СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Работа с текстом, как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья поможет в выборе приемов работы с текстом, для формирования коммуникативных УУД.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Работа с текстом, как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников"»



«Работа с текстом, как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников на уроках Литературного чтения».

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе, при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно – активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Коммуникативные УУД предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.

Связующим звеном всех учебных предметов является текст. Формирование и развитие умения работать с текстом как основным источником информации для всех учебных предметов способствует формированию коммуникативных УУД. Особенность определения текста заключается в том, что текст – «это любая знаковая система, наполненная содержанием и обладающая законченной структурой». 

Нами были определены 3 причины низкого УУД, в работе с текстом:

  1. На уроках редко создаются проблемные ситуации

  2. Учебный материал преподносится, как сумма фактов не подвергающаяся критической оценке

  3. Не используются исследовательские методы для доказательства решения выявленной проблемы.

Особое внимание необходимо уделять работе с текстом на уроках литературного чтения.

Для создания эмоционально – благоприятной коммуникативной ситуации на уроке необходимо использовать:

 - игровые приёмы (викторины, познавательные игры, ролевые игры и др.), где детям предоставляется возможность показать свои знания по данному произведению;

 - задания, направленные на развитие литературных способностей, творческого воображения, коммуникативных умений:

1 «.Рассказ от первого лица»:

 - рассказать от первого лица;

 - повествование от имени предмета;

2. «Комплимент»:

  - сказать комплимент литературному герою;

3. «Произведение в заданном ключе»:



 - введение в название произведения нового объекта;



4. «Изменение сказочной развязки»:

 - придумать другое окончание сказки, рассказа.

    Учителю важно научить ребенка правильно выражать свои мысли, а также научить уважать своих товарищей и уметь слушать их.

 5. Также возможна организация работы в парах и группах (по обсуждению поступков героев, которая помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.

6. Целесообразно использовать и работу по структурированию текста:

  • Приём «Знаю, хочу узнать, узнал»

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»




1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали» (своеобразный этап рефлексии).

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.  

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

  • Составление плана текста.

План – это путь через текст.

Виды плана:

а) простой, когда в нем фиксируются только тема (темы) и подтемы, сложный (подробный), фиксирующий не только темы и подтемы, но и развивающие их микротемы, т.е. темы 3-го и ниже порядка;

б) по языковому оформлению – вопросный, в виде логических вопросов, назывной, в форме назывных предложений, в форме назывных  предложений; тезисный, в виде тезисов; цитатный – когда в качестве пунктов плана используются предложения из текста.

  • Составление конспекта.



Конспект – это краткое письменное изложение, запись содержания чего-либо.

Формы конспектирования по тексту:

а) линейное конспектирование в форме развёрнутого тезисного плана;

б) построение кластера с текстовыми вставками;

в) табличная форма – вопросно-ответная форма .

  • Опорные сигналы – кодирование текста различными средствами (ключевые слова, забавные рисунки, символы, схемы).

  • Эссе – свободная трактовка какой-либо проблемы в форме мини сочинения. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе.

  •  10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст  свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

  •   5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

  •   ИНСЕРТ – интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.

I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.





II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:



V

-

+

?

что уже известно учащимся

что противоречит представлению

учащихся

что является интересным и неожиданным

если что-то неясно, возникло желание узнать больше

IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

  •   Синквейн (от французского слова «cing» – пять) - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Правила написания синквейна:

  • (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

  • (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

  • (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

  • (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

  • (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Таким образом, среди требований к результатам изучения литературного чтения приоритетным является развитие ценностно-смысловой сферы и коммуникативной компетентности.

























































Выступление на городском семинаре



«Работа с текстом, как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников на уроках Литературного чтения».























Подготовил: учитель начальных классов

Iквалификационной категории

Безбородова Е.В.

МОАУ «СОШ №37 г.Оска».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!