СТАТЬЯ НА ТЕМУ:
«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Подготовила: Матросова Антонина Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Октябрьская школа-гимназия»
Три пути ведут к познанию: путь размышления- это путь самый благородный; путь подражания- это путь самый лёгкий; и путь опыта- это путь самый горький.
Конфуций
Современная школа в условиях реализации ФГОС нового поколения должна работать в поисковом режиме, используя современные образовательные технологии. Благодаря этому работа современного учителя должна носить инновационный характер.
Слово инновация (лат.), что в переводе означает новое, обновление, новинка, изменение. Инновация всегда несёт в себе сущность содержания и инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового.
Педагогические технологии, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учебного заведения, не позволяют достичь новых желаемых целей при работе в инновационном режиме.
Какие установки могут служить основанием для выбора педагогом инновационных технологий? Это:
Успехи и достижения современной науки (дидактики, психологии, методики и др.)
Передовой педагогический опыт
Собственный профессиональный опыт
Интуиция
Системная совместимость технологии с педагогическим процессом
Оценка эффективности новой технологии
Личностно-ориентированный подход в обучении
Все эти составляющие дают возможность педагогу раскрыть личность ребёнка, расширить его познавательный интеллект и мотивировать к получению новых знаний.
Сущность личностно-ориентированного образования позволяет создать условия для целостного проявления развития, самореализации. Овладеть технологией личностного подхода значит научится строить учебный процесс так, в котором бы в каждой ситуации проявились важнейшие функции личности: выбор ценностей, реализация способностей и задатков и т.д.
Главная задача моих уроков истории- активизировать познавательную деятельность учащихся и с помощью инновационных технологий превратить урок в живое действо детей и учителя. Применяя различные стимулирующие приёмы и методы стараюсь зажечь искорку интереса, которую надо перевести в любопытство, а затем в любознательность. Необходимо использовать принципы дидактики: доступность, последовательность, систематичность, логичность, научность, индивидуальный подход и др.
История- это предмет познавательный, поучительный, интересный и увлекательный. Поэтому для учителя истории открываются большие возможности заинтересовать учеников, развивать их познавательную деятельность и активность.
На своих уроках я часто использую технологию проблемного обучения, так как проблемно- поисковые задания развивают интеллектуальные способности ученика, дают возможность самовоспитания и самопознания. А это хорошие помощники в становлении личности, своего «Я» в коллективе и обществе.
Схема 1
Могу ←Я→ Достигну
Хочу Умею
Вижу Знаю
С помощью такой нехитрой схемы можно убедить ребёнка в выборе правильного ответа, поступка, поведения. Причём ребёнок выбор должен сделать сам, необходимо подвести его к этому правильному решению. Поэтому на своих уроках я использую технологию проблемного обучения.
Проблемное обучение- это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки. Суть технологии проблемного обучения состоит в том, что учитель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждающие их искать пути и средства решения. Проблемное обучение позволяет эффективно сочетать как индивидуальную, так и групповую работу учащихся на уроке. Такие уроки проходят интереснее, у учащихся вырабатывается потребность анализировать, доказывать, спорить.
В данном случае учитель выступает в роли партнёра и руководителя, но не источника новых знаний, а ученики учатся творчески мыслить, приучаются к поиску и получают более прочные знания.
Дети любят всё яркое и необычное. На уроках истории наглядность играет ту роль яркого, что дети воспринимают с удовольствием. Без применения наглядных пособий нельзя создать образ прошлого, даже если ты используешь самые сочные словесные описания. Они играют большую роль в процессе активизации познавательной деятельности, так как изучаемые эпохи далеки от современности. Наглядные пособия способствуют развитию зрительной памяти, концентрируют внимание и вызывают определённые эмоции.
Видеофильмы, учебные фильмы, мультимедийные позволяют детям увидеть особенности той или иной эпохи, вызывают у них живой интерес. У детей возникает желание воспроизвести увиденное. Рассказать, обсудить, нарисовать, сконструировать, то есть побуждает их к творческой деятельности. Так ученики услышали рассказ, где им встретились понятия «фреска» и «мозаика». Нашли объяснение их в словаре, рассмотрели предложенные иллюстрации, увидели видео картин. Но чтобы окончательно понять в чём же их различие в качестве домашнего задания я предложила творческую работу: первая группа учащихся на квадраты картона с тонким слоем пластилина должна была выложить мозаику, используя подручные материалы (бусины, бисер, кусочки кожи и др.), другая же группа учащихся выполнила эту работу используя краски.
Многие дети проявили свою инициативу и предложили свои варианты мозаики и фрески. Мало того, они выразили желание сделать ещё дополнительные работы. Моя же задача заключалась в том, чтобы поддержать и направить данное желание детей.
Также на своих уроках я использую метод алгоритмизации для формирования логических и познавательных действий. Для этого использую не только готовые схемы, таблицы, диаграммы, кроссворды, но и предлагаю ученикам поучаствовать в их составлении.
Хорошо активизируют познавательную деятельность дидактические и интеллектуальные игры. Они помогают избавиться от отрицательных эмоций, развивают внимание, сосредоточенность, наблюдательность, заставляют анализировать и делать свои умозаключения, ставить своё «я» в данную ситуацию, оценивать его. Поэтому на уроках я часто применяю игровые технологии, которые углубляют и систематизируют знания, корректируют память, раскрывают закономерности исторических процессов.
Интеллектуальные игры являются переходным звеном от развития интереса к формам познавательной деятельности, способу овладения знаниями. В результате таких игр закладывается интерес к поисковому способу.
Игровые технологии особенно эффективно применять на повторительно- обобщающих уроках. Здесь можно использовать головоломки, игры, загадки, кроссворды и викторины. Они вызывают азарт соревнования, позволяют проверить глубину знаний, уровень эрудиции и взаимоуважение, а также проявление волевых качеств, умения достойно выигрывать и проигрывать.
Особенно увлекают детей нестандартные формы уроков: устные, журналы, круглый стол, КВН, урок-соревнование и др. Во-первых, подготовка к ним организовывает, заинтересовывает детей, само участие в них, итоги (поощрение, награждение, похвала) являются показателем роста личности. Во-вторых, каждый ребёнок занят, востребован в процессе урока, повышается его ответственность за порученное задание. Такие уроки позволяют ученикам самостоятельно получать знания, развивать умения работы с дополнительной литературой и историческими источниками, анализировать и обобщать исторические явления и события, делать выводы, вести поисковую работу, направлять обучение на практическое усвоение знаний, выявлять и развивать интеллектуальные способности учащихся. Кроме того, у детей вырабатывается умение отстаивать свою точку зрения, при этом уважая мнение других учеников.
Очень важно, что на таких уроках предусматривается совместная работа всего класса (парная и групповая). Главным результатом такой работы кроме получения новых знаний является позитивная взаимозависимость учеников. Дети понимают, что успеха для одного быть не может, если его нет для всех.
Часто использую межпредметные связи с литературой, географией и другими науками (интегрированные уроки). Например, изучая темы «Общественное движение» или «Культурное развитие России» в определённые периоды истории провожу параллель с литературой., т.к. большинство русских писателей 19-20 вв. являлись также общественными деятелями. Изучая темы «Великие географические открытия» или «Развитие науки» в определённые периоды времени ученики активно используют свои знания по географии и привлекают дополнительные материалы для подготовки к урокам истории.
Активизировать познавательную деятельность учащимся позволяет также проектная технология, потому что в процессе такой деятельности формируются ключевые компетенции учащихся (система знаний, умений и навыков); система ценностных ориентаций учеников, формируется активная самостоятельная и инициативная позиция в учебном процессе, развиваются познавательные интересы детей и реализуется принцип связи обучения с жизнью. Метод проектов ориентирован на интерес и творческую самореализацию развивающейся личности.
Примерами таких проектов могут служить проекты: по теме экономика- «Создание бизнес-плана»; а по экологическим проблемам- «Мы любим наш край», «Отдаём долги природе», «Зачем мы уничтожаем природу?», «Заповедники России и Крыма».
Проектный метод даёт простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, создаёт положительную мотивацию ребёнка к учёбе. Ученик получает в школе исследовательские навыки, учится анализировать, обобщать информацию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, ему легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни.
Вывод: В условиях реализации ФГОС современный учитель должен использовать на своих уроках новые нетрадиционные методы преподавания истории и обществознания, которые позволят изучать большой объём материала, обучать школьников различным мыслительным операциям (анализ, синтез, аналогия, обобщение), формулировать своё суждение о важных событиях, побуждать познавательную активность учащихся и подготовить их к ЕГЭ.
Для этого каждый учитель должен использовать на своих уроках современные образовательные технологии, интерактивные методы и приёмы организации учебной деятельности.