СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "ВОПРОС ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ 21 ВЕКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья является размышлением по теме "Вопрос духовногоразвития России 21 века на уроках литературы, приурочена к 13 Международным научно-образовательным Знаменским чтениям "Российское общество и Православная церковь: уроки истории" может быть использована как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях

Просмотр содержимого документа
«Статья "ВОПРОС ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ 21 ВЕКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ"»

ВОПРОС ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ 21 ВЕКА

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Ю. А. Старкова

преподаватель русского языка и литературы

областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Курский государственный техникум технологий и сервиса»

(г. Курск)


Вопрос духовного развития России в 21 веке требует глубокого и вдумчивого осмысления событий минувшего столетия, а также изучения последствий Октябрьской революции 1917 года. Это масштабное событие в корне изменило жизнь не только России, но и всей Европы и мира в целом. Каждый преподаватель через знание своего предмета должен способствовать сохранению и развитию традиций национальной русской культуры, привлекать внимание к духовным корням и ценностям, развивать интерес к краеведению и любви к малой Родине.

Минувшее столетие было наполнено революциями, гражданской войной, репрессиями, которые наполнили страданиями нашу страну и привели к многомиллионным жертвам. Причин, которые привели к данным событиям, было множество: рост социального напряжения в конце 19 века, социальное неравенство, экономические и внешнеполитические причины и многое другое. Но одна из этих причин, на мой взгляд, самая главная – утрата живой и искренней веры в Бога, понимания исключительной важности тех духовных ценностей, которыми жила Россия на протяжении многих столетий.

Русская литература 20 века, безусловно, была отражением этого времени. Очень важно объяснять учащимся уроки истории, учить пониманию, почему тот или иной автор обращается к тем или иным темам. Трагедия русского народа заключалась в том, что он (народ) позволил растоптать традиции, создаваемые веками, позволил политические различия поставить выше национального единства.

Русская литература 20 века дала миру множество писателей и поэтов, чье творчество заслуживает пристального изучения: Николай Гумилев, Максимилиан Волошин, Анна Ахматова, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Александр Блок и многие другие.

Несмотря на повсеместное насаждение атеизма, значительное влияние на культуру этого времени оказала религия. Тема веры становится одной из основополагающих тем произведений многих писателей.

Литература России пережила на своем пути огромное количество трудностей, временами испытывая опеку государства, временами находясь практически полностью под его запретом.

Александр Солженицын в своем «Слове» при вручении премии его имени писателю В. Г. Распутину 4 мая 2000 года говорил следующее: «На рубеже 70 и в 70 е годы в современной литературе произошел не сразу замеченный беззвучный переворот без мятежа». [1, с.270] Многие писатели стали писать просто, без обращения к советскому режиму, как бы забыв о нем. «В большой доле материал этих писателей был – деревенская жизнь, и сами они выходцы из деревни. Эту группу стали звать деревенщиками. А правильно было бы назвать их нравственниками – ибо суть их литературного переворота было возрождение традиционной нравственности, а сокрушенная вымирающая деревня была лишь естественной, наглядной предметностью». [1, с.270]

Это такие имена, как Александр Яшин, Борис Можаев, Владимир Солоухин, Федор Абрамов, Валентин Распутин. Например, В. Распутин о своих произведениях говорил, что «это в немалой степени автобиографические произведения». Это вовсе не от недостатка воображения и не из-за желания рассказать, например, именно о своем детстве. Просто «деревенские» писатели глубоко в душе прочувствовали такие понятия, как «духовные ценности», «духовная память». В своем произведении «Прощание с Матерой» В. Распутин показывает нам крупное народное бедствие. Уничтожение острова – уничтожение народной жизни. «Вся ткань повести – широкий поток народного поэтического восприятия. Сколько чувств о родной земле, ее вечности. Полнота природы – и живейший диалог, звук, речь, точные слова. И настоятельный мотив у автора: «Ранче совесть сильно различали. Ежели кто норовил без нее – сразу заметно. А теперь – холера разберет, все смешалось в одну кучу – что то, что другое. Мы теперя так и этак не своим ходом живем. Люди про свое место под Богом забыли». [1, с.272] Болью в сердце отзываются эти слова, когда проникаешь в их глубинный смысл.

Школьная программа, к сожалению, предусматривает малое количество часов на изучение этой темы в русской литературе, поэтому учителю стоит таким образом спланировать работу, чтобы, например, во внеурочной деятельности обратиться не только к этим авторам, но и к писателям родного Курского края.

Учителя русского языка и литературы должны найти такие слова, которые бы помогли достучаться до детских душ и сердец, с одной стороны, таких открытых, а с другой - подверженные современным веяниям: компьютерным играм, общению в социальных сетях и многому другому.

Те произведения, которые заставляют нас помнить о добре, о вере в светлое начало жизни должна изучаться на уроках литературы.

К представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе 20 века «окопной правде» можно отнести Евгения Носова, русского писателя, прозаика, автора повестей и рассказов, Героя Социалистического труда, лауреата Государственной премии, почетного гражданина Курска. Как и многие в нашей стране писатель пережил страшную войну, навсегда осознал ценность жизни, данной нам свыше и нашу ответственность за все живое на земле.

И в своих произведениях Е. Носов размышляет о великой роли человека в мире, о его ответственности за мир.

Так у Е. Носова есть удивительного слова и чувства повесть под названием «Усвятские шлемоносцы». Действие проис­ходит в деревне Усвяты Перед нами предстает настоящая де­ревенская идиллия: автор рисует картины дикой, первоздан­ной русской природы, сенокоса, на котором собираются все деревенские мужики, тихой семейной жизни.

Е. Носов пишет о том, что деревенскому человеку уходить на фронт труднее, чем городскому, потому что он врос в родную землю очень крепко, корнями, «пуповиной», которая дает ему душевные силы. Символично звучит сцена прощания сына с матерью, которая догоняет тронувшуюся колонну призывников и, как оберег, неловко сует ему (сыну) тряпицу. Это высохшая сыновья пуповина, сохранившаяся с рождения, это связь с землей, с домом, со всем тем, что дорого человеку. Е. Носов заставляет вспомнить нас о русской духовности, и поэтому нам кажется вполне объяснимым то, что главный герой, уходя на войну, останавливается в дверях и смотрит в красный угол с иконами: «…сегодня лампада зажжена для него, в его последний день, в знак прощального благословения». [2, с. 45] В дни тяжелых испытаний, которые выпадают на долю главного героя и других усвятских мужиков, Касьян «с невольной пристальностью впервые так долго вглядывался в болезненно – охристое обличье Николы, испытывая какую-то беспокойную неловкость от устремленного на него взгляда». [2, с. 46] Касьян словно хочет увидеть что-то важное, что раньше не видел, понять то, что было им не понято, а может, вобрать в себя ту силу и веру, которая поможет одолеть врага, пришедшего на русскую землю.

Нам, сегодняшнему поколению, тоже не хватает той веры и любви к ближнему, к родной земле, которая бы заставила нас думать не только о материальных благах. Е. Носов передает нам этот миг душевной крепости, миг озарения и укрепления духа героя перед образом святого Николы. Повесть проникнута философской проблематикой. Война осмысливается писателем как богопротивное явление, нарушающее закон жизни. И нет вернее, крепче и умелей защитника Отечества, чем сын крестьянский, который по духовному своему устройству есть повторение России.

Особо хочется сказать о рассказе «Тридцать зерен», наполненном глубоким смыслом. Для маленькой птички комната – это целый мир, потому что она наполнена светом и теплом. А человек – властелин этого мира, в его власти зажечь солнце, посадить зелень, когда за окном зима. Писатель напоминает каждому из нас, что власть накладывает и огромную ответственность: «А что такое работать? 
- Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. Без нее нельзя. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу. 
- А чем ты помогаешь людям? 
- Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает ее, положил бы на своем окне по тридцать конопляных зерен...» Евгений Носов написал очерк, который назвал «Покормите птиц!». В нем звучат слова, объясняющие, какой смысл писатель вкладывал в название очерка: «Кормушку не принято вывешивать под музыку. Деяние это во многом личное, схожее с исповедью. Оно столь же необходимо птицам, сколь и нам самим, ибо приносит очищение совести и благотворение души поступком». Писатель искренне верил, что люди обязательно услышат его призыв. И не ошибся.

Возрождение духовных ценностей, укрепление веры в добро, в Бога, в светлое начало нашей жизни должно стать нравственной основой уроков литературы и русского языка. Всем нам известны десять библейских заповедей. Эти заповеди были написаны много веков назад, но не потеряли своей актуальности и сегодня. В середине 20 века знаменитый русский академик Дмитрий Сергеевич Лихачев вывел десять заповедей человечности.

Очень хочется, чтобы каждый из нас знал и соблюдал эти правила, тогда мы вправе будем считать себя людьми в высоком смысле этого слова.

Десять заповедей человечности.

  1. Не убий и не начинай войны.

  2. Не помысли народ свой врагом других народов.

  3. Не укради и не присваивай труда брата своего.

  4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

  5. Уважай мысли и чувства братьев своих.

  6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.

  7. Чти природу как матерь свою и помощницу.

  8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

  9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.

  10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.


Литература

1. Карнаух Н. Л., Щербина И. В. Письменные работы по литературе. 9-11 кл.-М.:Дрофа,2002.

2. Носов Е.И. Усвятские шлемоносцы.- Москва: Эксмо,2015г.

3. http://www.portal-slovo.ru/