СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Стили педагогического общения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о способах и стилях общения преподаваетля с учащимися. как выбрать свой оптимальный стиль.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Стили педагогического общения"»

Стили педагогического общения

Гриненко Галина Николаевна

преподаватель

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»

г. Армавир, ул. Свердлова, 79

тел: 8-953-093-27-51

электронная почта: [email protected]

Важным моментом в учебном процессе является выбор стиля педагогического общения, так как именно метод преподнесения своего предмета играет ключевую роль в отношении к нему и лично к педагогу. Наличие индивидуального стиля деятельности у профессионала свидетельствует о максимально возможном раскрытии своего внутреннего потенциала и индивидуальности.

Педагог - творец своего предмета. Он должен видеть в учениках не просто молчаливых слушателей, а разглядеть в них соучастников процесса познания. Творчество проявляется в умении понять состояние учащегося, это важно — взглянуть в лицо ребенка и сразу понять, что с ним происходит![4]

Не менее важным моментом является умение найти подход к учащимся, расположить к себе. И если они разглядят в Вас не только руководителя учебного процесса, а понимающего наставника, их познавательная деятельность перейдет на качественно новый уровень.

Для себя я нашла наиболее оптимальный и эффективный стиль общения со студентами, который имеет ассоциативный характер общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью и общения на основе дружеского расположения. Я хочу, чтоб студенты во мне видели, во-первых, старшего товарища, во-вторых, человека, знающего «много интересного и полезного», в-третьих, понимающего педагога. По моему мнению, нет смысла выбирать авторитарный стиль общения, он вызовет в слушателях негативное отношение к процессу обучения. Какой студент будет с желанием идти на Ваши лекции, если ничего, кроме криков и грубости он не услышит?

С той же позиции можно охарактеризовать и либеральный (попустительский) стиль общения, как стиль «некомпетентного» педагога. «Некомпетентного» не в смысле незнающего свой предмет, а в смысле создающего впечатление не совсем разбирающегося в науке, либо потерявшего интерес к процессу передачи знаний. Преподавателю проще сухо изложить материал, затем дать задание для самостоятельного выполнения, то есть фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете нет никакой речи. А еще в идеале студенты не должны задавать никаких вопросов и ни о чем не спрашивать, дабы своей любознательность не поставить преподавателя в неловкое положение. Мне кажется, что такой путь выбирают либо молодые начинающие педагоги, которые еще не выбрали свой стиль и хотят понравится ученикам, либо педагоги с большим стажем, но «уставшие» от преподавания.

Общими особенностями либерального и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются отдаленные отношения, отсутствие доверия, безразличие к учащимся, нежелание отвечать на их вопросы, явное акцентирование на свое превосходство и господствующее положение.

Альтернативой же этим двум стиля является, выбранный мною, демократический стиль общения. В этом случае педагог стремится повысить субъектную роль студента во взаимодействии, привлечь каждого к решению общих дел, заинтересовать своим предметом и расположить к себе как к человеку, который может научить интересному и полезному. В результате совместного обсуждения возникающих проблем студенты совместно с педагогом приходят к общему решению. Демократический стиль общения – единственный способ привить интерес и любовь к учебе и конкретно к своему предмету.

Педагогов, придерживающихся данного стиля, выдает дружелюбный тон речи, открытый ясный взгляд, любовь к своему предмету и обучению, как процессу взаимодействия преподавателя с учениками. По внешним признакам своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен. Взаимоотношения в них наполнены доверием, теплотой и высокой требовательностью к себе и другим.

В рамках современного подхода, по мнению Н.В.Ревенко, стили руководства являются интегральной характеристикой  деятельности руководителя,  которая отражает не только его личностные качества, но при этом руководитель также должен реагировать на ситуацию и строить взаимоотношения с подчиненными более гибко, с учетом внешних условий.  Также руководители должны учитывать конкретную задачу и индивидуальные особенности членов педагогического коллектива. Если современный директор школы будет работать над собой, постоянно повышать свою квалификацию, в том числе, и в области психологии, то он сможет применять различные стили управления педагогическим коллективом, разумно сочетая свои индивидуальные особенности с производственной необходимостью. Такая гибкость руководства позволит педагогическому коллективу плодотворно работать, добиваясь высоких результатов, а также развивать творческую индивидуальность каждого педагога.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!