СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Личность педагога и поведенческие факторы в обучающем процессе"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главным в учебном процессе является выбор стиля педагогического общения, так как именно способ подачи предмета играет ключевую роль в отношении к нему и лично к педагогу. Наличие индивидуального стиля деятельности у профессионала свидетельствует о максимально возможном раскрытии своего внутреннего потенциала и  индивидуальности.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Личность педагога и поведенческие факторы в обучающем процессе"»

Личность педагога и поведенческие факторы в обучающем процессе

Гриненко Галина Николаевна

преподаватель

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»

г. Армавир, ул. Свердлова, 79

тел: 8-953-093-27-51

электронная почта: [email protected]

Педагог - творец своего предмета. Он должен видеть в учениках не просто молчаливых слушателей, а разглядеть в них соучастников процесса познания. Творчество проявляется в умении понять состояние учащегося, это важно — взглянуть в лицо ребенка и сразу понять, что с ним происходит!

В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его профессионализм.

Важным моментом является умение найти подход к учащимся, расположить к себе. И если они разглядят в Вас не только руководителя учебного процесса, а понимающего наставника, их познавательная деятельность перейдет на качественно новый уровень.

Главным в учебном процессе является выбор стиля педагогического общения, так как именно способ подачи предмета играет ключевую роль в отношении к нему и лично к педагогу. Наличие индивидуального стиля деятельности у профессионала свидетельствует о максимально возможном раскрытии своего внутреннего потенциала и индивидуальности.

Я считаю, что наиболее оптимальный и эффективный стиль общения со студентами тот, который имеет ассоциативный характер общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью и общения на основе дружеского расположения. Студенты видят во мне, во-первых, старшего товарища, во-вторых, человека, знающего «много интересного и полезного», в-третьих, понимающего педагога. По моему мнению, нет смысла выбирать авторитарный стиль общения, он вызовет в слушателях негативное отношение к процессу обучения. Какой студент будет с желанием идти на Ваши лекции, если ничего, кроме криков и грубости он не услышит?

С той же позиции можно охарактеризовать и либеральный (попустительский) стиль общения, как стиль «некомпетентного» педагога. «Некомпетентного» не в смысле незнающего свой предмет, а в смысле создающего впечатление не совсем разбирающегося в науке, либо потерявшего интерес к процессу передачи знаний. Преподавателю проще сухо изложить материал, затем дать задание для самостоятельного выполнения, то есть фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете нет никакой речи. А еще в идеале студенты не должны задавать никаких вопросов и ни о чем не спрашивать, дабы своей любознательность не поставить преподавателя в неловкое положение. Мне кажется, что такой путь выбирают либо молодые начинающие педагоги, которые еще не выбрали свой стиль и хотят понравится ученикам, либо педагоги с большим стажем, но «уставшие» от преподавания.

Общими особенностями либерального и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются отдаленные отношения, отсутствие доверия, безразличие к учащимся, нежелание отвечать на их вопросы, явное акцентирование на свое превосходство и господствующее положение.

Альтернативой же этим двум стиля является, выбранный мною, демократический стиль общения. В этом случае педагог стремится повысить субъектную роль студента во взаимодействии, привлечь каждого к решению общих дел, заинтересовать своим предметом и расположить к себе как к человеку, который может научить интересному и полезному. В результате совместного обсуждения возникающих проблем студенты совместно с педагогом приходят к общему решению. Демократический стиль общения – единственный способ привить интерес и любовь к учебе и конкретно к своему предмету.

Педагогов, придерживающихся данного стиля, выдает дружелюбный тон речи, открытый ясный взгляд, любовь к своему предмету и обучению, как процессу взаимодействия преподавателя с учениками. По внешним признакам своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен. Взаимоотношения в них наполнены доверием, теплотой и высокой требовательностью к себе и другим.

Обмен знаниями, эмоциональными реакциями в процессе педагогического общения происходит в основном в форме диалога. Диалог- это попеременный обмен рациональной и эмоциональной информацией, переход инициативы от педагога к воспитаннику и обратно. В этом случае возможно определить степень активности учащихся, увлеченности их предметом и самим процессом обучения. В диалоге педагог ставит вопросы, отвечает, направляет мысль, соглашается или возражает, управляет общением. Важно дать возможность высказать свое мнение каждому участнику процесса, дать им почувствовать свою значимость. Ведь невысказанное мнение порождает сомнение и недоверие.

Каждое свое занятие, будь то лекция или практика, я начинаю с диалога, посредством которого раскрываю значимость темы занятия, ее актуальность и важность. Интересуюсь у слушателей, согласны ли они со мной или нет. Прошу объяснитесь свою точку зрения на те или иные моменты. В процессе обучения продолжается двусторонний обмен информацией между мною и студентами. Так мне проще ориентироваться в том, что они поняли и как они это поняли. И подвожу итоги пройденного материала я тоже используя диалог. То есть я систематизирую весь усвоенный студентами материал, расставляю его по полочкам, отвечаю на вопросы. Это позволяет студентам увидят во мне не диктатора с единственно верным решением поставленной задачи, не преподавателя, подающего свой предмет с «неинтересной» позиции, а прежде всего человека, умеющего общаться, слушать, слышать и понимать собеседника.

Стилевые особенности педагогического общения и педагогического руководства зависят, с одной стороны, от индивидуальности педагога, от его компетентности, коммуникативной культуры, эмоционально-нравственного отношения к воспитанникам, творческого подхода к профессиональной деятельности, с другой стороны, от особенностей воспитанников, их возраста, пола, воспитанности и особенностей ученического коллектива, с которым воспитатель вступает в контакт.

В рамках современного подхода, по мнению Н.В. Ревенко, стили руководства являются интегральной характеристикой  деятельности руководителя,  которая отражает не только его личностные качества, но при этом руководитель также должен реагировать на ситуацию и строить взаимоотношения с подчиненными более гибко, с учетом внешних условий.  Также руководители должны учитывать конкретную задачу и индивидуальные особенности членов педагогического коллектива. Если современный директор школы будет работать над собой, постоянно повышать свою квалификацию, в том числе, и в области психологии, то он сможет применять различные стили управления педагогическим коллективом, разумно сочетая свои индивидуальные особенности с производственной необходимостью. Такая гибкость руководства позволит педагогическому коллективу плодотворно работать, добиваясь высоких результатов, а также развивать творческую индивидуальность каждого педагога.






Список литературы

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.-304 с.

  2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; Под ред. А. С. Роботовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

  3. В.А. Сухомлинский Как воспитать настоящего человека (Советы воспитателям).- Киев.: Издательство «Радянська школа», 1975.- 236с.

  4. Кан-Калик В. А. К19 Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1987.— 190 с.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!