Создание и развитие ученического самоуправления класса .
Современная наука и практика пытаются развести понятия “самоуправление” и “соуправление”. Часть ученых и практиков считают, что дети не могут самостоятельно управлять, а поэтому вначале надо строить совместное управление со взрослыми. Мне, как практику и классному руководителю со стажем ближе принципы самоуправления, выделенные Н.П.Капустиным:
консультативная помощь классного руководителя;
предметность деятельности (есть деятельность - есть самоуправление, нет деятельности - нет самоуправления);
единое планирование;
выборность органа самоуправления;
сменяемость функции руководства и подчинения;
участие всех учащихся в самоуправлении;
согласие, разногласия могут возникнуть в ходе выработки решения, после действует правило - принятое решение обязательно для всех.
Опираясь именно на эти принципы и принципы Педагогики Индивидуальности О.C.Гребенюка, и была разработана структура самоуправления класса.
Структура классного ученического самоуправления:
Функции ССК:
cоставление плана работы совместно с классным руководителем;
организация и проведение классных мероприятий;
анализ эффективности проведенных мероприятий;
организация дежурства;
Цели
Повышение активности учащихся в классных делах.
Реализация интересов каждого учащегося.
Привлечение родителей к совместной деятельности.
Задачи
Создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
Дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
Развивать креативность;
Создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
Формировать толерантность.
Совет самоуправления класса проводит
классные собрания (постановка проблем, определение направлений деятельности, подведение итогов);
классные часы ;
помогает в проведении мониторинга;
экспертизу оценочных листов;
разрабатывает сценарии праздников.
Формы проведения
планирование;
проектирование;
тренинги;
ролевые игры.
Как просто по пунктам, опираясь на научные труды, все расписать на бумаге. Однако реальность каждого школьного дня диктует свои условия.
Нельзя прийти в класс и объявить детям: “С сегодняшнего дня вы сами управляете жизнью в классе”, необходима кропотливая подготовительная работа, у меня она заняла год:
1 этап:
2 этап:
3 этап:
4 этап:
5 этап:
И снова анализ.
Самоуправление в классе действует уже третий год, после первого опыта мы внесли изменения, дополнили положение о конкурсе впереди большая диагностическая работа, анализ и коррекция. Будут новые находки и открытия. Важно, что ребята почувствовали- мнение каждого очень важно для всех и от каждого зависит результат общего дела.
Для классного руководителя классное самоуправление – это замечательная возможность диагностики развития индивидуальности каждого ребенка.
И еще, я убеждена, до классного самоуправления надо дорасти и самому педагогу, и помочь дорасти детям. И тогда заветные слова “Дети сами” не станут пустой декларацией.
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.
В моей работе с детьми приоритетными всегда были такие задачи:
организация самоуправления в классе;
формирование и развитие коллектива;
создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных возможностей учащихся;
формирование у школьников нравственных смыслов и духовных ориентиров (направле ние, над которым работает классный коллектив);
защита прав и интересов учащихся;
формирование здорового образа жизни;
гуманизация отношений между учащимися, между учащимися и педагогическими работ ников;
организация социально значимой, творческой деятельности учащихся.
Самой главной для себя, ребят и родителей я всегда определяла задачу – организация самоуправления в классе. Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.
Для достижения поставленных целей, я считаю, необходимо реализовать ряд задач:
предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллектив
ной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;
воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолеть трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты;
сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.
Таковы направленность и содержание деятельности ученического самоуправления.
Дети ответственно подходят к формированию органов ученического самоуправления в классе, так как понимают значимость этого процесса. В органы ученического самоуправления избираются ребята, которые способны не только ответственно подойти к делу, стать его инициатором, повести за собой и получить результат, которому все будут рады, но которые могут «вчувствоваться» в переживания и настроения своих сверстников, способные к сопереживанию и сорадованию. Воспитание в детях чувства милосердия, возвращение к нему – настоятельная необходимость и, я считаю, первостепенная педагогическая задача, цель которой – сформировать у ребёнка готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия.
Один из главных органов классного самоуправления – это совет класса, он возглавляет и координирует всю работу. В его состав избираются лучшие представители классного коллектива, которые могут возглавить одно из направлений работы.
Функции совета класса (СК)
участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;
подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;
заслушивает отчёты о проделанной работе ответственных за направления;
организует участие класса в КТД (коллективно - творческих делах);
выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;
обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях;
Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.
Деятельность органов ученического самоуправления материализуется не только в отдельных мероприятиях и делах, но и в работе по формированию в ученическом коллективе специальной атмосферы, так называемого «духа коллектива». Синонимами данного понятия выступают понятия «духовный коллектив», «морально-психологический климат», «морально-этическая атмосфера». Эта атмосфера должна помогать делать самостоятельный нравственный выбор. В выборе он должен руководствоваться нравственно-этическими ценностями, которые утверждаются в классном коллективе. В своём классе мы совместно с ребятами разработали и утвердили не только морально-этические ценности воспитательного коллектива, но и правила поведения ученика нашего класса. Эти классные законы мы после обсуждения и принятия не только наглядно оформили, но и довели до сведения учителей, работающих в классе, родителей. Ребята должны прийти к выводу, что они создали правила, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, не принимать неправильных решений. Учащиеся должны понять, что если им не нравится какое-то правило, можно обсудить его с товарищами, внести изменения, но если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и стараться не нарушать даже по уважительной причине. Конечно же, все разрабатываемые в коллективе документы, определяющие морально-этическую основу самоуправления, не самоцель, а средство саморазвития личности.
Правила для учащихся класса:
Соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для учащихся.
Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье своё и окружающих.
Принимать активное участие в жизни коллектива.
Свободно выражать своё мнение по любому вопросу.
Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.
Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.
Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.
Не опаздывать на урок.
Не пропускать школу без уважительной причины; в случае отсутствия в школе необходимо.
Поставить в известность классного руководителя и предоставить документы, объясняющие твоё отсутствие в школе.
Самоуправление, как и дисциплина, – результат огромной совместной работы взрослых и детей. Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни. Это поможет подвести их к самоуправлению. Да и следует помнить, что не учащиеся для самоуправления, а самоуправление для учащихся; что подлинное самоуправление в широком понимании этого слова – это стиль жизни воспитательного коллектива. Мне помогают создать этот стиль коллективное планирование, организация в классе временных советов дел, поочерёдное выполнение обязанностей дежурного, коллективный анализ и оценка всех проведённых мероприятий, регулярные самоотчёты учащихся о выполнении поручений. Подробно я хочу остановиться на некоторых из них.
Коллективное планирование
Методика «Древо желаний».
Учащимся раздаются листочки бумаги, на которых нарисовано дерево с ветками. На каждой ветке есть несколько листочков, на которых нужно написать ответы на следующие вопросы:
– в каких мероприятиях класса мне хотелось бы участвовать;
– в каких мероприятиях класса я мог бы оказать существенную помощь
– какие мероприятия надо провести в классе обязательно.
Ребята вписывают свои ответы на чистые листочки дерева и сдают свои работы классному руководителю.
Следующий момент, который помогает развивать самоуправление в классе – организация совета дела (инициативной группы)
Организация совета дела
В классе создаётся совет дела (инициативная группа), которой поручается разработка плана мероприятия. Группа создаётся на основе выборов, назначения и включения желающих.
Совет дела вносит предложения, обсуждает их и вместе с классным руководителем выстраивает общую программу мероприятия.
Совет дела определяет список подготовительных мероприятий, средств и материалов, которые необходимы для реализации программы.
Совет дела распределяет поручения между учащимися (коллективные, групповые, индивидуальные), уточняет план проведения.
Учащиеся включаются в подготовку мероприятия, классный руководитель и совет дела помогают им в реализации намеченного.
В проведении подготовленного мероприятия принимают участие все школьники.
После мероприятия проводится коллективный анализ с целью объективной оценки проведённого дела.
Следующий момент – поочерёдное выполнение обязанностей дежурного командира.
Класс делится на четыре команды, которые формируются детьми по желанию (дружба, общие интересы и т.д.)
Обязанности дежурного звена:
Прийти в школу в 8ч.10 мин.
Доброжелательно встретить учащихся, проверить чистоту обуви, наличие сменной обуви.
Обеспечить порядок в раздевалке.
Подготовить класс к уроку (чистая доска, наличие мела и рапортички).
После каждого урока проветрить класс.
В течение учебного дня обеспечить порядок в классах на переменах: следить за тем, чтобы школьники не бегали, не употребляли непристойные выражения.
Обеспечить организованный вход в школьную столовую согласно графику питания и соблюдение норм этики в столовой (бережно относиться к хлебу, убирать за собой посуду).
После уроков обеспечить уборку кабинета №5.
Высшим органом самоуправления является собрание учащихся класса, где даётся коллективный анализ и оценка всех проведенных мероприятий.
Немаловажную роль в организации самоуправления в классе, конечно же, играют родители во главе с родительским комитетом, которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее, ответственнее. На моих родительских собраниях практически всегда бывает 100% явка. Как я добиваюсь этого. Ответ очень прост. На каждом собрании новая, интересная, глубоко волнующая как меня, так и родителей тема. Большая, серьёзная, совместная подготовительная работа к родительскому собранию.
Естественно, участие родителей в жизни класса не ограничивается только посещением родительских собраний, ремонтом класса, непосредственным участием в школьных мероприятиях, оно гораздо шире: походы, поездки на экскурсии и многое другое. Здесь, как вы видите, прослеживается связь, которая никогда и нигде не должна прерываться: школа – ученик – родители.
Исходя из опыта организации ученического самоуправления, я пришла к таким выводам:
Самоуправление в классе – необходимый компонент современного воспитания.
Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.
Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.
Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны.