СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по инклюзивному образованию

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование профессиональной готовности педагогов к инклюзивному образованию

Просмотр содержимого документа
«Статья по инклюзивному образованию»

Инклюзивное образование

Главное отличие профессии педагога заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий.

Педагог должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит.

Эти особенности профессии актуальны и они призваны на сегодняшний день решить следующие задачи инклюзивного образования. «Инклюзивное (влючающее) образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (федеральный закон № 273-ФЗ п. 27 ст. 2)

Задачи инклюзивного образования:

- учет психолого-педагогических особенностей детей;

-создание условий, способствующих своевременному и полноценному развитию всех детей без исключения: «детей-инвалидов; детей с различным уровнем развития и отличающимися способностями; детей относящихся к другим этническим или культурным группам определенного социума, и являющихся меньшинства».

Соответственно инклюзия охватывает социальные аспекты жизни школы, тоесть должна быть создана моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребёнка. Также предполагается тесное сотрудничество с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Разнообразию потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должна соответствовать образовательная среда, которая является для них наименее ограничивающей и наиболее включающей. Соответственно профессионалы, которые будут работать в условиях инклюзивного образования, должны быть готовыми изменяться вместе с ребёнком и ради ребёнка.

Для реализации принципа инклюзивного образования все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь. Соответственно необходимо построить систему обучения в образовательном учреждении, удовлетворяющую потребности каждого ребёнка. В инклюзивных школах все дети, а не только дети с ОВЗ, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать свою безопасность и уместность.

Инклюзивное образование связано с изменениями на ценностном, нравственном уровне. Однако существуют проблемы развития инклюзивного образования: проблема неготовности (профессиональной, психологической, методической) учителей массовой школы к работе с детьми с особыми образовательными потребностями; обнаруживается недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной среде; наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов. Педагоги нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, которая обеспечит понимание и реализации подходов к индивидуализации обучения детей с ОВЗ.

Таким образом, особо важной становится проблема формирования профессиональной готовности педагогов к инклюзивному образованию.

Уже на первых этапах развития инклюзивного образования появляются различные отрицательные факторы, влияющие на эффективность деятельности учителя, а именно:

- страх перед неизвестным;

- страх вреда инклюзии для остальных участников образовательного процесса;

- негативные установки и предубеждения;

- профессиональная неуверенность учителя;

- нежелание изменяться;

- психологическая неготовность к работе с «особыми детьми».

Перед педагогическим сообществом, методическими службами, перед руководителями образовательных учреждений, реализующих принципы инклюзии, ставятся серьезные задачи, которые положительно влияют на эффективность деятельности учителя.

Положительные факторы, влияющие на эффективность деятельности учителя:

- формирование профессиональной готовности педагогов;

- обеспечение образовательной среды (наименее ограничивающей и наиболее включающую для детей с ОВЗ)

- специальное построение образовательного маршрута и использование иной программы обучения;

- эмоциональное принятие ребенка с ОВЗ;

- реализация модели и технологии обучения;

- учитывать иные образовательные цели в работе с детьми с ОВЗ, нежели академических результатов.

Педагоги, которые имеют эффективный опыт работы в условиях инклюзивного образования, предлагают следующие способы включения:

- принимать учеников с ОВЗ, «как любых других ребят в классе»;

- включать их в те же виды активности, при этом ставить разные задачи;

- вовлекать учеников в групповые формы работы и в групповое решение задач;

- использовать активные формы обучения – игры, проекты, манипуляции, театрализации и т.п.;

- сотрудничество с преподавателями в междисциплинарной среде без искусственного разграничения между специальными и массовыми педагогами;

- разнообразные виды общения с учениками, так чтобы знать каждого индивидуально;

- участие в широких социальных контактах вне школы, в том числе с социальными ресурсами поддержки и родителями.

Инклюзивное образовательное сообщество во многом изменит роль учителя. Такая профессиональная позиция позволит выйти на совершенно новый уровень профессионального мастерства.