Реализация направления патриотического воспитания
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести система образования.
Целью гражданско-патриотического воспитания является создание условий для формирования личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь образовательный процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
Патриотизм, по мнению философов,-одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками, тысячелетиями. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине ,готовность служить ее интересам, своему народу ,выполнять гражданский долг .Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам ,языку, национальным традициям .Любовь к Родине у каждого проявляется в свое время и по- своему .Сначала это происходит неосознанно. Ребенок тянется к матери, отцу, подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям ,родной улице поселку, городу, и только взрослея ,набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне.
Задача школы состоит в том, чтобы, организуя опыт патриотического поведения учащихся, формировать у них соответствующие убеждения и чувства.
Патриотическое воспитание должно основываться на следующих принципах
-соответствие воспитательного процесса возрастным особенностям детей;
-единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий;
– воспитание в процессе общественной деятельности;
-изучение опыта защиты Отечества
Основные направления гражданско-патриотического воспитания
Духовно-нравственное направление
Историко–краеведческое направление
Гражданско–правовое направление
Социально–патриотическое направление
Военно–патриотическое направление
Спортивно-патриотическое направление
Культурно-патриотическое направление
Формы организации.
-Классные часы Истоки. Программа развивает нравственные качества учащихся, воспитывает любовь к ближним, к своей Родине.
-Очень нравится детям ездить на обзорные экскурсии. Уже посетили Гороховец, дом –музей Сапожникова, Городец, город мастеров, Нижний Новгород Кремль, Обзорная экскурсия по Дзержинску, Володарск
-Участие в ежегодных мероприятиях ко дню Победы: классные часы, возложение цветов к мемориалу Вечный огонь, участие в торжественной линейке, акция Цветы в конверте, Знамя Победы
-Посещение школьного и городского музеев.
-Библиотечные уроки Изучение творчества писателей и поэтов, проведение викторин, блиц турниров, инсценировки
-Участие в конкурсах в СЮТ, ЭБЦ, ЦХР, Дом книги
(Модель своими руками, Спасибо деду за Победу, фотоконкрусы)
-Участие в спортивных соревнованиях
способствует развитию морально-волевых качеств, воспитанию выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формированию опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
-Тематические классные часы, например, Про Крым, классные часы по изучению символики государства, «Юный гражданин России и я имею права и обязанности»
-Участие в традиционных праздниках школы
День Росии, Масленица, 8марта, 23 фераля, 8 марта
предполагает развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
-Первый шаг к познанию Родины-изучение своей семьи: семейных реликвий ,профессий членов семьи ,песен родителей ,бабушек, дедушек, вклада семьи в дело победы в Великой Отечественной войне.
В нашем классе проходят семейные встречи «След войны в моей семье», «Профессии моей семьи»; конкурсы творческих проектов «Моя родословная», «Мир семейных увлечений»; беседы с детьми «Я- помощник в семье».Традиционны семейные праздники: «Неразлучные друзья- взрослые и дети», «Мама-солнышко мое» ,встреча нового года ,осенний бал .
Формирование гражданина, патриота своей родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. Задача школы состоит в том, чтобы, организуя опыт патриотического поведения учащихся, формировать у них соответствующие убеждения и чувства. Все основные виды деятельности школьника: учение, труд, общественная работа, спорт, туризм, игра – могут решать эту задачу. В каждом из этих видов деятельности учащийся может совершать патриотические поступки и дела и у него могут формироваться устойчивые мотивы патриотического поведения. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к родине. Любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим. Все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы.