Е.Н.Балуева
учитель математики
МАОУ СОШ №12
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы проектирования урока математики в условиях ФГОС.
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Учителю важно понять, какими должны быть основные тенденции развития современного урока. Прежде всего, это уроки деятельностной направленности. По целеполаганию они распределены в четыре группы: урок открытия нового знания, урок отработки умений и рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля. Каждый тип урока имеет свою структуру. В своей практике я придерживаюсь следующей структуры урока открытия новых знаний:
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин.)
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-7 мин.)
3.Выявление места и причины затруднения (3-4 мин.)
4.Построение проекта выхода из затруднения (4-6 мин.)
5.Реализация построенного проекта (5-8 мин.)
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин.)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин.)
8.Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин.)
9.Рефлексия учебной деятельности (2-3 мин.)
Рассмотрим урок открытия новых знаний и обратим внимание на приемы создания проблемной ситуации на уроках в основной школе. Проблемная ситуация дается обучающемуся в форме вопросов «как?» и «почему?», «в чем состоит связь явлений?», «в чем причина?».Проблемная ситуация может иметь различную степень проблемности, наивысшая степень которой выражается в самостоятельном формулировании, решении и контроле правильности своего решения. В своей практике я использую следующие приемы создания проблемной ситуации:
1. Предъявление двух мнений о какой-либо проблеме.
2.Учебная задача строится, исходя из самого теоретического понятия.
3.Введение в смущение.
4.Прием сравнения.
5. Прием практической задачи.
6.Урок-моделирование. 7.Подводящий диалог. 8.Сообщение темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приёма.
9.Проблемные ситуации с удивлением.
10. Проблемные ситуации с затруднением.
Чаще всего я использую следующие приемы:
1.Учебная задача строится, исходя из самого теоретического понятия.
Например, тема «Что такое функция?» (алгебра 7 класс). Учащиеся должны сами определить способ познания: использование учебника, справочников, энциклопедий. Задания такого типа требуют высокого уровня познавательной самостоятельности, учат работать со справочной литературой, выделять существенное и второстепенное в материале.
2.Прием сравнения.
При изучении темы «Функция у=к/х» предлагается сравнить построение графиков функций у=кх и у=к/х. В ходе дискуссии, выдвижения гипотез, учащиеся приходят к выводу, что построение графиков зависит от коэффициента к, находят различие в области определения и области значений функций.
3. Прием практической задачи.
Урок в 5 классе по теме: «Смешанные числа». Ученикам предлагается задача:
Длина моста 200 м. Допустимая скорость движения 5 км/ч. Шофер проехал мост за 2 минуты. Не нарушил ли он правила движения?
4. Проблемные ситуации с затруднением.
Урок в 5 классе по теме: « Деление на десятичную дробь».
Учащимся предлагается пример на несколько действий, где последним действием будет не деление на натуральное число, а деление на десятичную дробь.
Не получается выполнить? В чем затруднение? Каких знаний не хватает? (добиться осознания нехватки знаний и формулирование этого). Следовательно, какова цель нашего урока? Что нам сегодня надо узнать, чему научиться? (добиться формулирования проблемы урока в виде темы или цели).
Процесс целеполагания – процесс трудоемкий. Поэтому главная задача–это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика.
При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, как будто ученик: сам себе их поставил, они понятны ему, очевидны, «с интересом и охотой усвояемы».
Давайте сравним. Если раньше - восприятие новой информации через наблюдение и слушание, то с введением новых стандартов - построение гипотез относительно способа разрешения проблемных ситуаций. Правильная постановка учебной проблемы – порождение у учеников мотивации к познанию нового на уроках математики. Использование проблемных методов и приемов на уроке осуществляется по определенному алгоритму. Данная технологическая схема позволяет целенаправленно добиваться высоких результатов на уроке.
Список литературы:
1. Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов и др. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений - М.: Мнемозина, 2013 - 280 с.
2. Алгебра. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Ю. Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. Под редакцией С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2013 – 256 с.
3.Е.Л.Мельникова. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. М., 2012, 168 с.
4.Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие.- М., Центр педагогического образования,2011год.
5.Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования,2011год.