СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Развитие познавательного интереса на уроках истории и обществознания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье предложена методика работы с учащимися  в рамках развития познавательного интереса к предметам история и обществознание.

Просмотр содержимого документа
«Интерес к предмету»

Олейник С.М.

КГУ" Кенаральская сш" отдела образования

акимата Федоровского района

Костанайской области


Развитие интереса к предмету


В работе каждого педагога складывается определенная система, стиль – техника работы. Т.е. сочетание разных методов и приемов. В настоящее время разработано и применяется масса приемов. Все они обладают разной степенью эффективности. Как в потоке педагогической литературы выбрать оптимальные приемы обучения и организации обучения? Эффективный технологичный прием, легко применимый в условиях обычной школы, направлен на достижение нескольких целей и отвечает хотя бы одному, а лучше, нескольким принципам педагогической техники. На своих уроках я с удовольствием их применяю, обучила детей этим приемам. Теперь у меня есть помощники в каждом классе – подготовят материалы для проверки домашнего задания, закрепления материала и отработки навыков. Любимое время урока – взаимоопрос. Ребята готовят дидактические материалы, игры, конкурсы.

Принципы педагогической техники

Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!

  • Это можно сделать в рамках современной системы обучения.

  • В начале урока предоставляется выбор роли на сегодняшний урок – подводящий итоги, психолог.

  • Во время урока предоставляется выбор последовательности выполнения заданий, самостоятельно или в паре, форма выполнения задания, выбор источников информации.

  • В конце урока – выбор домашнего задания.

Принцип открытости. Не только давать знания – но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
Использовать в обучении открытые задачи.
Открытость информации для детей – план темы, раздела с указанием основного содержания, план деятельности на тему, урок. В совершенном виде – совместное с детьми проектирование урока. Для этого необходимо обучить детей приемам обработки информации, разным видам деятельности, учебным приемам, коммуникативным взаимодействиям.

Принцип деятельности. Освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.
Чтобы знания становились инструментом, с ним нужно работать – применять. Любые знания, где ученик действует сам или в паре, группе, делает для себя или других. Даже во время лекции учащиеся составляют “свою опору” - не просто слушает, а обрабатывает информацию, выделяет главное, ключевое (для него), фиксирует. Т.о. работает со знанием, преобразует его в другую форму.

Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Чем лучше развита система, тем больше в ней механизмов обратной связи. Учитель отслеживает на уроке выполнение домашнего задания, понимание и усвоение материала, овладение умениями и навыками, включенность ученика в процесс обучения, его настроение и т.д. Существуют приемы, позволяющие это сделать быстро и эффективно.
На каждом уроке с помощью нескольких приемов проверяются теоретические знания и уровень сформированности практических умений

Принцип идеальности (высокого КПД). Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования от взаимоопроса до составления контрольных работ и их взаимопроверки. Активное вовлечение учащихся в процесс управления своим коллективом, собой, тогда они САМИ обучают друг друга, чувствуют свою успешность и САМИ стремятся ее подкрепить.

Результат применения педагогических техник – хорошо организованный труд учителя и учеников, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.

Эти приемы применяю наиболее часто, и они особенно любимы детьми.

Зашумленная тема. Тема урока записывается с добавлением других букв без разрывов между словами. Предлагается детям прочитать “про себя”, помочь прочитать учителю. Также можно давать понятия прошлого урока, суждения, определения. Этот прием развивает зрительную перцепцию.

Перевертыш. Тема урока записывается словами в перевернутом виде, не меняя порядка слов в предложении. Предлагается детям прочитать, рассказать, как они это сделали. Так же можно давать определения понятий, суждения, небольшой текст задания. Или предложить в качестве домашнего задания изложить основные тезисы темы в таком виде. На следующем уроке дети обменяются своими “шифровками”. Повторение и развитие зрительной перцепции.

Лови ошибку. Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Их необходимо отыскать и объяснить, как должно быть правильно. Обучив учеников этому приему, можно задавать в качестве домашнего задания составление такого текста для взаимопроверки на следующем уроке.

Окна.

1. Дается схема учебного материала с подсказками (некоторые элементы схемы прописаны). Изучая новый материал, ученики дополняют схему, “открывают окна”.

2. Дается схема учебного материала с подсказками (некоторые элементы схемы прописаны) по материалу прошлого урока. Используя подсказки, ученики дополняют схему.


Три уровня домашнего задания.

Учитель в начале темы задает домашнее задание одновременно в двух или трех уровнях.

  • обязательный минимум – абсолютно понятно и доступно всем.

  • тренировочный уровень – для учеников, желающих хорошо знать предмет и без особой трудности осваивать программу.

  • творческий уровень – выполняются добровольно, выполнение стимулируется высокой оценкой, освобождением от заданий уровня 1 и 2, сдача выполненных заданий происходит в любое время в течение изучения темы.

В творческом уровне дается разработать частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам. Составить кроссворды, чайнворды, ребусы, словоловы, загадки, тематические сборники интересных фактов, примеров, задач. Разработать плакаты опорных конспектов; сочинить стихотворные формулировки.

Необычная обычность.

Учитель задает домашнее задание необычным образом.

  • вставить пропущенные буквы, из них составить слово, оно и является домашним заданием: .ода, р.са, .оезд, во.с, м.олоко, .ова, обр.в. (вопросы)

  • зашифровать цифрами буквы алфавита: 16,15,14,33,18,10,33 (понятия)

  • возьмите приставку от слова "поезд", возьмите корень из слова "поднят", и окончание от слова "сомнения". (понятия)

  • “жребий” или “беспроигрышная лотерея” - вытянуть билет с вариантом задания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!