СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СТАТЬЯ «СВЯЗЬ МУЗЫКИ И ЖИЗНИ»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья представляет собой практический материал, являющийся своеобразным обобщением опыта работы учителя музыки. Материалы предлагаемой статьи могут быть использованы учителем чтобы воздействовать через музыку  на духовный мир учащихся , на их нравственность. Атмосфера уроков , их содержание , должны в конечном счете быть направлены на то , чтобы у детей  появилось собственное отношение к музыке. Именно в таких  уроках  я вижу связь музыкальных  занятий в школе с окружающей жизнью. Музыка и жизнь , отношение к музыке  и отношение к жизни постоянно смыкаются воедино. Это должны понимать учителя музыки .И я думаю, что  моя  многолетняя  работа над  этим  вопросом дает возможность   учащимся  использовать за пределами школы знания, приобретенные на уроках  музыки  .

Просмотр содержимого документа
«СТАТЬЯ «СВЯЗЬ МУЗЫКИ И ЖИЗНИ»»

«СВЯЗЬ МУЗЫКИ И ЖИЗНИ»

Сокровища музыки, накопленные в течении веков , необычайно многообразны. Музыка окружает нас везде. Трудно найти на земле человека , который мог бы прожить без музыки. , обойтись без каких либо , хотя бы простейших музыкальных впечатлений. Силу музыки ,покоряющую власть выразительной мелодии , способной захватить других, хорошо испытал каждый из нас.

Музыка входит в нашу жизнь с детских лет. Правда ранние музыкальные впечатления чаще всего ограничены самыми простыми видами музыки – песней, танцем и маршем. Когда приходит к нам любовь к музыке - мы даже не замечаем. А вот о том , как научиться понимать более сложную музыку ребята спрашивают часто. «Серьезной» музыкой ребята чаще всего называют музыку без пения , музыку для разных инструментов , особенно для симфонического оркестра. Но среди любимейших музыкальных пьес ребят на первом месте , кажется , стоят «Танец маленьких лебедей» Чайковского и «Неаполитанская песенка» , написанных для симфонического оркестра и «Турецкий марш» Моцарта , написанный для фортепиано! И еще великое множество подобных пьес , относятся к самой настоящей серьезной музыке .Почему же они так легко слушаются и пользуются такой любовью?

Потому , что пьесы эти не сложные , понятные по своему характеру и форме. Еще и потому . что в основе лежат те самые ПЕСНЯ , ТАНЕЦ И МАРШ, к которым мы привыкли с самого детства. Большие и сложные сочинения , например симфонии ,сонаты , квартеты не сразу кажутся ребятам понятными и интересными . Вспомните , сколько лет вы учились читать , понимать и любить книги ? А для того , чтобы научиться слушать , любить и понимать муз. , тоже нужны годы.

«Слушание музыки не есть удовольствие. Оно является ответом на грандиозный труд композитора и чрезвычайно- ответственный труд художника- исполнителя. Слушание музыки есть познавательный процесс высокого уровня , труд синтетический , включающий эмоциональную сферу…» Если мы вдумаемся хорошенько в эти слова , то увидим , что в них –кратко и точно- сказано , как следует слушать музыку , что искать в ней . А обогащает музыка того , кто подходит к ней не как к развлечению или способу время провождения , а серьезно и трепетно. Не следует , слушая музыку , искать в ней копию реальных жизненных явлений. Инструментальная музыка , в противоположность разговорному языку- не способна столь же конкретно выражать точные понятия. Зато она может с огромной силой преодолевать состояние радости или горя , взволнованности или ликования .Есть здесь еще одна важная мысль: музыкальное произведение начинает жить только тогда , когда замысел композитора , воплощенный исполнителем , находит взволнованный отклик у слушателя.

Спор по поводу слушания и слышания музыки возник давно. На своих уроках я постоянно думаю об этом и хочу заставить задуматься ребят. Атмосфера уроков , их содержание , должны в конечном счете быть направленными на то , чтобы у детей появилось собственное отношение к муз. Ведь это искусство – тайна. Чем дальше , тем больше я в этом убеждаюсь. Атмосфера прекрасного , волшебного , сказочного никогда не оставляет человека равнодушным , в любом возрасте в нем есть тяга к чему-то необычному , таинственному, романтичному. Очевидно , без создания на уроке особой атмосферы общения с искусством , с музыкой, невозможно решить «сверхзадачу программы , установить подлинные глубокие связи музыки в жизни в сознании ученика , вывести школьников через музыку на размышления о вопросах, жизненно важных для становления личности. А ведь в конечном итоге именно это является главным , на что нацеливает нас программа ,эпиграфом к которой не случайно выбраны слова В.А.Сухомлинского о музыкальном воспитании, как воспитании человека , а не музыканта.

Добиться на деле единства воспитания и обучения , суметь заставить в течении всего урока трудиться детские души- задача не из простых и здесь ,вероятно , уроки в начальной школе приобретают особое значение.

Мы говорим с ребятами с первых же уроков в 1 классе - музыка живая , в ней бьется сердце. Музыка учит говорить , у нее своя особенная речь , которую надо понимать. Во 2 классе та же мысль находит воплощение на новом уровне : как все живое , музыка рождается из маленькой клеточки , зернышка , прорастает, развивается приобретает определенную форму , ей присущую. А раз музыка живая , к ней надо относиться , как к другу , надо уметь ее услышать, почувствовать , пережить, иначе она ничего не раскроет тебе. Ведь урок музыки –это в большей степени урок жизни. Практически нет урока , на котором не было бы самого важного и трудного , что мы привыкли называть «воспитательными моментами».

Одним из основных вопросов , которые поднимаются на уроке музыки- роль музыки в жизни человека. В каждом классе есть возможность на том или ином уровне коснуться этой проблемы в связи с различными произведениями. В 5кл. разучивая песню «Волшебный смычок» останавливаю их внимание на желании богача приобрести скрипку и в совместных размышлениях с ребятами приходим к выводу , что скрипач играет для людей , музыка нужна не только ему , но и всем вокруг. В 6кл. сравнивая сказки – грузинскую «Чонгури» и белорусскую «Музыкант- чародей» мы с ребятами пришли к заключению , что в обоих случаях музыка останавливала зло. От сказок переходим к реальной жизни. Вспоминаем примеры , подтверждающие что музыка обладает огромной силой воздействия.

В 7кл. ребята начинают обсуждать такие вечные вопросы , воплощенные в музыкальных. образах , как любовь , ненависть ,жизнь и смерть , мир и война , душа человека , которая может быть одновременно хрупкой , нежной и очень сильной , мужественной. Постепенно обсуждение актуальных тем становится острее.

Мышление , его активность начинается с проблемной ситуации, - утверждает психолог С.Л.Рубинштейн «Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда , когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса , с удивления или недоумения , с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс»

Мне представляется , что наряду с традиционными приемами и методами музыкального обучения необходимо шире использовать такие формы , как высказывание учеников об особенностях прослушанного произведения (а не только ответы на заданные вопросы) , обмен мнениями о том впечатлении , которое это произведение вызвало , создание рисунков к понравившимся песням и пьесам ; самостоятельный подбор учащимися стихов и репродукций живописных полотен , ассоциирующихся по содержанию и настроению с прослушанной музыкой , обмен впечатлениями об услышанной музыке вне школы. Мой опыт работы с детьми убеждает в том , что учащиеся чрезвычайно заинтересованно воспринимают те методы педагогического воздействия , которые предполагают проявление их собственной активности и инициативы.

В 5кл. перед ребятами проходят примеры преобразующего воздействия музыки на отдельных людей и на большие народные массы. Перед ребятами проходит ряд жизненных фактов , которые предстоит переосмыслить. Например: Почему хирург Юдин перед наиболее ответственными операциями перелистывал партитуру 6 симфонии Чайковского , почему печальный мотив р.н.п. «Зеленая рощица» успокаивает раненого летчика А. Мересьева в опере С.Прокофьева «Повесть о настоящем человеке». Почему Баха обвиняли в том , что его музыка мешает верующим «сосредоточиться» в религиозном настроении ? Все эти «почему» - стимул к самостоятельным размышлениям ребят о роли музыки в жизни человека, размышлением в связи с живыми конкретными произведения-ми, которые исполняются в классе. Если в 5кл. «сверхзадача» уроков музыки в школе раскрывается как воздействие музыки на жизнь ,то темы 6кл. вновь возвращают подростков к размышлениям о музыкальном отражении жизни.

Я стараюсь максимально использовать в классе теоретические представления ребят о средствах музыкальной выразительности , элементах музыкального языка , о музыкальных жанрах и формах. На этом фундаменте и происходит знакомство с разнообразными музыкальными образами , воплощающими явления жизни : любовь и ненависть ,добро и зло , войну и мир. Сложность жизненных явлений уже доступных пониманию ребят этого возраста , порождает многоплановость музыкальных характеристик. Вот , например ,баллада Шуберта «Лесной царь». Драматизм этого произведения сразу же захватывает ребят , делая их взволнованными соучастниками раскрывающейся в музыке драмы жизни и смерти.

Эпизод нашествия из 1 части 7 симфонии Д.Шостаковича позволяет школьникам за музыкальным образом разглядеть нечто более глубокое - рождение бесчеловечности из пустоты , примитивности , бездуховности. При прослушивании увертюры «Руслан и Людмила» Глинки , «Эгмонт» Бетховена, в увертюре-фантазии Чайковского «Ромео и Джульетта» направляющей идеей оставляю ту же: не расчленение живой музыки на схематические контуры , а умение в закономерностях музыкальной формы услышать биение жизни. Это очень сложная задача. Но именно ее я считаю важнейшей , когда речь идет о массовом музыкальном воспитании.

Все происходящее на уроке стараюсь подчинить решению обобщенной музыкально-эстетической проблемы. Любая форма учебной деятельности школьников выступает не как самоцель , а как средство, путь проникновения в закономерности музыкального искусства. Этот момент зачастую представляет наибольшую трудность для учителя , привыкшего к членению урока на составные части : распевание ,пение , музыкальную грамоту , слушание т.д. Я стараюсь наоборот, увязывать любой момент урока с общей темой. Только тогда урок предстает как живой ,многогранный процесс общения с музыкой. Бывают моменты, когда трудно ответить , что же происходит на уроке: пение, слушание музыки, усвоение музыкальной грамоты?

Вот ,например второклассники с увлечением поют полную глубокой скорби и внутреннего благородства мелодию предсмертной арии Сусанина из оперы Глинки. Среднюю же часть они слушают в фортепианном изложении , после чего вновь подхватывают репризу. Тут возникает необходимость разобраться в построении этого фрагмента :сколько здесь было частей , чем они отличаются по характеру. Казалось бы , налицо и пение , и слушание муз. и музыкальная. грамота (усвоение трехчастности).И в то же время все это так органично спаяно, что видишь только ребят , увлеченных музыкой. Пожалуй , на таких уроках мы говорим не о пении , слушании , а об исполнительстве в целом. Так , например , слушая муз. «Вальса» из балета Прокофьева «Золушка» , первоклассники стараются движениями рук выделить кульминационный момент фразы , устремленность мелодии к вершине. На занятиях во 2 класс. имитируется исполнение на фортепиано (вместе с реальным звучанием) , передавая в движении ритмичную поступь прелюдий Шопена.

Совсем иное задание , связанное с музыкой , даю ребятам при слушании фрагмента из балета Щедрина «Конек –Горбунок». Выходя на звучание этого гротескного марша , ребенок должен передать в движении характер незадачливого «владыки» , продемонстрировать свое чувство юмора в музыке. Тот же принцип формирования восприятия на основе исполнения я использую в составлении несложных партитур с использованием бубна , маракаса , а так же хлопков , притопов , ударов кулачками. Например , простейшие «ударные» (притопы и прихлопы) привлекаются для создания яркой танцевальной праздничности в исполнении тем из «Арагонской хоты» Глинки. Воображаемая игра на ложках создает характерный русский колорит в исполнении «Камаринской».

Нетрудно заметить , что выполнение подобных образных , художественных заданий помогает развитию разных сторон музыкально - слуховой способности. Развивать слух у детей нужно в связи с восприятием – переживанием. Стараться не отрывать упражнения по тренировке слуха от живой музыки. Так в единстве воспитываются сенсорные и интонационно-выразительные качества слуха , так уходит из занятий формализм и приходит радость от духовного общения с музыкой.

С первых же уроков школьники вводятся в мир большой , серьезной муз. «Вальс» из балета «Спящая красавица» , «Сурок» , фрагменты из 4 симфонии Чайковско-го , фрагмент из балета Прокофьева «Золушка» , его же симфоническая сказка «Петя и волк» , Марш Тореадора из оперы «Кармен» Бизе ,в сравнении с маршем из «Щелкунчика». Такое раннее приобщение к «взрослой» музыке вызвано все той же необходимостью – формировать у школьников отношение к музыке , как части жизни. Ведь во внеурочном общении с музыкой (радио , телевизор) ребята сталкиваются с различными по характеру и степени сложности произведениями. В этой связи даю им домашние задания: «слушать звучащую вокруг музыку и рассказывать о ней на уроке». Именно в таких заданиях я вижу связь музыкальных занятий в школе с окружающей жизнью. Одновременно это еще и возможность использовать за пределами школы приобретенные на уроках музыки знания.

Основную идею программы по музыке вижу в том , чтобы воздействовать через музыку на духовный мир учащихся , на их нравственность. Очень трудно ,оказывается , найти решение этих задач не впадая в морализирование ,многословную нравоучительную полемику , которая , как правило , претит школьникам. Что греха таить, даже профессиональные занятия музыкой далеко не всегда делают человека личностью. Это один из вполне объяснимых жизненных парадоксов. Я убеждена , что музыка только тогда преобразует , когда человек воспитан , когда он горит внутренне. При каких же условиях учителю все же удается пробудить в ребенке человека? По себе знаю , где у меня с классом возникают человеческие отношения , когда я их люблю и они меня любят , все получается. Знания , умения и навыки очень важная вещь , но только как подспорье и настолько , насколько это может помочь нам в решении нашей главной задачи –подтолкнуть к пробуждению Человека.

Учителей музыки часто упрекают в том , что мы не учим ребят работать над песней. Но весь вопрос : что понимать под работой? Я убеждена , что речь должна идти не просто о техническом совершенствовании , а о работе души , о стремлении максимально точно передать в пении мысль ,чувство образ. И мне кажется , что учитель развивает свое профессиональное мастерство , чтобы развивать человеческую личность средствами музыки. Любая форма общения детей с музыкой должна быть направлена на восприятие разных сторон жизни. Слово о музыке должно быть ярким , образным , но предельно точным. Не нужно ребенку навязывать свою трактовку произведения , но надо умело направлять его восприятие музыки , его воображение, его творческую фантазию. Музыка и жизнь , отношение к музыке и отношение к жизни постоянно смыкаются воедино. Это должны понимать учителя, для которых уроки музыки вырастают в уроки подлинной человечности , высокой нравственности - уроки жизни.

Список литературы

  1. Д. Б. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?»

  2. Т.А. Жданова «Организация учебного процесса в детском хоре»

  3. Ю.Б. Алиев «Дидактика и методика школьного музыкального образования»

  4. Б. М. Теплов «Психология музыкальных способностей»

  5. Д. Е. Огороднов  «Музыкально-певческое воспитание»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!