СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Системно- деятельностный подход во внеурочной деятельности"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация опыта работы учителя-предметника, работающего в 5-9 классах 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Системно- деятельностный подход во внеурочной деятельности"»

Сергеева С.Н, учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ "СОШ №37 с углубленным изучением отдельных предметов"

г. Набережные Челны


Системно- деятельностный подход во внеурочной деятельности


Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму. 
Конфуций

Сегодня очень многие говорят о том, что смена веков и тысячелетий привела к пониманию неизбежности перемен в общественном жизнеустройстве. Накопление знаний, переход к новым технологиям во всех сферах жизни приводят к осознанному пониманию пересмотра не только того, чему мы учим детей, но и того, как мы это делаем. Меняющийся мир требует соответствующих изменений в образовании. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Уже тогда ученые старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие

Что значит "деятельность"? Деятельность- это целеустремленная система, нацеленная на результат.

Понятие  системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.

Умение учиться для ученика  складывается в  систему универсальных учебных действий. Что имеют в виду, когда говорят "учебная деятельность"?

Учебная деятельность – это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс.

Чему должен научиться ребенок?

Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

В школе 37 всегда уделялось большое внимание активной учебной и внеурочной  деятельности обучающихся,поэтому для коллектива  школы модернизация образования не потребовала кардинальных перемен в организации обучения. Активная внеурочная работа – многолетняя традиция  школы, которая определяет основные направления работы и представляет собой проектную деятельность.

Внеурочная деятельность тесно связана с учебным процессом: предметные недели, олимпиады, конкурсы, отчеты кружков, предметные вечера, и т.д. Обучая, воспитывать, воспитывая, обучать – в этом целостность учебно-воспитательного процесса школы, приоритетным направлением которой является активная деятельность самих ребят.

Работая над проектами, ребята используют самые различные источники информации, в том числе и электронные ресурсы. Медленно, но верно осваивают ИКТ-технологии, в результате чего формируется ИКТ-компетентность, что является одним из требований ФГОС второго поколения.

Весной в рамках недели Русского языка и Литературы педагогами школы был проведен ряд мероприятий, приуроченных к Году Литературы. Ребятам было предложено сделать проекты по творчеству великого русского писателя А.С.Пушкина. Впервые была введена номинация "Компьютерный проект". Победу одержал учащийся 7 класса Паишев Илья. Позднее с этим же проектом "Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина" Илья стал лауреатом Открытого Республиканского творческого конкурса "Пушкинские Чтения" в номинации "Компьютерный рисунок".

Несомненно, задача учителей-филологов- не только формировать коммуникативные компетенции у учащихся, но и воспитать духовно-нравственную личность через художественное восприятие слова, текста.

Наши воспитанники, как и педагоги, очень любят творчество. Частыми гостями в школе бывают заслуженные деятели искусства: художники, поэты, писатели. Литературные гостиные, творческие конкурсы чтецов никого не оставляют равнодушным. Здесь ребята получают возможность почитать стихи классиков и поделиться своим творчеством, а также получить ценные советы от настоящих профессионалов своего дела. С творческими проектами "Стихи собственного сочинения" ученики выступают на конкурсах различного уровня и, как правило, не остаются незамеченными.

Системно- деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования  и к жизни  в постоянно изменяющихся условиях.

Хочется отметить, что активная творческая деятельность учащихся проявляется  тогда, когда учитель сам является творческим человеком.  Учитель должен быть ни  «над», ни впереди, а вместе с детьми. Он должен быть композитором ребячьей самодеятельности, но такой композитор, который сам нот не пишет, а вдохновляет своих воспитанников.

Закончить мне бы хотелось словами известного критика Белинского В. Г.:"Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника" .