РОЛЬ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.
СЕНСОРНАЯ КОМНАТА В ШКОЛЕ
Ходарина Анна Сергеевна
учитель русского языка и литературы МКОУ Бобровская СОШ №2
Аннотация: в данной статье поднимается вопрос о том, как здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Данные технологии относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагается активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности ребенка, развитие его саморегуляции, становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Актуальность. Всем известно, что здоровье – это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций. Здоровьесберегающее поведение и мышление закладываются еще в школе. Но в то же время школьная среда препятствует укреплению здоровья. Раннее начало обучения, интенсификация учебного процесса, использование педагогических инноваций влекут несоответствие нагрузки возможностям детского организма и приводят к напряжению адаптационных механизмов.-
Главная задача школы – подготовка ребенка к самостоятельной жизни за счет получения им необходимого образования. Но разве может педагог равнодушно относиться к тому, что его воспитанники имеют неблагополучное состояние здоровья, которое прогрессирующе ухудшается? Этот вопрос во многом риторический, но одним из ответов на него как раз и стала востребованность руководителями образовательных учреждений и учителями здоровьесберегающих технологий
Наряду с общеизвестными, обширно применяющимися технологиями здоровьесбережения в нашей школе несколько лет успешно функционирует сенсорная комната, или комната психологической разгрузки. Сенсорная комната – волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления. В этой комнате размещено уникальное оборудование, позволяющее психологу или классному руководителю мягко работать со своими подопечными, проводить профилактику и даже лечение нервной системы и органов чувств. Сенсорные комнаты бывают разных типов, но все они имеют одну единственную цель – помочь обрести личную гармонию и гармонию с окружающим миром, восстановить душевное равновесие, укрепить нервную систему. В зависимости от задачи и методики проведения сеансов, сенсорная комната оборудуется бескаркасными мебельными модулями и светомузыкальным сопровождением, ароматическими сенсорами, массажным и интерактивным оборудованием.
Раньше было многим известно такое понятие как «комната психологической разгрузки», но научная мысль пошла дальше. Желание людей получить психологическую помощь и заряд положительной энергии заставило внедрить новейшие научные достижения в психологические практики, из чего и родились сенсорные комнаты. Исследования в области свето- и ароматерапии, музыкального и цветового воздействия на психику человека позволили соединить все полученные знания и результаты в одном специально оборудованном помещении, которое дает комплексный и удивительный результат.
Вот перечень того, что предлагает посетителям сенсорная комната в нашей школе:
Аудиовизуальное оборудование, декоративные световые панели и электронные приборы управления комплексом.
Позиционное оборудование, включающее в себя бескаркасную мебель – маты и мягкие кресла, подушки и экспериментальные модули, подстраивающиеся под форму человеческого тела, снимающие физическое и психическое напряжение и достигая максимальной релаксации.
Оборудование и панели, развивающие сенсорные ощущения – мячи-гиганты, массажные мелкие предметы.
Зеркальные элементы с фибероптической подсветкой, помогающие стимулировать тактильные и зрительные рецепторы.
Удивительны фонтаны света из светодиодных шнуров. Великолепное решение для темной сенсорной комнаты в сочетании со звездным небом и расслабляющей музыкой.
Занятия в комнате психологической разгрузки проводятся, как правило, в три этапа:
Вводная часть с разминкой и ритуалом приветствия.
Основная релаксационная.
Подведение итогов с ритуалом прощания.
Три части ритуала создают эмоциональную мультисенсорную среду, выполняя задачи:
профилактику эмоциональных нагрузок;
согласование движений частей тела при восприятии звука, ритма и цвета;
снятие чувства тревоги с переключением;
создание положительных эмоций;
преодоление агрессивного состояния и избавление от страхов;
у детей развитие взаимодействия друг с другом;
у детей улучшение внимания и памяти, развитие оригинального мышления.
Занятия проводятся в группе не более 5 человек специалистом педагогом- психологом или классным руководителем. Время сеансов 40 - 45 минут. Сеансы включают комплексное использование сенсорного оборудования с проведением различных психологических приемов и техник. Это музыкальная и телесная терапия; игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорной сферы; игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мимика, моторика рук, общая координация); упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы; методики развития памяти, внимания, восприятия, воображения; методы развития коммуникативных навыков
Педагоги нашей школы оценили удивительные результаты, которые дает детям использование сенсорной комнаты с ее комплексным воздействием. Активные и гиперактивные дети легко успокаиваются в релаксационной зоне, могут посидеть в тихом темном уголке внутри мерцающего светодиодного фонтана. Релаксационные упражнения снимают стресс, мягкое освещение и успокаивающая мелодия расслабляют.
Дети, страдающие потерей внимания и сниженным интересом, в активном блоке сенсорной комнаты получают заряд энергии, активизируют эмоциональный фон. Веселые упражнения и занятия в окружении ярких красок и меняющихся картинок, веселых игровых консолей пробуждают интерес к познанию и обучению.
Аутичные дети начинаются заинтересованно играть с водой и песком, слушают разнообразные звуки, что помогает найти ниточку контакта с таким ребенком, заключенным в самом себе. Многие занятия в сенсорных комнатах требуют совместного действия детей или ребенка со взрослым, вызывая положительные эмоции.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Список литературы:
Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
2. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
3. http://interior-relax.narod.ru/sensornie_komnati/
4. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.