СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Цели и задачи образовательной области «Языки и литература» в системе современного общего образования».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закон «Об образовании», принятый в 1992 г., и дополненный рядом концептуальных положений (1996, 2007 г.г.), законодательно закрепил многообразие образовательных систем, право образовательных учреждений и педагогов на собственные подходы к построению образовательного процесса. Вместе с тем, произвольное  в ряде случаев толкование сущности ряда положений этого закона создало в 1990-е годы условия для ослабления целостности единого образовательного пространства страны. Именно поэтому приоритетной задачей стандартов первого поколения стало сохранение инвариантного ядра общего среднего образования, единого для всех школ страны, обеспечивающего академическую мобильность учащихся, равные возможности для продолжения образования. Эту задачу стандарты первого поколения выполнили. Функция сохранения единого образовательного пространства не утратила своего значения и поныне. Однако все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий функционирование и  развитие системы образования в условиях быстро меняющейся образовательной среды. Российское государство и общество сегодня предъявляют к системе образования обоснованное требование усилить внимание к вопросам формирования гражданско-патриотической позиции молодежи, что признано приоритетом государственной образовательной политики.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Цели и задачи образовательной области «Языки и литература» в системе современного общего образования».»

Содержание предметных областей в Стандарте нового поколения

Русский язык, литература

5. Школьное филологическое  образование в России  в контексте разработки государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

Закон «Об образовании», принятый в 1992 г., и дополненный рядом концептуальных положений (1996, 2007 г.г.), законодательно закрепил многообразие образовательных систем, право образовательных учреждений и педагогов на собственные подходы к построению образовательного процесса. Вместе с тем, произвольное  в ряде случаев толкование сущности ряда положений этого закона создало в 1990-е годы условия для ослабления целостности единого образовательного пространства страны. Именно поэтому приоритетной задачей стандартов первого поколения стало сохранение инвариантного ядра общего среднего образования, единого для всех школ страны, обеспечивающего академическую мобильность учащихся, равные возможности для продолжения образования. Эту задачу стандарты первого поколения выполнили. Функция сохранения единого образовательного пространства не утратила своего значения и поныне. Однако все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий функционирование и  развитие системы образования в условиях быстро меняющейся образовательной среды. Российское государство и общество сегодня предъявляют к системе образования обоснованное требование усилить внимание к вопросам формирования гражданско-патриотической позиции молодежи, что признано приоритетом государственной образовательной политики.

Разработка государственного  образовательного стандарта общего образования  второго поколения построена на основе  новых принципов. Как уже было сказано выше  образовательный стандарт рассматривается как общественный договор, согласующий  требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре  основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают  необходимое личностное, в том числе социальное развитие обучающихся.

Обобщенными критериями отбора содержания  общего образования, в том числе исторического,  являются цели и задачи  общего среднего образования. Содержательным основанием для отбора содержания образования служат общие цели школы, а также «предметные» цели, ставящиеся при изучении той или иной области знаний.

Цели и задачи образовательной области «Языки и литература» в системе общего образования

Современная стратегия развития российской школы направлена на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности; на сохранение и укрепление российской государственности, национальных культур; развитие науки и культуры, укрепление исторической преемственности поколений.

В условиях поликультурности России, многообразия ее этнокультурных ценностных систем особенно важной становится задача сохранения единого образовательного пространства, что необходимо учитывать при определении содержания филологического образования на федеральном и национально-региональном уровнях. Система филологического образования в школе должна обеспечивать возможности полноценной самореализации личности независимо от ее этнокультурной и языковой принадлежности, способствовать воспитанию как общероссийского гражданского сознания школьников, так и их национального самосознания. Вместе с тем интернационализация всех сфер жизни нашего общества со всей остротой  ставит задачу сделать отечественную систему образования эквивалентной   наиболее прогрессивным зарубежным. От выполнения этой задачи напрямую зависит конкурентоспособность Российской Федерации в мировом сообществе. С другой стороны, одна из главных воспитательных задач школы – формирование граждански сознательной и патриотически-настроенной личности, без чего невозможно развитие России как сильного и стабильного государства. Сложность социально-культурных процессов, происходящих в современном российском обществе, усиление негативных тенденций в развитии его духовной культуры делают особенно значимыми вопросы качества преподавания филологических дисциплин в средней школе, т.к. именно они играют основную роль в процессе воспитания и образования личности, формирования нравственных качеств человека.

Филологическое образование играет ведущую роль в  формировании и воспитании личности, развитии ее морально-нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, а также продолжении национальных традиций и исторической преемственности поколений. Филологическое образование способствует успешной деятельности человека в любой профессиональной деятельности, так как формирует коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе многих видов деятельности и взаимодействия людей.

Целостность образовательной области «Языки и литература» обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, а также текст как единица речевой деятельности в их функционировании в разных сферах общения.

Содержание образовательной области «Языки и литература» базируются на основах фундаментальных наук (лингвистики, психолингвистики, литературоведении, культурологи и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей каждого народа-носителя языка, а также в процессе межкультурной коммуникации.

Цели филологического образования:

  1. воспитание через систему предметов филологического цикла духовно богатой, нравственно-ориентированной  личности c  развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека,  любящего свою   родину, свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуры других народов;

  2. приобщение к ценностям национальной и мировой художественной культуры и литературы;

  3. овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками,  а также развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;

  4. развитие речевой культуры учащихся, совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, формирование способности к социальной адаптации и социальной мобильности в условиях постоянно меняющегося мира.

 

Цели образовательной области «Русский язык» в контексте потребностей современного российского общества и государства включают в себя:

  • формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;

  • формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;

  • овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).

 

Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Принципы и варианты построения курса «Русский язык»

В соответствии с целями курса фундаментальное ядро содержания образования по русскому языку состоит из двух взаимосвязанных компонентов.

Раздел «Речь» предусматривает овладение понятиями речевой деятельности и речевой коммуникации; формирование умений создавать тексты различной функциональной и коммуникативной направленности.

Раздел «Языковая система» предусматривает освоение основ лингвистики, системы ее ключевых понятий, явлений и фактов. Здесь рассматриваются основные разделы курса: язык, фонетика и орфоэпия, графика, морфемика и словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис, культура речи, правописание (орфография и пунктуация).

Характеристика содержания обучения и принципы его отбора

Содержание обучения  русскому языку включает определенный объем  знаний и  умений в области языка и речи и  таким образом реализует  идею синтеза языкового и речевого развития учащихся: процесс овладения сведениями  о языке органично сочетается с  развитием у школьников основных видов речевой деятельности и речемыслительных способностей.

Целесообразно обязательный минимум содержания основных образовательных программ по русскому  языку представить в виде трех разделов: содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций; содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Указанные  компоненты содержания  образования  и соответствующие им разделы курса  реализуются на всех ступенях обучения русскому  языку в школе и составляют инвариант содержания курса русского языка. Последовательность изучения данных разделов и построение курса русского языка   определяется в соответствии с избранными   принципами структурирования материала.

При отборе и структурировании содержания обучения учитывается прежде всего основная цель  современного  образования  -  развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучения русскому языку в школе рассматривается  не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих  умений и навыков,   а как процесс  речевого, речемыслительного, духовного    развития   школьника. Таким образом, в содержании стандарта реализуются актуальные в настоящее время личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению. Особенностью такого обучения является установление взаимосвязи между процессами   изучения   и    использования    языка. В связи с этим содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Основные принципы отбора содержания

Принцип реализации компетентностного подхода. Такой подход к отбору и предъявлению содержания обучения  позволяет представить его   в виде системы, обеспечивающей взаимосвязанное развитие и совершенствование разных видов компетенций:  коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой.   

Реализация компетентностного подхода требует реализации в обучении русскому языку принципа усиления деятельностного характера  в предъявлении содержания курса, поскольку процесс овладения разными видами компетенций предполагает учет  различных характеристик   ученика как языковой личности и субъекта учебно-познавательной деятельности и определяет   развитие всех сфер личности школьника в процессе активной речевой деятельности.

Единство процессов усвоения основ лингвистики и  формирования  коммуникативных умений,  обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения, предполагает    реализацию принципа развития всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.    

Принцип усиления функциональной  направленности в изучении грамматических тем курса  предполагает, что     содержание курса  должно   предъявлять не только   описательно-классификационную характеристику системы языка, но и конкретные указания на особенности употребления в письменной и устной речи языковых единиц, что является определяющим условием совершенствования речевой деятельности.

Принцип коммуникативной наглядности в освещении лингвистических теоретических вопросов, при котором  языковое явление рассматривается с разных сторон на разнообразном речевом материале в процессе активной речевой деятельности учащихся.

Принцип реализации надпредметной функции курса родного языка в системе школьного образования    дает возможность учащимся   целенаправленно совершенствовать круг общеучебных умений, навыков, способов  деятельности, которые базируются на     видах речевой деятельности и предполагают   развитие речемыслительных способностей, обеспечивающих информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор видов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; владение основными видами публичных выступление (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п. 

Специфика содержания по ступеням обучения 
(на выходе)

Содержание стандарта по русскому  (родному) языку построено в соответствии с основными закономерностями и этапами речевого развития школьника.

Период обучения  в 5 – 11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности.  В связи с этим  приоритетной задачей   обучения в основной школе  (5- 9 классы) является  развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании. Именно поэтому  содержание обучения  на этом этапе составляет  освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о  стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета. Именно на этом этапе происходит интенсивное обогащение словарного  запаса  школьников  и   расширение круга используемых ими грамматических средств.

На старшей ступени обучения (10-11 классы)  подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной  ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим задачей обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  На базовом уровне предусматривается  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения. На профильном уровне, помимо указанного,   происходит углубление  лингвистических  знаний, а также совершенствование  речевых умений в профессионально ориентированной сфере общения.

Таким образом,   на каждом этапе процесс обучения русскому языку направлен на достижение  специфических целей, а именно:

Основная школа (5 – 9 классы)

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности,   средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной   деятельности,  коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в  речевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения;   стилистических ресурсах; основных нормах  русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение  круга используемых  грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;   осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. 

Основная полная школа.
Базовый уровень

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование    способности к речевому взаимодействию  и социальной адаптации; информационных умений и навыков;  навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности,  осознанному выбору профессии;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать   речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры,    орфографической и пунктуационной грамотности.    

Основная полная школа.
Профильный уровень 

  • воспитание гражданина и патриота;   формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование  способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков;  навыков самоорганизации и саморазвития;   готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования; 

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;   взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях;   функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями  опознавать, анализировать,  сопоставлять,  классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.  

 

Общие требования к уровню   подготовки учащихся
Основная школа (5 – 9 классы)

Знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа,   государственного языка Российской Федерации и   средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров   научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.

 

Уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;  анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности;  значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития  способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования. 

Основная полная школа.
Базовый уровень 

Знать/понимать

  • основные функции языка; связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • особенности каждого вида речевой деятельности;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в  социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

 

Уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования  языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения      словарного запаса; расширения   круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!