СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме "Виды диагностических методик"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе автор знакомит педагогов с видами диагностических методик. В зависимости от цели, назначения (задач) и выборов методов проведения диагностики выделяются следующие виды диагностических методик: сбор диагностической информации, оценивание диагностической информации, статистики, обработка диагностической информации и т.д., представление и накопление результатов диагностики; использование результатов диагностики: координация и планирование педагогических действий, прогнозирование, рекомендации и т.д., оценка достоверности результатов: анализ результатов деятельности, контрольные мероприятия, наблюдение, статистический анализ и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Виды диагностических методик"»



















Виды диагностических методик





































Основное место в деятельности учителя-предметника принадлежит изучению личности учащихся, которое позволяет контролировать ход и темп развития каждого школьника, анализировать различные аспекты оценки достижений и компетентности обучающихся, выявлять и учитывать индивидуальные особенности и потенциальные возможности в целях повышения эффективности образовательного процесса. Педагогическая диагностика проводится на всех этапах образовательного процесса и предполагает получение и использование в педагогических целях достоверной информации об участниках, условиях, содержании и результативности данного процесса. Существует множество методик проведения педагогических диагностик. Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью. При этом для обсуждения некоторых принципиальных вопросов не столь важно, каким образом осуществлялся сбор диагностической информации: с помощью соответствующего инструментария (классные работы, тесты, анкеты и т.д.) или без него (например, методом простого наблюдения).

По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна, но во многом она заимствовала свои методы у психологической диагностики. Нельзя утверждать, что педагогическая диагностика на сегодняшний день является сформировавшейся научной дисциплиной.

В диагностике учителю важно увидеть не только сам результат, но и выстроить динамику его изменения. Различают диагностирование обученности, т.е. последствий, достигнутых результатов, и обучаемости. В диагностику вкладывают более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Обычный диктант или контрольная работа констатируют факт усвоения или неусвоения учениками определенной темы материала по русскому языку или математике, но не дают ответа на вопрос, почему это произошло. Проверяя контрольную работу по математике, учитель видит окончательный результат решения той или иной задачи, но не известно, отчего произошла ошибка. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения, диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения и возможностями их коррекции у отдельно взятого ученика. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, прогнозирование дальнейшего развития событий. Таким образом, педагогическая диагностика призвана:

- во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения,

- во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обученности,

- в-третьих, опираясь на выработанные критерии, свести к минимуму ошибки учащихся.

Основные принципы диагностики:

- краткость;

- комплексность методик (диагностируя наблюдательность, можно говорить о памяти, внимании, гибкости мышления, особенностях восприятия, речи, овладении общеучебными умениями, конкретных знаниях детей);

- прочность;

- преемственность.

Педагогическая диагностика позволяет создать основу для выявления затруднений в работе, позволяет определить сильные и слабые стороны учительской деятельности, наметить пути дальнейшего развития и способы преодоления трудностей.

Хорошо организованная диагностика дает высокий уровень развития всех компонентов.

В зависимости от цели, назначения (задач) и выборов методов проведения диагностики целесообразно выделить следующие виды диагностических методик:

- сбора диагностической информации - наблюдение, опрос (устный - беседа, тестирование), эксперимент (лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий), контент-анализ, анализ результатов деятельности. Использование данного вида методики позволяет решать задачи: распознавание диагностируемых явлений;

- оценивание диагностической информации, статистики, обработка диагностической информации и т.д.;

- представление и накопление результатов диагностики; обобщённые данные представляются в виде заключения;

- использование результатов диагностики: координация и планирование педагогических действий, прогнозирование, рекомендации и т.д.;

- оценка достоверности результатов: анализ результатов деятельности, контрольные мероприятия, наблюдение, статистический анализ и т.д.

Рассмотрим, каким образом учитель в рамках урока сможет применять методы   педагогической диагностики на уровне  развития личности учащегося. Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение. В своей работе мы используем разные виды педагогической диагностики: полную, промежуточную, частичную, предварительную (вводную), итоговую (конечную).

Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знания обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знание учащимися важнейших (узловых) элементов курса предшествующего учебного года. К вводному или входному виду диагностического анализа отношение неоднозначное: считается, дети должны сначала повторить материал, забытый летом. Очевидно, что большинство из тех, кто высказывается за повторение перед диагностикой, отдают себе отчет в том, что если перенести эту работу на третью или даже вторую учебную неделю, то сама идея входной диагностики уже «не работает». Входная диагностика как раз и призвана определить пробелы в знаниях, которые необходимо устранить прежде, чем перейти к программе нового года или хотя бы включить в соответствующее повторение. Это позволяет сделать этап повторения пройденного более эффективным и, возможно, более коротким. Работу после повторения нельзя считать входной. Целями вводной диагностики являются выявление исходного уровня состояния детей для составления программы развития детей, плана работы.

Вторым звеном проверки знаний является их текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Хотя она и осуществляется из урока в урок, но обеспечивает возможность диагностирования усвоения обучаемыми лишь отдельных элементов учебной программы. Главная функция текущей проверки – обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемого, уровень и цели обучения, конкретные условия.

Третьим звеном проверки знаний, умений является повторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тематической. Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее. Повторная проверка способствует упрочению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. Надлежащий эффект такая проверка дает лишь при сочетании ее с другими видами и методами диагностирования.

Четвертое звено в системе - периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Цель такой проверки – диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса.

Пятым звеном системы является итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Это, прежде всего, диагностирование уровня (качества) фактической обученности и её соответствия цели, поставленной на данном этапе.

Специальным видом является комплексная проверка. С ее помощью диагностируется способность обучаемых применять полученные при изучении различных учебных предметов знания и умения для решения практических задач. Главная функция комплексной проверки – диагностирование качества реализации межпредметных связей. Практическим критерием комплексной проверки чаще всего выступает способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов.

В нашей работе используются следующие формы промежуточной диагностики: срезовый контроль, тестовые задания, ведение дневника наблюдений за ребенком (индивидуальный образовательный маршрут), конкурсы, выставки и др. Из всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования самой перспективной считается тестирование. При разработке тестов важно, насколько они соответствуют запроектированным целям обучения, образования, развития обучаемых. Поэтому при подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться таких основных правил:

1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.

2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.

3. Правильные ответы должны располагаться среди всех предлагаемых ответов в случайном порядке.

4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника.

5. Ответы на одни вопросы не должны служить подсказками для других.

6. Вопросы не должны содержать «ловушек».

С помощью тестов обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости и академических достижений. Однако не следует педагогическую диагностику сводить к тестированию, так как усвоение не всех умений и навыков можно проконтролировать с их помощью. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться другими формами и методами проверки.

Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к урокам, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся, повышает эффективность самого процесса обучения.

.



4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!