СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по информатике на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающие технологии, то что необходимо соблюдать в наше время всем учителям, а тем более учителям информатики.

Просмотр содержимого документа
«Статья по информатике на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24»

г. Абакана











Здоровьесберегающие технологии

на уроках информатики в средней школе









подготовила:

учитель информатики

Зорина Ольга Васильевна














г. Абакан

2017


Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики в средней школе.

Здоровье – это не всё,

но всё без здоровья – ничто

Сократ


Целью моей работы стало значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их около 10%).


Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро. По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:

  • Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%)

  • Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний

  • Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов


В последние десятилетия возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для школьных врачей, педагогов, родителей учащихся. Год от года возрастают учебные нагрузки, досуг все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм, что приводит к нарушениям осанки и зрения. О росте числа юных курильщиков, потреблении подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто на всех уровнях, вплоть до Президента.

Ответственность за то, что лишь около 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, приняла на себя школа.

Во-первых, взрослые всегда несут ответственность, за все, что происходит с детьми в стенах школы. Именно в школе учащиеся проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранять здоровье – проявление бездушия и непрофессионализма.

Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье школьников – желательных и нежелательных – осуществляется именно педагогами в стенах образовательных учреждений.

В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, не профилактикой, а лечением. Задача же школы – сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников.

Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Из трех вопросов образования – «Зачем учить?» «Чему учить?» и «Как учить?» - самый главный - последний. Сегодня каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, нездоров. И учить его нужно так, чтобы не наносить вреда здоровью. Естественно, здоровьесбережение не может быть основной целью образовательного процесса, а может быть только условием, одной из задач, связанных с достижением главной цели.


В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Чтобы помочь современному школьнику учитель должен владеть современными педагогическими технологиями, которые должны быть направлена на сохранение здоровья детей.

Учеба – тяжелый труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся.

Изучение предмета информатика кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, который позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. В то же время, с применением современных информационно-коммуникативные


технологий, усиливается нагрузка на организм школьника и порождает остроту проблем здоровьесбережения.

Что же должен сделать учитель информатики для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером? Что можно поменять, как организовать урок, какие технологии желательно использовать – ответ на эти вопросы я и постаралась найти.


Перед учителем, который начинает работу в русле здоровьесберегающей педагогики, стоят следующие задачи:

  • Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических требованиям СанПиНов. (Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель, применять увлажнители воздуха, т.к. работающие компьютеры увеличивают температуру в классе на 3-4 0С,.)

  • Постоянное внимание к охране зрения, проведение на каждом уроке физкультминуток

  • Учет индивидуальных особенностей учащихся

  • Планирование обоснованных с очки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими.

  • Максимально возможное использование активных методов обучения

  • Использование приемов мотивации как внешней (оценка, похвала, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление больше узнать)


Не случайно первым пунктом в организации урока на основе здоровьесбережения стоят обстановка и гигиенические условия. Ведь работоспособность детей будет снижаться в непроветриваемом, душном помещении. О необходимости этой процедуры, я говорю на первом уроке каждого полугодия, да и в течение года незаметно напоминаю.

Учащийся, заходя в такой кабинет, вне всяких сомнений, настраивается на творческую и плодотворную работу. Моей основной задачей становится развивать этот настрой, не давая ему угаснуть в течение урока. Дети очень любят наш предмет и от того как я буду использовать все доступные для меня методы преподавания, зависит их дальнейшее отношение ко мне как преподавателю и уроку.

Моя деятельность как учителя-предметника направлена в первую очередь на внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.


Приемы работы, направленные на становление и сохранение физического здоровья. Для снятия негативного влияния компьютера на организм учащихся на своих уроках я провожу короткие физкультминутки.

Например, на уроке по теме «Информация» можно использовать следующее упражнение:

-Улыбнитесь, как будто вы получили пятерку и очень собой довольны.

-Сядьте так, как будто вы очень устали и вам хочется отдохнуть.

-А теперь встаньте и покажите, как распускается цветок.

-А теперь покажите, как ветер качает дерево.

-Покажите, как вы собираете ягоды, заглядывая под каждый листик.

-А теперь сядьте за парту так, как будто вы принц или принцесса, а парта – ваш трон.

Как хорошо вы действиями передавали информацию!

Таким образом, благодаря таким минуткам релаксации, учащиеся не только получают возможность расслабиться, но и закрепляют материал урока.


Основное напряжение при работе за компьютером приходится на глаза, т.к. учащийся читает не отраженные тексты, а смотрит на источник света – монитор.

Следует упомянуть, что экран монитора светится с интенсивностью осветительного прибора, диапазон яркости между изображением на нем и окружающими предметами превышает тот предел, к которому готов наш зрительный анализатор. Все вышеперечисленные факторы вызывают сильную усталость глазных мышц.

Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером я рекомендую учащимся в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких уроков у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения.


Зарядка для глаз обязательно имеет свое место после окончания работы за компьютером, причем она проводиться, не всегда стандартно: иногда в качестве физминуток я провожу игры, которые являются хорошей эмоциональной разрядкой, а значит, и физической тоже. Попросите ребенка:

  • нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница

  • улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо

  • устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху

  • отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин

Такие упражнения любят учащиеся 5- 6 классов, они открыто показывают свои эмоции с помощью выразительных поз, жестов, мимики. Упражнение можно проводить и в группах, когда каждая получает заказ на эмоцию, а остальные пробуют отгадать, какую именно.

Или на партах находятся не только инструкции по снятию утомления глаз, но и стереограммы. С их помощью укрепляются глазные мышцы, великолепно снимается усталость глаз. Дети обожают определять изображение, спрятанное на рисунке. На уроке начинает присутствовать элемент соперничества, в котором зарядка для глаз не воспринимается как серьезный этап урока.

Чтобы избежать нагрузки на глаза при работе на ПК, я строго соблюдаю регламент продолжительности общения учеников с компьютером, а при объяснении материала использую проектор, на большом экране которого демонстрирую все подготовленные видеоматериалы. При этом не страдает зрение учащихся, а разнообразие форм работы повышает интерес к предмету, снижает утомляемость от учебной нагрузки.

Главный объект внимания учителя – его ученики. При этом внимание учителя должно фиксироваться не только на соблюдении дисциплины и успешности выполнения учащимися заданий, но и на психофизиологическом состоянии школьников. Первичная экспресс - оценка атмосферы в классе проводится по следующим показателям:

  • Возбуждены, например, после урока физкультуры,

  • Утомлены, выглядят уставшими

  • Взволнованны, чем-то обеспокоены

  • Сосредоточенны, настроены на урок

  • Расслабленны, расторможены

И хотя нередко встречается сочетание того или иного вариантов, оценить преобладающее настроение в классе необходимо. Для этого учителю бывает достаточно взглянуть на нескольких школьников – своеобразных индикаторов класса. Исходя из их эмоционального состояния я и строю свой урок. Действительно, стоит ли писать серьезную проверочную работу, если полкласса взволнованны из-за произошедшего конфликта?

Может, лучше переключить их на интересную задачу, решение которой, кажется такой простой, но имеет столько подводных камней? А порой бывает необходимо просто начать урок с задачи на смекалку или на логику:

  1. В книжном шкафу стоят два тома собраний сочинений. В первом томе 300 страниц, во втором 200 страниц. В шкафу завелся книжный червь и стал прогрызать книги. Он прогрыз от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц прогрыз книжный червь? (Задача на логику. Ее ответ зависит от положения книг на полке 500 или 2)

  2. Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжили свой путь. Как они это сделали? (Обычно учащиеся домысливают условие, считая, что двое стоят на одном берегу, усложняя себе решение)

  3. Прозаик пишет обдуманное, лирик – пережитое, а что пишет программист? (Будущее)

  4. Виктор Гюго сказал, что «у истории её нет». Все вы ею пользовались, а её виртуальной разновидностью можете воспользоваться, не выключая компьютер. Что это? (Корзина)

  5. Крутой программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру, давшему команду «По порядку номеров – рассчитайся!»? ( А в какой системе счисления?)

  6. Верите ли вы, что основатель и глава фирмы Microsoft Бил Гейтс не получил высшего образования. (Вопрос, предложенный учащимися, как ни странно звучит ответ, но да)


Такие задачи можно применять на разных этапах урока: в начале, чтобы настроить их на рабочий лад, в середине – чтобы отдохнуть перед самостоятельной работой, в конце – чтобы снять напряженность. Эти задачи любят и пятиклассники, и ученики 11 классов.

Решать коррекционные задачи, связанные с проблемой здоровья, учителю приходится в широком диапазоне: от почти автоматических – открыть дверь кабинета, если в классе стало душно, скорректировать позу ученика,- до технологических – изменить темп урока, если ученики утомлены, разрядить напряжение шуткой и т.д. При этом желательно, чтобы некоторая корректировка оставалась для ученика незаметной, например, коррекция позы. Коррекция осанки должна проводиться мягко, участливо, доброжелательно, даже если одно и то же приходится повторять по нескольку раз за урок. Когда в такой коррекции нуждается один ученик, можно просто подойти к нему, мягким движением руки исправить позу, не прерывая объяснения. Если же несколько учеников нуждаются в корректировке позы, можно попросить весь класс «подтянуться, выпрямить спинки».


Это также удачный момент для того, чтобы предложить всему классу сделать несколько упражнений физкультминутки и упражнений для отдыха глаз (Продолжительность ФМ составляет 1,5-2 минуты. Комплексы упражнений, входящие в ФМ должны меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности.). У каждого учителя есть свой набор физкультминуток.

Проведение физминуток решает несколько задач: уменьшение утомления и снижения отрицательного влияния однообразной рабочей позы; активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала; эмоциональная встряска учащихся, возможность сбросить накопившийся груз отрицательных эмоций и переживаний. Самое главное, чтобы они подбирались в соответствии с возрастом. Конечно, более взрослые ребята не хотят подниматься, делать что-то стоя, утверждая, что они совсем не устали. Поэтому им я показываю упражнения, которые просты в исполнении и могут быть незаметны для окружающих:

  • Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Подтянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно – так, чтобы было приятно, 10-15 сек

  • Растереть ладонями уши – вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх – вниз, вперед – назад. При этом можно цокать, как лошадка. Иногда дети, не зная про это упражнение делают его интуитивно, особенно это заметно на контрольных работах.

  • «Колечко». С усилием направлять кончик языка по верхнему небу, постараться дотянуться языком до маленького язычка. Попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом


Все эти упражнения помогают быстро восстановить силы после тяжелой нагрузки. Их следует выполнять при первых признаках усталости. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, делая одолжение учителю, желаемого результата не даст. А это и есть обязанность учителя - настроить учеников, показать и объяснить.


Особенность уроков информатики - это постоянное использование компьютеров. И, несмотря на то, что продолжительность работы в среднем звене не более 25 минут, за это время глаза учащихся устают. Как не устать, если увлеченно смотрят в одно место экрана, не отрываясь, зная, что ограничены во времени и надо все успеть сделать как можно лучше. Поэтому обязательно в конце работы провести упражнение для глаз. Простые упражнения, для проведения которых ничего не нужно, кроме собственного желания, можно уместить в табличку.


Приемы работы, направленные на становление и сохранение социального здоровья учащихся. Приоритетным в данном направлении работы является создание условий для эмоционального благополучия учеников на уроке. В классе я стараюсь организовать атмосферу естественности и взаимопонимания, чтобы учащиеся могли наиболее полно реализовать свой творческий потенциал, развивать интеллектуальные способности и личностные качества. Для реализации этого направления я ставлю перед собой следующие задачи:

  1. создавать ситуации, способствующие творческому развитию и проявлению индивидуальных способностей;

  2. развивать навыки общения в различных ситуациях взаимодействия, прежде всего, умение слушать других, работать в режиме взаимоуважения;

  3. развивать речь обучающегося в диалоге, дискуссиях, свободной беседе;

  4. развивать самостоятельность мыслей и поступков, формировать социальную активность и ответственность.

Данное направление работы я стараюсь реализовать через проблемный метод и метод проектов. Они всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы. Ученик, анализируя фактический материал и оперируя им, расширяет и углубляет знания при помощи ранее усвоенной информации. А поэтапная смена деятельности данных методов не дает ребенку утомить свой организм.

При составлении программ, используя такие формы работы, у ребят увеличивается количество шансов выполнить ее успешно, да и к тому же появляется больше уверенности, если рядом друг, с которым можно посоветоваться. Во время их совместной работы оказание дозированной помощи при затруднениях создает дополнительную ситуацию успеха.

Часто, во время работы с учащимися, использую игровой, соревновательный момент и тогда, деятельность ученика, обретает хотя бы временную, но значимость. А активность ребенка возрастет и ни о каком переутомлении не может быть и речи.

Такие формы работы с учащимися помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности.


Обработка информации является основной потребностью интеллекта, поэтому задача учителя заключается в том, чтобы организовать самостоятельное получение этой информации путем реализации творческих проектов.

Я стараюсь организовывать творческий процесс на основе интеграционных междисциплинарных проектов.

Работа над подобными проектами позволяет:

  • развивать продуктивное мышление, а также навыки его практического применения;

  • нарабатывать профессиональные навыки при использовании современных компьютерных технологий;

  • дает возможность свободно использовать соответствующие источники информации;

  • дает возможность продемонстрировать свою работу сверстникам;

  • развивать чувство ответственности за свои действия.


Приемы работы, направленные на становление и сохранение нравственного и духовного здоровья учащихся. Программа сохранения нравственного здоровья включает в себя образовательно-воспитательный комплекс упражнений, направленный на:

  • развитие понимания и принятия общечеловеческих ценностей;

  • развитие мировоззренческой позиции школьника;

  • формирование социального опыта ребенка.

Работа в данном блоке ведется с использованием текстов, авторами которых являются величайшие ученые, философы, деятели культуры прошлого и современности.

При знакомстве с темой «Текстовая информация» предлагаю учащимся набрать тексты известных писателей, философов, поэтов. Например:

Мы труд свой мирный славим,

Нам не нужна война…

И в списки Мира ставим

Мы наши имена.

За Мир, что людям дорог,

Идет везде борьба, -

Чтоб на степных просторах

Не жгла война хлеба.

Максим Рыльский


Хочу отметить, что структуру урока можно изменять в зависимости от вида и темы урока, этапов может быть различное количество, методов проведения может быть несколько, но приоритетным, для меня, остается выполнение таких условий: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше установленного времени. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает. И конечно же доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным для здоровья.

        1. Заключение

Личность ребенка и его здоровье – абсолютная ценность на Земле.

Заботясь об учащихся, не надо представлять здоровьесберегающие технологии как что-то таинственное и чудодейственное. Некоторые думают, что здоровьесберегающие технологии должны быть чем-то необычным, ярким, демонстративным. Например, красиво оформленный фитобар – это здоровьесбережение, а чистота и порядок в классе – просто санитарно – гигиеническое состояние, кабинет психологической помощи, физиотерапии – это здоровьесбережение, а грамотно составленное расписание уроков и используемые учителем приемы нейтрализации стресса у школьников – это повседневная работа школы. Хотя все перечисленное и относится к охране здоровья учащихся, назвать отдельные мероприятия, связанные со здоровьем, здоровьесберегающими технологиями было бы неверно. Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников определяется не столько качеством используемых приемов и методов здоровьесбережения, сколько их грамотной встроенностью в общую систему, направленную на благо здоровья учащихся и педагогов.

Цель достигнута, учащиеся стали более внимательны, сосредоточены, меньше устают. Работа продолжается, будут проводиться диагностики.


В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих учеников!