности (мне нравиться плести браслетики и дарить подружкам, у меня прадедушка воевал и мне нравится петь песни о войне и подвигах). Основополагающими являются жизненные ценности, относящиеся к сфере человеческих отношений, всесторонне учитывающие основные потребности личности, интегрирующие в себе направленность на социальную адаптацию и индивидуализацию, принятие которых свидетельствует об определенном уровне личностной культуры, усилиях педагогического коллектива в этом направлении.

Внутренние мотивации, заявляемые как требование удовлетворения потребностей на высоком уровне, развиваются, воспитываются и совершенствуются на протяжении всего периода обучения.

При формировании мотивационной сферы ребенка можно выделить два основных этапа:

  • диагностика мотивационной сферы, выявление исходного состояния мотивации;

  • отбор и применение педагогических средств воспитания мотивации.

Первый этап включает в себя применение педагогических средств, для диагностики мотивационной сферы ребенка. Данный этап чаще всего применяется на начальном стадии организации кружковой деятельности. Педагогические средства, применяемые для диагностики мотивационной сферы, помогают учителю решить такие задачи как, определение направления кружка и построение плана работы.

  1. Наблюдение. Объектом наблюдения могут стать избирательность круга чтения; любимые увлечения и занятия во время досуга; участие по собственному желанию в различных кружках, секциях, факультативных занятиях; особенности поведения учащихся на экскурсиях при посещении различных выставок, музеев и т. д.

  2. Анкетирование. Применяют три типа анкет. Это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление мотивировок и осознанных мотивов (мотивов - целей) учащихся. Анкеты селективного типа, где учащимся на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов, из которых учащийся выбирает наиболее подходящий. Анкеты - шкалы, в которых при ответе на вопросы учащийся должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а оценить в баллах правильность каждого из предложенных ответов.

  3. Беседа (интервью). Беседа используется глубокого изучения индивидуальных особенностей мотивации учения. Для успешного проведения беседы между учителем и учеником должен быть установлен психологический контакт, их отношения во время беседы должны быть положительными, доброжелательными.

  4. Изучение продуктов деятельности учащихся. Здесь в качестве объекта изучения выступают самые разнообразные продукты творчества учащихся (стихи, рисунки, различные поделки, дневниковые записи, школьные сочинения и т. п.). Применяя этот метод, учитель может анализировать как внутренние (содержательные), так и внешние (формальные) характеристики мотивации учения.

  5. Изучение школьной успеваемости. Основную роль при использовании этого метода играет метод психологического анализа. Анализ позволяет определить объективное значение отметки, который характеризует успеваемость и уровень знаний ученика.

  6. Монографическое изучение учащихся. Это глубокое изучение отдельных шильников.

Второй этап заключается в подборе педагогических средств и применение их в практической деятельности. Данный этап помогает руководителю кружка, решить такую задачу как, вызвать интерес к занятиям, чтоб ребенок с удовольствием посещал кружок.

На данном этапе можно выделить несколько методов мотивации:

  1. Эмоциональный метод. Этот метод затрагивают чувства человека. Он влияют на такие чувства и эмоции как – радость, адреналин, удовольствие, страх, любопытство, доверие и другие. Позволяют мотивировать человека на деятельность, путем бессознательного. Деятельность, которая поддерживается эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.

  • поощрение;

  • порицание;

  • учебно-познавательная игра;

  • создание ярких наглядно-образных представлений;

  • создание ситуации успеха;

  • стимулирующее оценивание;

  • свободный выбор задания;

  • удовлетворение желания быть значимой личностью.

  1. Познавательные методы. Это направленность человека на бескорыстно узнавать новое и удовлетворение от самого процесса умственных и физических усилий:

  • познавательный интерес – это познавательно-эмоциональное отношение обучающихся к обучению. Для учителя это соотношение характера мотивов, смысла обучения, зрелости целей и особенностей эмоций;

  • создание проблемной ситуации;

  • побуждение к поиску альтернативных решений;

  • выполнение творческих заданий;

  • «мозговая атака».

  1. Волевые методы мотивации: (Метод не самый простой, так как не у всех ребят достаточно развита сила воли, особенно у младших школьников, но позволяет развивать настойчивость, способность преодолевать трудности, умение владеть собой).

  • предъявление определенных требований;

  • информирование об обязательных результатах обучения;

  • формирование ответственного отношения к учению;

  • самооценка деятельности и коррекция;

  • рефлексия и соревновательные занятия;

  • прогнозирование деятельности.

  1. Социальные методы мотивации: (Каждый человек развивается в обществе, и дать ребенку понять, насколько важен он, его труд, основная задача этого метода).

  • развитие желания быть полезным;

  • поиск контактов и сотрудничества;

  • побуждение стать личностью;

  • создание ситуации взаимопомощи;

  • заинтересованность в результатах;

  • взаимопроверка;

  • рецензирование.

Работа в кружке позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает интерес к труду, жажду творчества. Успешность развития трудовых действий ребенка определяется положительной мотивацией.