ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Цели урока: расширить и закрепить знания учащихся о стадиях законодательного процесса в РФ и о видах законов.
Задачи урока
образовательные:
углубление знаний школьников о главном законе страны — Конституции РФ;
изучение организации законотворческого процесса в РФ, закреплённой в ст.104–108 Конституции РФ;
выделение особенностей федерального конституционного закона;
развивающие:
воспитательные:
воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ;
формирование уважения к заложенным в Конституции РФ базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам построения правового государства.
Оборудование урока
Конституция РФ (у каждого ученика);
учебник для 11 класса «Обществознание» под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева (2010, стр. 224–226);
схема «Стадии законотворческого процесса в РФ» (для каждой парты);
частично заполненная схема «Стадии законотворческого процесса
в РФ» (для каждой парты);
таблички «Законопроект», «Государственная Дума», «Совет Федерации», «Президент»;
задания ЕГЭ по изучаемой теме (для каждого ученика).
Тип урока: урок изучения нового материала (третий урок в 11 классе по разделу «Человек и закон»).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (1 мин)
II. Постановка цели и задач урока (1 мин)
Учитель. Сегодня мы узнаем, как появляются на свет федеральные конституционные и федеральные законы. Принятие закона — это сложный процесс, в котором заняты многие люди и который растянут во времени. Как правило, он занимает не менее 6 месяцев. Почему законы разрабатывают так долго и кропотливо? На этот вопрос вы ответите в конце урока.
III. Актуализация знаний учащихся (2 мин)
Вопросы:
Какая форма правления в России? (Республика)
Как называется представительный (законодательный) орган государственной власти в России? (Федеральное собрание)
Как называются палаты Федерального собрания? (Совет Федерации и Государственная Дума)
Как формируется нижняя палата — Государственная Дума? (Путём выборов)
Сколько депутатов в Государственной Думе? (450 депутатов)
По какой избирательной системе организуют выборы депутатов Государственной Думы? (По пропорциональной системе)
Какова основная функция Государственной Думы? (Принятие законов)
Что такое закон? (Закон — нормативно-правовой акт, принятый высшим законодательным органом государственной власти либо в результате непосредственного волеизъявления населения)
Какие бывают законы? (Основной закон — Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, законы субъектов РФ)
Когда и как принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 года на референдуме)
Чем отличаются федеральные конституционные законы от федеральных законов? (ФКЗ обладают большей юридической силой, чем ФЗ; их предназначение — обеспечить стабильность Конституции как Основного Закона)
IV. Изучение нового материала
Первичное усвоение новых знаний. Изучение законотворческого процесса в РФ. (25 мин)
Статья 104 Конституции РФ определяет круг субъектов, которые имеют право законодательной инициативы в РФ. Право законодательной инициативы — это возможность вносить в законодательные органы законопроекты, т. е. предварительные тексты законов. Субъектами права законодательной инициативы выступают органы, должностные лица, имеющие непосредственное отношение к решению важнейших общегосударственных вопросов: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ по вопросам их ведения. Государственные и общественные органы, не обладающие правом законодательной инициативы, а также отдельные граждане имеют возможность вносить свои инициативные законопроекты только через субъектов, наделённых этим правом.
Вопрос:
— В какой орган вносят законопроект? (В Государственную Думу)
Статья 105 Конституции РФ закрепляет процедуру принятия федерального закона Государственной Думой и Советом Федерации. В Государственной Думе закон принимается в трёх чтениях большинством голосов от общего числа депутатов. Принятый Государственной Думой федеральный закон передаётся в течение пяти дней в Совет Федерации для его дальнейшего рассмотрения. Совет Федерации может в течение 14 дней рассмотреть принятый Государственной Думой федеральный закон и одобрить его, отклонить или же воздержаться от его рассмотрения.
Вопрос:
— Каковы последствия отклонения федерального закона Советом Федерации? (Федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов).
Установив последовательное принятие закона обеими палатами, Конституция тем самым закрепляет их равный правовой статус в осуществлении законодательных функций и обеспечивает единство парламента, а также сочетание общих интересов всего российского народа и специфических интересов субъектов Федерации при принятии федеральных законов.
Все законы, принятые Государственной Думой, передаются на рассмотрение Совета Федерации. Далее Совет Федерации сам решает, рассматривать или не рассматривать поступивший закон посуществу на своём заседании. Таково общее правило, вытекающее из ч. 4 ст.105 Конституции РФ.
Статья 106 Конституции РФ фиксирует исключение из этого общего правила, перечисляя законы, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации. Все законы,обозначенные в ст.106, принимаются по вопросам, относящимся к исключительному ведению Российской Федерации, причём выбраны лишь наиболее важные проблемы, связанные с регулированием отношений в таких сферах, как бюджет, финансы, таможенное дело, международные договоры, защита безопасности государства.Эти вопросы, безусловно, затрагивают интересы как Федерации в целом, так и её субъектов. Через обязательное обсуждение в верхней палате, где на равноправной основе работают представители всех субъектов Федерации, происходит согласование интересов Федерации и её субъектов.
Вопрос:
— Проведите сопоставительный анализ ст.106 и ст.108 Конституции РФ и скажите, какие ещё законы, кроме названных в ст. 106, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. (Все федеральные конституционные законы).
Статья 107 регламентирует порядок подписания и обнародования принятых федеральных законов. Это право принадлежит Президенту РФ и является завершающей стадией законодательного процесса. Совет Федерации одобренный им федеральный закон в течение пяти дней направляет Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней Президент РФ подписывает или отклоняет закон. После подписания закон должен быть опубликован в течение 7 дней в официальных источниках.
Вопрос:
— Каковы последствия отклонения федерального закона Президентом РФ? (Возвращённые Президентом РФ законы повторно рассматривают в Государственной Думе и Совете Федерации. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством (не менее двух третей) голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию в течение семи дней Президентом РФ и обнародованию).
Задание:
— Статья 108 Конституции РФ предусматривает порядок принятия федеральных конституционных законов. Ещё раз внимательно прочитайте ст. 108 Конституции РФ и выделите три особенности процедуры принятия федеральных конституционных законов.
1) Чётко определённый круг вопросов, по которым принимаются ФКЗ;
2) принятие квалифицированным большинством в каждой из палат Федерального Собрания;
3) будучи принятыми палатами Федерального Собрания, они не могут быть отклонены Президентом РФ и возвращены в парламент на новое рассмотрение.
Первичная проверка понимания. (12 мин)
Проверка правильности схем путём сравнения схем учеников со схемой, составленной учителем; (схему стадий законодательного процесса в РФ, составленную учителем, раздают на каждую парту или же её показывают на мультимедийном экране) (Приложение 2) (2 мин)
V. Закрепление материала
Игра «Законопроект» (5 мин)
Класс делится на три группы. Каждая группа получает условное название: «Государственная Дума», «Совет Федерации» и «Президент». Используется большая карточка с надписью «Законопроект». Учитель предлагает группам различные условия игры.
Ситуация первая. Учитель предлагает карточку со словами «Вношу проект федерального закона. Кто его примет?»
Группа «Государственная Дума» должна принять карточку.
Учитель. Большинством голосов Дума принимает проект закона.
Группа должна передать карточку «Совету Федерации».
Учитель. Совет Федерации рассматривает и большинством голосов одобряет законопроект.
Группа передаёт карточку «Президенту».
Учитель. Президент не отклонил федеральный закон. Что происходит дальше?
Представитель третьей группы объявляет: «Федеральный закон подписан и обнародован».
Ситуация вторая.Ситуация первая повторяется до пункта «Группа передаёт карточку «Совету Федерации».
Учитель. Совет Федерации отклонил законопроект.
Группа «Совет Федерации» возвращает карточку«Государственной Думе».
Ситуация третья.Ситуация первая повторяется до пункта «Группа передаёт карточку Президенту».
Учитель. Президент отклонил федеральный закон.
Группа «Президент» передаёт карточку «Государственной Думе».
Далее игра продолжается точно так же, учитывая, что в случае принятия парламентом данного проекта закона двумя третями голосов он подлежит безусловному подписанию Президентом в течение 14 дней и обнародованию.
Ситуация четвёртая. Рассматривают стадии принятия федерального конституционного закона, при этом отдельное внимание обращают на особенности принятия федерального конституционного закона.
Знакомство с возможными заданиями ЕГЭ по теме «Законодательный процесс в РФ» (Приложение 3). (8 мин)
VI. Домашнее задание
Прочитать стр. 224–226 учебника.
Написать эссе на тему «Нужно ли вето Президента в законодательном процессе?»
Вето Президента на принятые законы в большинстве случаев стимулирует повышение их качества, устранение коллизий и дефектов.
Рекомендация учителя по написанию эссе: в качестве аргументов обязательно использовать факты из истории России 90-х годов (Президент Б. Н. Ельцин) и современной истории (Президент В. В. Путин)
VI. Подведение итогов урока
(РЕФЛЕКСИЯ) (2 мин)
— Что нового вы сегодня узнали на уроке?
— Какие моменты урока вам понравились больше всего?
— Какая работа у депутатов парламента?
— Почему законы разрабатывают так долго и кропотливо?
ЛИТЕРАТУРА
Конституция РФ.
Комментарий к Конституции РФ. — М. : БЕК, 1996
Козлова А. А. Использование игровых форм на уроках права // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2004 — № 5 — С. 70–73.
Певцова Е. А. Право. Основы правовой культуры. 9 класс. — М., 2001
Законодательный процесс. http://jurkom74.ru/materialy-dlia-ucheby/zakonodatelnyi-protcess-i-ego-stadii