СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ И ПРАЗДНИКОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игре как средству воспитания уделяется пристальное внимание педагогической науки. В работе раскрываются основные особенности игр на основе народных традиций и праздников, их роль в воспитании личности.

Ключевые слова: игра, воспитание, народные традиции и праздники.

Просмотр содержимого документа
«статья ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ И ПРАЗДНИКОВ»

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ И ПРАЗДНИКОВ

Курдельчук Наталья Григорьевна

магистрант 62ЗМВО

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федеральное образовательное автономное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г. Ялте


Аннотация. Игре как средству воспитания уделяется пристальное внимание педагогической науки. В работе раскрываются основные особенности игр на основе народных традиций и праздников, их роль в воспитании личности.

Ключевые слова: игра, воспитание, народные традиции и праздники.

Annоtation. Game as means of education is paid close attention to pedagogy. The paper reveals the main features of games based on popular traditions and celebrations, their role in the upbringing of the individual.

Keywords: game, education, folk traditions and holidays.


Вступление. Как известно, всякая игра является средством воспитания. Многие ученые (Пиаже, Левин, Выготский) и педагоги (Ушинский, Макаренко, Сухомлинский, Эльконин) полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребенка. Она оказывает комплексное воздействие на ее участников: способствует развитию в умственном, физическом, трудовом, нравственном и эстетическом отношениях. К.Д.Ушинский считал, что игра для ребенка серьезное занятие, в котором он осваивает и преобразует действительность. Он писал: «Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание... В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности...; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».1 Н.К.Крупская отмечала значение игры в развитии ребёнка: «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр». В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.

Формулировка цели статьи. Цель данной статьи раскрыть понятие игры как средства воспитания, показать воспитательные возможности игр на основе народных традиций, праздников и обрядов.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим понятие игры. Игру чаще всего определяют как деятельность, выполняемую не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы. На наш взгляд, это мнение очень поверхностное, ведь в ходе игры происходит развитие формирующихся личностных качеств. Копируя действия взрослых, ребёнок пропускает через своё сознание опыт поколений, сохраняя наиболее важные, в его понимании, представления об окружающей действительности, отбрасывая то, что ему кажется неважным, незначительным. Главным «продуктом» игры ребенка являются положительные изменения, определенные новообразования личности.

В отличии от лингвистов, определяющих игру как – «забаву, установленную по правилам; … от скуки, безделья»2, и «занятие, служащее для развлечения, отдыха»3, для педагога и психолога «детская игра - исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности»4, мотивом этой деятельности является сам процесс или действия с воображаемыми объектами в воображаемой или реальной ситуациях, направленная на познание, освоение и преобразование действительности. Иными словами, игра - это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности.[4] В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика. Основной предмет изучения этой науки - игровая деятельность, игровые формы и приемы. Игра рассматривается как ведущий метод воспитания, важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения нормальных условий жизнедеятельности и эмоционального отклика на воспитательные воздействия.

Из вышесказанного следует, что игры, используемые с целью освоения норм и правил поведения, формирования национальной идентичности, определенного отношения к нравственно-эстетическим ценностям, политике, труду и др. можно назвать воспитательными играми. Такая игра помогает активизировать учащихся в учебно-воспитательном процессе, способствует преодолению скуки, позволяет уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество.

Ролевые и сюжетные игры по правилам поведения в общественных местах, инсценировки домашних праздников, конкурсы сказок, частушек, игры-практикумы по освоению «техники» жестов, обращений, разговора по телефону – далеко не полный список игр, используемых педагогами, как на уроках так и во внеурочное время. Особое место среди них должно быть отведено играм на основе народных традиций, праздников, обрядов. На наш взгляд, эти игры имеют большой воспитательный потенциал эстетической, духовно-нравственной, профориентационной направленности. В процессе организации и проведении такой игры дети знакомятся с народной мудростью, особенностями народных обрядов, традиций, ремёсел, образа жизни, нравственных и этических норм, становятся более ловкими, сильными, сообразительными, добрыми, внимательными, способными к сотрудничеству и т.д. Задача педагога ненавязчиво помочь ребенку научиться в игре воспроизводить полученные впечатления, представления, знания и тем самым по-настоящему усвоить их, сделать своим достоянием.

Издавна игра в жизни человека занимала особое место. Ее значение в воспитании было огромно, мир игры - «...это был обширный, особенный и вполне самостоятельный мир. Он пронизывал всю жизнь, проникал в каждую душу, формируя жизненный стиль. И хотя этот мир существовал отдельно, он был спаян с фольклорным, трудовым и бытовым миром, и все они взаимно обогащали друг друга» 5. С раннего детства, с первых месяцев жизни ребенка, формируя элементарные представления о предметах окружения, родители используют пестушки, потешки и забавы, взятые из фольклора. В этих играх, которые Ж.Пиаже назвал сенсомоторными, развиваются органы чувств детей, совершенствуется координация движений, осуществляются первоначальное ознакомление с окружающим миром, его освоение, а значит, формируется и национальная идентификация, узнавание родной речи, языка.

Восприятие сказок, сопровождение их определенными движениями, разыгрывание сказок с различными предметами, игрушками становится следующим развлечением в жизни ребёнка. На этом этапе используются народные сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». Куклы мотанки, соломенные куклы, куклы из клубков ниток и комочков ваты ребёнку более понятны и интереснее, чем механические игрушки, крупные дорогие куклы. Многие родители, не имея представления об этнопедагогике и народной педагогике, интуитивно, «по привычке» используют фольклорные элементы (прибаутки, сказки с показом), получив их в наследство от своих мам, бабушек. Не секрет, что урбанизация и развитие техники привели к угасанию многих народных традиций (пение колыбельных, изготовление тряпичных кукол, выпекание жаворонков), но тем, не менее игры-потешки вроде «Коза-дереза» и «Ладушки», на удивление, сохранились.

Всё большее значение сегодня приобретает возрождение народных праздников и традиций.

На наш взгляд, игра может стать средством, которое при определенных условиях может искусственно воссоздать отдельные эпизоды, картины и действа народной жизни, церемонии любого народного праздника. В ходе подготовки, организации и проведении сюжетно-ролевой игры можно соответственно декорировать и среду, и участников зрелища. Праздник стар, как жизнь на земле, и вечно молод. Уходят старые праздники, на смену им приходят новые, вытесняя или трансформируя зрелищные формы. Умело организованная игра способна воспроизвести опыт коллективной «праздничной памяти» поколений, оживить сокровища духовной культуры, накопленные вековой мудростью. Один из первых исследователей природы и сущности праздников И.М. Снегирев в своей работе «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» писал, что праздники являются одним из сильнейших средств к сближению людей, одним из источников познания жизни каждого народа.[6] Народные праздники отражали миропонимание жизни народа в целом. Духовная ценность праздника заключалась в отключении негативных в психологическом плане элементов, в полном освобождении от жизненной серьезности, в публичном веселье. Благодаря праздничному мироощущению то, что в обыденной жизни казалось серьезным, во время праздника превращалось в активное действие в виде игр, шуток, забав, розыгрышей. Народные праздники принимали всенародный характер. Они были связаны с природным календарем, с сезонными изменениями. Особенно популярными в русском народе были катания с ледяных гор на Рождество и народные гуляния на Масленицу. В противовес официальным празднествам церкви развивались яркие, необычайно массовые народные гулянья, которые были для народа своеобразной отдушиной в подневольной жизни, создавали атмосферу иллюзорной свободы, мимолетную возможность сообща высмеять социальное зло. В праздничные и ярмарочные дни оживали площади русских городов. Сюда стекались бродячие артисты-скоморохи, здесь устраивались балаганы, здесь выступал Петрушка, играла шарманка, удивляли народ уличные медведи. Состязание (в том числе спортивное: бег, метание диска и копья, борьба, кулачный бой, взятие крепостей, подъем по бревну) становилось наиболее яркой формой празднества. Театральное зрелище также было проявлением хотя и особого – сценического, но все же состязания.

Возрождение народных традиций должно стать толчком к возрождению духовно-нравственного потенциала личности, через понимание школьниками духовных ценностей и овладение культурой многонационального народа России путём формирования российской гражданской идентичности обучающихся. [8]

Роль игры в этом процессе невозможно переоценить. К ведущим принципам организации игр на основе народных традиций, праздников и обрядов русского народа в школе относятся:

общественно значимое содержание;

зрелищность;

эмоциональность;

гармоничное соотношение между поучением и развлечением, познавательным и эмоциональным содержанием;

взаимодействие различных видов искусств,

использование ярких художественных средств;

коллективное участие и коллективное восприятие;

добровольность участия.

Сегодня уже традиционными в школах России стали игры на религиозные христианские праздники «Масленицу», «Пасху» («Разгуляй», «Масленичные посиделки», «Проводы Масленицы» и др.). В школах, на стадионах, детских площадках разворачиваются целые театрализованные представления с играми, танцами, блинами, катаниями крашенок, росписью яиц. Для ознакомления с историей развития народных традиций интересны элементы обрядово-ритуальной культуры дохристианских языческих праздников. Примером таких игр может стать станционная игра «Водопол», «Велисов день».

Условия эффективности игры как воспитательного средства впервые сформулировал Я.А.Коменский в «Законах хорошо организованной школы».[3 .C.64]. Сформулированы они настолько последовательно и обоснованно, что и в наше время представляют практический интерес:

1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.

2. Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.

3. Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия.

4. Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.

5. Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.

6. Игры должны проходить под наблюдением воспитателей.

При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.

Пороками в игре, по Я. Коменскому, являются леность, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство. [3.C.98]

Игры на основе народных традиций отвечают всем этим требованиям.

Выбор места для проведения такой игры играет немаловажную роль. Как правило, это игры на местности. Живописный уголок родной природы станет прекрасной декорацией к действию и обеспечит его необычность, увлекательность, а так же усилит здоровьесберегающий аспект (Однако организаторы должны предусмотреть все меры предосторожности по обеспечению безопасности, охране жизни участников игры!), окажет влияние на формирование ценностного отношения к окружающему миру. Соревновательный характер и желание достичь наилучшего результата обеспечит продление интереса к игре. Важность мероприятия определяется целями и задачами, которые ставят перед собой организаторы: духовно-нравственное совершенствование, изучение истории народа, его традиций, обычаев, физическое совершенствование, развитие интеллектуальных и творческих способностей, эколого-валеологической культуры.

Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать педагогические условия, обеспечивающие высокую воспитательную эффективность игр. Перечислим требования, которые необходимо учитывать организаторам игр на основе народных традиций, праздников и обрядов:

  1. Побуждение детей к игре, а не навязывание её.

  2. Вовлечение детей в игру, свободное и добровольное их включение в процесс игры.

  3. Доведение до каждого участника смысла и содержания игры, ее правил, идеи каждой игровой роли.

  4. Соблюдение всеми играющими принятых в обществе норм нравственности, основанных на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не допустимо унижение достоинства ее участников, в том числе и проигравших.

  5. Предоставление все участникам равных условий, материального обеспечения для рисования, строительства и конструирования.

  6. Положительное воздействие игры на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.

  7. Организация, направление и при необходимости сдерживание, но не подавление ! инициативы играющих, а так же собственное участие взрослых в играх детей. Поощрение инициативы и самодеятельности.

  8. Побуждение учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием практической жизненной деятельности или с содержанием учебного курса. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр ее содержания, правил и др.

  9. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил, формул).

Естественно, это лишь некоторые, наиболее общие требования. Для отдельных видов игр формулируются свои принципы и для каждой игры разрабатываются свои правила.

Особенности воспитательных игр на основе народных традиций:

1. Создание в школе радостной, творческой атмосферы совместной игры детей и взрослых.

2. Привлечение родителей к воспитательному и образовательному процессу в школе.

3. Поддержание положительной мотивации к процессу обучения.

4 Привлечение широкого круга читателей к лучшим произведениям детской и научно-популярной литературы, развитие читательского кругозора.

5. Проверка качества знаний через систему конкурсов, проектных и исследовательских работ.

В ходе проведения воспитательных игр можно выделить четыре этапа:

1. Подготовительный: выявление актуальности и заинтересовывание участников игры, разработка сюжетной линии и формы проведения, определение сроков, места проведения и времени продолжительности игры, разработка положения и усвоение правил, выявление особенностей участников и качеств личностей, которые нужно корректировать, распределение ролей и ответственных за выполнение заданий.

2. Процессуальный (собственно игра): выполнение действий по сценарию игры.

3. Рефлексивный: награждение победителей и отличившихся, коллективное обсуждение проведенной игры, индивидуальный анализ профессионального смысла закончившейся игровой деятельности.

4. Постигровой этап: перенос смысла игровой деятельности на повседневную действительность, самонаблюдения учащихся, изучение истории, традиций, костюмов, беседы, упражнения.

Заключение. Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что игра на основе народных традиций – это мощное средство воспитания и источник духовного развития ребенка, так как она оказывает комплексное воздействие на ее участников: способствует формированию патриотических чувств, положительной мотивации к познавательной и исследовательской деятельности, ценностного отношения к труду, искусству и культурным ценностям народа. Но нельзя подменять духовную ценность народных традиций глобализацией массовых зрелищ. Традиционные народные праздники, обряды, ритуалы, игры – это хранилища народной мудрости. Возрождение фольклора, устного народного творчества, старинных промыслов и ремесел – есть способ культурного наследования и коммуникации, способ обогащения современной культуры, способ формирования этнонациональной идентичности. Поэтому только грамотный подход к этому феномену, разумное использование элементов народных празднеств, игр, фольклора, как важнейших составляющих истории и современности культуры, как неотъемлемый элемент социокультурной системы, могли бы служить залогом социальной гармонии и давать положительные результаты в воспитании патриота и гражданина, любящего свой край и своё Отечество, знающего русский и родной язык, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции.[8]


Литература

  1. Белов В. М. Избранные произведения: В 3 т. - М., 1984.-Т. З.-С. 195-197.

  2. Выготский, Л.С. Игра и ее роль психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1997. - №6. - С. 61-64.

  3. Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы / Я.А. Коменский. - М.: Академия, 1984. - 266 с.

  4. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1989. - 320 с.

  5. Ушинский К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский - М.: Академия, 1989. - Т.6. - 340 с

  6. Снегирев, И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды" (1837)// Литвинова, М.В. Массовые праздники и зрелища как культурный феномен. / сборник диссертаций и авторефератов по ВАК 24.00.01, [интернетресурс: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/massovye-prazdniki-i-zrelishcha-kak-kulturnyi-fenomen#ixzz3ZoZXPcnK]

  7. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1987. - 350 с

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)

















1 Ушинский К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский - М.: Академия, 1989. - Т.6. - 340 с

2 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1979. - Т. 2. - С. 6-7

3 Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред.. Н.Ю.Шведовой. - М.: Рус.яз., 1991. - С.238.

4 Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др. - М., 1983.-С. 117.

5 Белов В. М. Избранные произведения: В 3 т. - М., 1984.-Т. З.-С. 195-197.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!