Репина Любовь Олеговна
учитель начальных классов первой категории
гор. Севастополь ГБОУ СОШ № 32 им. Л.В. Бобковой
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«Высшее благо достигается на основе полного
физического и умственного здоровья»
Цицерон
Проблема. Важнейший показатель благополучия общества и государства - состояние здоровья подрастающего поколения. Трудовые ресурсы страны, её безопасность, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причинно-следственной связи с тем, каков суммарный потенциал здоровья детей, подростков, молодёжи. Именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшие тревоги и опасения.
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни. Если забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональной основе, то только тогда можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающих технологий, и результатом их внедрения будет защита здоровья учащихся от воздействия негативных факторов, связанных с образовательным процессом. Понимая актуальность данной проблемы, педагоги ведут постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях школы.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе. [7]
В.А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно – гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Изложение основного материала. Здоровье надо рассматривать не только в биологическом, но и социальном аспекте, то есть здоровье – «состояние телесного, душевного и социального благополучия». Резервы жизнеспособности формируются в процессе воспитания. Здоровье или укрепляется, или утрачивается в процессе воспитания в семье и школе.
Задача любого учителя, в том числе и учителя изобразительного искусства, состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к «конструированию» собственного здоровья.
Воздействие средств искусства на здоровье человека отмечали философы и врачеватели ещё много столетий назад. В 20 веке появились такие понятия и направления работы как «арттерапия», «изотерпия», «библиотерапия», «сказкотерапия» и т.д.
Урок изобразительного искусства особый, и его нельзя преподавать так же, как другие предметы, поскольку важно передать опыт творческой деятельности и эмоционально – ценностное отношение к миру.
В формы и методы, присущие сфере искусства, можно преобразовать достаточно обширную часть учебного материала. «При этом не только повышается эффективность образовательного процесса, интерес к урокам, но и достигается позитивный результат для здоровья учащихся. Нейтрализация напряжения и стресса, эмоциональная разрядка, повышение коммуникативной компетентности, преодоление эгоцентрической позиции через идентификацию с литературными или вымышленными героями – вот лишь краткий перечень психологических эффектов, которые возникают при таких формах проведения уроков. Использование здоровьесберегающих технологий при решении именно воспитательных задач в наибольшей степени может быть успешно реализовано именно в этом пространстве». [6]
При общении с детьми, я опираюсь на концепцию педагогической поддержки, разработанную под руководством известного учёного О. С. Газмана. Её реализация возможна в том случае, если основу профессиональной позиции учителя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:
- любовь к ребёнку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;
-приверженность к диалоговым формам общения с детьми;
-уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребёнка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
-ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
-признание права ребёнка на свободу поступка, выбора, самовыражения;
-поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа;
-собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку. [2]
В научно-методической литературе педагогическая технология рассматривается как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компановку форм, методов и приёмов обучения, воспитательных средств, приводящих к высоким результатам в обучении и воспитании детей.
Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие. Они основаны на принципе природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Использование здоровьесберегающих технологий или их отдельных элементов в учебно-воспитательной работе, в настоящее время, считаю наиболее актуальным направлением своей педагогической деятельности.
Поэтому уроки изобразительного искусства в начальной школе проводятся в различной форме. Уроки-сказки, уроки-драматизации, образно-сюжетные игры являются наиболее естественным способом освоения окружающего мира, способом адаптации ребёнка в современной этнокультурной среде. Играя, ребёнок познаёт мир.
Применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей. Игра одна из форм релаксации, которая приводит к быстрому восстановлению работоспособности, сопровождается положительными эмоциями. Она наиболее согласуется с детской психикой и обеспечивает условия для самовыражения и реализации. Игра должна основываться на свободном творчестве и интересах учащихся:
-вызывать положительные эмоции;
-привлекать своим содержанием;
-иметь элемент соревнования;
-учитывать возрастные особенности;
-цель игры должна быть достижимой;
-оформление должно быть красочным. [4]
Для учащихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки. Игровые формы, применяемые мною на уроке разнообразны:
-подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание);
-игры – соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);
-диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов;
-ролевые игры.
После экскурсии в парк или прогулки по территории школы дети, участвуя в игре-перевоплощении, изображают деревья разных пород, стараясь показать их характерные особенности. При помощи движений, мимики лица, жестов ребята изображают свое любимое дерево, создают его своеобразный «портрет» так, чтобы другие дети могли отгадать, какое именно дерево они изображают.
В зависимости от темы урока, целей классную комнату можно представить в виде сказочного леса, дна океана, зоопарка, музея, театра. Часто проводим физминутки с масками, изображая животных, птиц, насекомых, сказочных персонажей, зимой девочки превращаются в снежинок и т.п. Все дети с большим удовольствием включаются в игру. К.С. Станиславский писал о неразрывной связи психического и физического, духовного и материального в поведении человека. Упражнения в перевоплощения различных персонажей формирует театральную культуру школьника.
Таким образом, мы с детьми переходим к урокам, построенным по законам искусства – законам художественной драматургии. Методика проведения таких уроков раскрыта в книге А.А. Устиновой. Дети на таких уроках чувствуют себя эмоционально раскрепощёнными, они как бы открываются, а «заводящие» вопросы активизируют их творческое воображение, помогают вжиться в образ, наиболее интересно воссоздать его в своей фантазии. При таком эмоциональном настрое детям гораздо легче усваивать методы работы карандашом, они стараются самостоятельно смешивать краски, добиваясь нужных цветовых эффектов для передачи своего эмоционального состояния. Методы и приёмы работы различными материалами, которые я демонстрирую детям, обычно, предварительно формулируя задачи и проблемы урока, запоминаются и усваиваются детьми, также очень легко, особенно, если они предлагаются детям в игровой или поисковой форме.
«Когда учащийся, созерцая интересующее его зрелище, участвует в нём целостно, всем своим существом, восприятие произведения намного возрастает, процесс восприятия протекает в яркой, эмоциональной форме». [8] В книге А. А. Устиновой показан современный подход к организации работы по формированию зрительского опыта учащихся и пути реализации этой работы. Мой опыт работы подтверждает правильность такого педагогического взаимодействия с учащимися. «Восприятие будет глубинным, если органично сольётся с игровыми действиями учеников. Эффективными в этом плане могут оказаться методы «погружения в ситуацию», «работа в предполагаемых обстоятельствах». При созерцании выразительных художественных образов произведений искусства младшие школьники в отличие от подростков проявляют живую непосредственную двигательную реакцию. Учитывая это качество, учитель может создавать на уроке театрализованные ситуации, при которых дети уподобляются персонажам картины, героям произведений, действуют в воображаемых условиях». [8]
На занятиях я часто использую разные техники изобразительного искусства –монотипия, граттаж, коллаж, мозаика, лепка и др. Самое важное, что они позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка – тем самым, осуществляя работу по формированию здорового образа жизни. На уроках дети работают с различными материалами. И не надо бояться, что они испачкаются – нужно прививать аккуратность в работе. Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.
Знакомство с народными художественными промыслами не только доступно детям, но и вызывает у них желание поучаствовать в процессе изготовления изделия – от лепки до росписи. Наблюдая за детьми во время урока, я вижу по их лицам, какое чувство удовлетворения они получают от своей работы, как они загораются желанием научиться создавать прекрасное.
«В системах орнаментов различных стилей, символически свёрнуты, как в «кладовых», психоэмоциональные, социально одобряемые формы функционирования сознания в его символических проявлениях, которые закодированы в значениях форм и ритмов орнаментального свойства. Человек сам состоит из различного рода биологических и природой обусловленных ритмов, поэтому культурное проявление феномена самого человека связано с самовоплощением его в культуре и искусстве через деятельность и естественной самопроекцией в ней (культурной и орнаментальной деятельности). Кроме арттерапевтических целей, орнамент является средством индивидуализации личности». [5]
Орнамент как ритмически и эстетически обустроенное художественное пространство, не перегружает интеллектуальные области сознательной и бессознательной жизни человека, оставаясь, в основном, в эмоционально-чувственной области, сопряжённой с эстетическим наслаждением от красоты и удовольствия от восприятия и воспроизведения.
Воздействие орнаментального искусства на состояние здоровья младших школьников особенно благотворно. Знакомясь с творчеством народных мастеров, изучая традиции художественных промыслов, раскрывая смысл символов и знаков, учащиеся могут наиболее полно раскрыть свой творческий потенциал, выразить добрые чувства, пожелания, которые рождаются при общении с декоративным искусством.
Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню. Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. На уроке ребята под музыку выполняют практическую работу, смотрят презентацию, слушают стихи, выполняют физминутку.
Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении придаёт цветотерапия. КРАСНЫЙ цвет психологически действует раздражающе – возбуждающе, в зависимости от человека и обстановки он либо активизирует, придает сил, делает более жизнерадостным и способствует общению, либо вызывает беспокойство и нервозность. ЖЕЛТЫЙ цвет является хорошим цветом для поднятия настроения и борьбы с депрессией. У него есть свойство возбуждать внимание и повышать готовность человека к общению и принятию новой информации. СИНИЙ цвет обладает успокаивающим и расслабляющим свойствами. Синее окружение помогает лучше справиться с душевными проблемами. Этот цвет любят, поскольку из него излучается чистота и покой. ЗЕЛЁНЫЙ цвет воздействует спокойно и нейтрально, он успокаивает, но не так сильно, как синий. В психологическом смысле зеленый цвет вызывает чувство чистоты, свежести и обновления.
Для оценки эмоционального состояния младших школьников, как реакции на учебную нагрузку или на микросоцильное окружение хорошо зарекомендовал себя метод «цветописи Лутошкина» [3] , представленный в книге Н.Н. Куинджи. В основе этого метода – прослеженная учёными зависимость между эмоциональным состоянием человека и его предпочтением в выборе определённой гаммы цветового спектра. Имеют место и такие исследования, в которых показано, как по-разному воздействуют отдельные цвета на эмоциональное состояние человека.
Метод «цветописи Лутошкина» как раз и основывается на способности детей выражать своё настроение разной цветовой гаммой. Так, восторженное, праздничное, радостное настроение дети выражают выбором красного, оранжевого, жёлтого цветов; пасмурное – фиолетовым или коричневыми цветами; грустное – синим; спокойное зелёным; подавленное (самое плохое) выбором чёрного цвета. В эмоциональном состоянии ребёнка младшего школьного возраста интегрируется его восприятие степени комфортности жизни в целом и отдельных её эпизодов в частности.
В учебно-воспитательном процессе я также использую здоровьесберегающую технологию доктора медицинских наук В.Ф. Базарного [1]. Он назвал её «технологией сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения, так как деятельность детей строится на основе трудового и художественного творчества, чувственной свободы и двигательной активности».
Урок изобразительного искусства должен осуществляется в условиях комфортности. Санитарно-гигиенические условия: свежий воздух, проветренный класс, соответствующее освещение, влажная уборка, озеленение. Рабочее место у учащихся на уроке ИЗО правильно оборудовано, спинка стула поддерживает спину. Комфортный для человека уровень шума – 10 дБ (так журчит ручей и шумит листва). Обычный разговор «в спокойных тонах» – это 40 дБ. 70 дБ-это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм человека вредного воздействия. Использование видеоэкранных средств обучения с учетом гигиенических правил.
Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Должны быть представлены все виды работ: беседа, практическая работа, чтение учебника, ответы на вопросы. Например, чтобы ребёнок на уроке был активен и не уставал использую следующие критерии активности:
-развитие интереса к предмету;
-сочетание систематического контроля над изобразительной деятельностью детей с педагогически целесообразной помощью им;
-воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;
-последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества;
-обучение языку изобразительного народного декоративно-прикладного искусства;
-целенаправленное, систематизированное использование бесед, активизирующих внимание ребёнка, работу его мыслей, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
-подбор произведений изобразительного искусства для изучения;
-использование на занятиях технических средств обучения;
-введение в урок творческих импровизационных и проблемных задач;
-применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;
-смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года; графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.;
-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
-межпредметные связи.
Введение в структуру урока игровых элементов и художественно – дидактических игр, использование элементов соревнования.
В.А. Сухомлинский утверждал, что «творческое вдохновение – человеческая потребность, в которой личность находит счастье. Переживая духовное удовлетворение от того, что он творит, человек по-настоящему ощущает, что он живёт. Творчество начинается там, где интеллектуальные и эстетические богатства, освоенные, добытые раньше, становятся средством познания, освоения, преобразования мира, при этом человеческая личность словно сливается со своим духовным достоянием».
Формирование художественных навыков – процесс сложный и длительный. Изображая простейшие предметы ребёнок прикладывает максимум усилий, эмоционально переживает свои неудачи. Поэтому учитель должен знать рабочее настроение каждого ребёнка, приходить вовремя на помощь, помогать при необходимости и, главное, - следить за состоянием здоровья детей. Для снятия усталости и повышения работоспособности проводить физкультминутки, упражнения для глаз, для пальцев рук, дыхательные упражнения.
Важно, чтобы через весь урок проходила установка на успех. На уроке необходимо учить детей анализировать своё эмоциональное состояние, контролировать его, ведь отрицательные эмоции мешают достижению творчества. Как итог – каждый ребёнок должен быть здоровым и успешным.
Литература
Белова И.В., Миненко П.П., Нестеренко О.Б. Школа здоровья и толерантности.- Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.
Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. — Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». —М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003.
Куинджи Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников. -М.: «Аспект Пресс», 2001.
Панфилова М.А. Игротерапия общения. -М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.
Привалова В.М. Символы визуальной христианской культуры // Христианство и мир. Сб. материалов научно-практической конференции, Самара, 2000
Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы». – М., АРКТИ, 2003 г.
Сократов Н.В., Феофанов В.Н. «Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей: Методические рекомендации». – Оренбург, 2001 г.
Устинова А.А. Теория и методика преподавания предмета «Изобразительное искусство». Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2003.