СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Создание и развитие ученического самоуправления класса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная наука и практика пытаются развести понятия “самоуправление” и “соуправление”. Часть ученых и практиков считают, что дети не могут самостоятельно управлять, а поэтому вначале надо строить совместное управление со взрослыми.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Создание и развитие ученического самоуправления класса"»

Создание и развитие ученического самоуправления класса .

Современная наука и практика пытаются развести понятия “самоуправление” и “соуправление”. Часть ученых и практиков считают, что дети не могут самостоятельно управлять, а поэтому вначале надо строить совместное управление со взрослыми. Мне, как практику и классному руководителю со стажем ближе принципы самоуправления, выделенные Н.П.Капустиным:

  • консультативная помощь классного руководителя;

  • предметность деятельности (есть деятельность - есть самоуправление, нет деятельности - нет самоуправления);

  • единое планирование;

  • выборность органа самоуправления;

  • сменяемость функции руководства и подчинения;

  • участие всех учащихся в самоуправлении;

  • согласие, разногласия могут возникнуть в ходе выработки решения, после действует правило - принятое решение обязательно для всех.

Опираясь именно на эти принципы и принципы Педагогики Индивидуальности О.C.Гребенюка, и была разработана структура самоуправления класса.

Структура классного ученического самоуправления:

Функции ССК:

  • cоставление плана работы совместно с классным руководителем;

  • организация и проведение классных мероприятий;

  • анализ эффективности проведенных мероприятий;

  • организация дежурства;

Цели

  1. Повышение активности учащихся в классных делах.

  2. Реализация интересов каждого учащегося.

  3. Привлечение родителей к совместной деятельности.

Задачи

  1. Создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

  2. Дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;

  3. Развивать креативность;

  4. Создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

  5. Формировать толерантность.

Совет самоуправления класса проводит

  • классные собрания (постановка проблем, определение направлений деятельности, подведение итогов);

  • классные часы ;

  • помогает в проведении мониторинга;

  • экспертизу оценочных листов;

  • разрабатывает сценарии праздников.

Формы проведения

  • планирование;

  • проектирование;

  • тренинги;

  • ролевые игры.

Как просто по пунктам, опираясь на научные труды, все расписать на бумаге. Однако реальность каждого школьного дня диктует свои условия.

Нельзя прийти в класс и объявить детям: “С сегодняшнего дня вы сами управляете жизнью в классе”, необходима кропотливая подготовительная работа, у меня она заняла год:

1 этап:

  • Сбор информации (диагностика и мониторинг ученического и родительского коллективов)

2 этап:

  • Планирование, с учетом особенностей класса.

3 этап:

  • Подготовка учащихся к самостоятельной деятельности (тренинг- игры).

4 этап:

  • Контроль (самоконтроль учащихся).

5 этап:

  • Коррекция (внесение изменений).

И снова анализ.

Самоуправление в классе действует уже третий год, после первого опыта мы внесли изменения, дополнили положение о конкурсе впереди большая диагностическая работа, анализ и коррекция. Будут новые находки и открытия. Важно, что ребята почувствовали- мнение каждого очень важно для всех и от каждого зависит результат общего дела.

Для классного руководителя классное самоуправление – это замечательная возможность диагностики развития индивидуальности каждого ребенка.

И еще, я убеждена, до классного самоуправления надо дорасти и самому педагогу, и помочь дорасти детям. И тогда заветные слова “Дети сами” не станут пустой декларацией.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.


В моей работе с детьми приоритетными всегда были такие задачи:

  • организация самоуправления в классе;

  • формирование и развитие коллектива;

  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных возможностей учащихся;

  • формирование у школьников нравственных смыслов и духовных ориентиров (направле ние, над которым работает классный коллектив);

  • защита прав и интересов учащихся;

  • формирование здорового образа жизни;

  • гуманизация отношений между учащимися, между учащимися и педагогическими работ ников;

  • организация социально значимой, творческой деятельности учащихся.

Самой главной для себя, ребят и родителей я всегда определяла задачу – организация самоуправления в классе. Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Для достижения поставленных целей, я считаю, необходимо реализовать ряд задач:

  • предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;

  • формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;

  • воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллектив

  • ной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;

  • воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолеть трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты;

  • сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.

Таковы направленность и содержание деятельности ученического самоуправления.
Дети ответственно подходят к формированию органов ученического самоуправления в классе, так как понимают значимость этого процесса. В органы ученического самоуправления избираются ребята, которые способны не только ответственно подойти к делу, стать его инициатором, повести за собой и получить результат, которому все будут рады, но которые могут «вчувствоваться» в переживания и настроения своих сверстников, способные к сопереживанию и сорадованию. Воспитание в детях чувства милосердия, возвращение к нему – настоятельная необходимость и, я считаю, первостепенная педагогическая задача, цель которой – сформировать у ребёнка готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия.
Один из главных органов классного самоуправления – это совет класса, он возглавляет и координирует всю работу. В его состав избираются лучшие представители классного коллектива, которые могут возглавить одно из направлений работы.

Функции совета класса (СК)

  • участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;

  • подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;

  • заслушивает отчёты о проделанной работе ответственных за направления;

  • организует участие класса в КТД (коллективно - творческих делах);

  • выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;

  • обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях;

Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.

Деятельность органов ученического самоуправления материализуется не только в отдельных мероприятиях и делах, но и в работе по формированию в ученическом коллективе специальной атмосферы, так называемого «духа коллектива». Синонимами данного понятия выступают понятия «духовный коллектив», «морально-психологический климат», «морально-этическая атмосфера». Эта атмосфера должна помогать делать самостоятельный нравственный выбор. В выборе он должен руководствоваться нравственно-этическими ценностями, которые утверждаются в классном коллективе. В своём классе мы совместно с ребятами разработали и утвердили не только морально-этические ценности воспитательного коллектива, но и правила поведения ученика нашего класса. Эти классные законы мы после обсуждения и принятия не только наглядно оформили, но и довели до сведения учителей, работающих в классе, родителей. Ребята должны прийти к выводу, что они создали правила, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, не принимать неправильных решений. Учащиеся должны понять, что если им не нравится какое-то правило, можно обсудить его с товарищами, внести изменения, но если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и стараться не нарушать даже по уважительной причине. Конечно же, все разрабатываемые в коллективе документы, определяющие морально-этическую основу самоуправления, не самоцель, а средство саморазвития личности.

Правила для учащихся класса:

  1. Соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для учащихся.

  2. Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье своё и окружающих.

  3. Принимать активное участие в жизни коллектива.

  4. Свободно выражать своё мнение по любому вопросу.

  5. Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.

  6. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.

  7. Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.

  8. Не опаздывать на урок.

  9. Не пропускать школу без уважительной причины; в случае отсутствия в школе необходимо.

  10. Поставить в известность классного руководителя и предоставить документы, объясняющие твоё отсутствие в школе.

Самоуправление, как и дисциплина, – результат огромной совместной работы взрослых и детей. Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни. Это поможет подвести их к самоуправлению. Да и следует помнить, что не учащиеся для самоуправления, а самоуправление для учащихся; что подлинное самоуправление в широком понимании этого слова – это стиль жизни воспитательного коллектива. Мне помогают создать этот стиль коллективное планирование, организация в классе временных советов дел, поочерёдное выполнение обязанностей дежурного, коллективный анализ и оценка всех проведённых мероприятий, регулярные самоотчёты учащихся о выполнении поручений. Подробно я хочу остановиться на некоторых из них.

Коллективное планирование

Методика «Древо желаний».

Учащимся раздаются листочки бумаги, на которых нарисовано дерево с ветками. На каждой ветке есть несколько листочков, на которых нужно написать ответы на следующие вопросы:

– в каких мероприятиях класса мне хотелось бы участвовать;
– в каких мероприятиях класса я мог бы оказать существенную помощь
– какие мероприятия надо провести в классе обязательно.

Ребята вписывают свои ответы на чистые листочки дерева и сдают свои работы классному руководителю.

Следующий момент, который помогает развивать самоуправление в классе – организация совета дела (инициативной группы)

Организация совета дела

  • В классе создаётся совет дела (инициативная группа), которой поручается разработка плана мероприятия. Группа создаётся на основе выборов, назначения и включения желающих.

  • Совет дела вносит предложения, обсуждает их и вместе с классным руководителем выстраивает общую программу мероприятия.

  • Совет дела определяет список подготовительных мероприятий, средств и материалов, которые необходимы для реализации программы.

  • Совет дела распределяет поручения между учащимися (коллективные, групповые, индивидуальные), уточняет план проведения.

  • Учащиеся включаются в подготовку мероприятия, классный руководитель и совет дела помогают им в реализации намеченного.

  • В проведении подготовленного мероприятия принимают участие все школьники.

  • После мероприятия проводится коллективный анализ с целью объективной оценки проведённого дела.

Следующий момент – поочерёдное выполнение обязанностей дежурного командира.

Класс делится на четыре команды, которые формируются детьми по желанию (дружба, общие интересы и т.д.)

Обязанности дежурного звена:

  • Прийти в школу в 8ч.10 мин.

  • Доброжелательно встретить учащихся, проверить чистоту обуви, наличие сменной обуви.

  • Обеспечить порядок в раздевалке.

  • Подготовить класс к уроку (чистая доска, наличие мела и рапортички).

  • После каждого урока проветрить класс.

  • В течение учебного дня обеспечить порядок в классах на переменах: следить за тем, чтобы школьники не бегали, не употребляли непристойные выражения.

  • Обеспечить организованный вход в школьную столовую согласно графику питания и соблюдение норм этики в столовой (бережно относиться к хлебу, убирать за собой посуду).

  • После уроков обеспечить уборку кабинета №5.

Высшим органом самоуправления является собрание учащихся класса, где даётся коллективный анализ и оценка всех проведенных мероприятий.
Немаловажную роль в организации самоуправления в классе, конечно же, играют родители во главе с родительским комитетом, которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее, ответственнее. На моих родительских собраниях практически всегда бывает 100% явка. Как я добиваюсь этого. Ответ очень прост. На каждом собрании новая, интересная, глубоко волнующая как меня, так и родителей тема. Большая, серьёзная, совместная подготовительная работа к родительскому собранию.

Естественно, участие родителей в жизни класса не ограничивается только посещением родительских собраний, ремонтом класса, непосредственным участием в школьных мероприятиях, оно гораздо шире: походы, поездки на экскурсии и многое другое. Здесь, как вы видите, прослеживается связь, которая никогда и нигде не должна прерываться: школа – ученик – родители.

Исходя из опыта организации ученического самоуправления, я пришла к таким выводам:

  • Самоуправление в классе – необходимый компонент современного воспитания.

  • Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.

  • Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

  • Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.

  • Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!