Во что играют дети.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игры существуют разные. Одни развивают мышление и кругозор, другие – ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они нужны и по - своему полезны детям. Но в последние годы в играх детей произошли определенные изменения. Из всего многообразия игр у дошкольников наиболее популярны игры с правилами. Ролевые игры, весьма однообразны и ограниченные в основном семейной тематикой, отстают почти в два раза. Практически отсутствуют игры на «профессиональные сюжеты». По всей вероятности, это связано с тем, что дошкольники все более отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов, совсем иные, не те.
Игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения детей к другому – от старших к младшим. Но в настоящее время эта связь прервана. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть. В результате игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней и само детство. Наблюдая за детьми можно сказать, что современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства детей не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Дошкольный период – оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзий, что способности эти разовьются сами по себе в более зрелом возрасте.Бедность и примитивность игры чаще всего отражаются и на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Играя и выполняя различные роли, дети учатся видеть события и интересы других, соблюдать нормы и правила. Но как правило, нас взрослых мало волнуют эти проблемы. Главным показателем благополучия ребенка взрослые считают степень готовности его к школе, то есть, умение считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, ребенок или не хочет идти в школу, или теряет интерес к учебе уже в младших классах. Поэтому чрезвычайно важной целью дошкольного образования, сегодня является стимулирование, развитие самостоятельной игровой деятельности детей.
Большинство дошкольников играют в игры, основанные на сюжетах из масс-медиа. Это мультфильмы, мыльные оперы, видеоклипы, телевизионные игры типа «Угадай мелодию», «Поле чудес» и т. д. Они охотно изображают таких персонажей, как Человек-паук, робот, Черепашка-ниндзя, Последний герой, собака Рекс и др. Список этих названий изменчив и зависит от того, что смотрели дети по телевизору вчера или в течение последней недели. Однако при всем кажущемся разнообразии персонажей, в которых играют современные дети, их, объединяют схожие черты характера. По единодушному мнению взрослых этих героев отличает жестокость и агрессивность. Главное для героя — быть первым, победить или достать как можно больше денег. Такие герои умеют хорошо драться, убивать, добиваться своей цели, не обращая внимания на тех, кто рядом. Они достаточно примитивны и бесчеловечны: это либо роботы, либо мутанты, либо карманные монстры (покемоны), либо гибриды человека и животного (черепашки, пауки). Но во всех случаях человеческое начало в них уходит на второй план, они не совсем люди. При этом все они - положительные герои. И нынешние дети стремятся на них походить (во всяком случае - в играх). Всего несколько лет назад главными качествами детских положительных героев были щедрость, доброта, способность жалеть и помогать, наивность и тому подобное. Хотя в играх детей всегда были кровожадные персонажи (враги, злодеи и «кощеи»), было понятно, «кто хороший, а кто плохой». Сейчас эта грань стирается.Мы видим, современные дошкольники воспроизводят в своих в играх не профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных или сказочных героев. Сюжеты телесериалов с экранов телевизора прочно вошли в игры наших детей со всеми интимными подробностями. В результате выясняется, что современные дети лучше знакомы с жизнью и отношениями героев фильмов, чем с жизнью окружающих их взрослых. Оторванность сюжетов ролевых игр от жизни близких - свидетельство того, что профессиональная и личная жизнь родителей перестает быть содержанием детских игр (а значит, и детской жизни вообще), как это было в течение многих предыдущих поколений. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство. Изменения в игровой деятельности, произошедшие за последние десятилетия, заключаются не только в новых экзотических сюжетах, но и в снижении уровня развития ролевой игры. У подавляющего большинства дошкольников она не достигает своей развитой формы и остается на самом низком, примитивном уровне. А ведь игра может способствовать развитию личности и быть ведущей деятельностью только в том случае, если она достигает своего полноценного развития.
Вывод: Мы взрослые должны создавать условия детям для игры, стимулировать развитие детской игровой деятельности и это все не так просто, как кажется. Чтобы ребенок играл, нам взрослым требуются психологические знания и педагогические умения, ведь игра для детей имеет огромное значение для развития всех психических процессов и личности ребенка.
Ерофеева Е.В.