Ковалева Наталья Александровна
( Багдарин, Бурятия,
МАОУ Багдаринская средняя школа
[email protected])
Мотивационный потенциал форм и видов учебной деятельности
Можно ли приохотить ученика к учению? Данный вопрос изучался многими учеными и педагогами, от Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А С Макаренко и др.
Приохотить ученика к учению можно в рамках такого процесса обучения, который не прибегает к мерам давления на ребенка, а находит стимулы во внутренне положительном расположении ученика к учению и стремится к воспитанию и формированию в нем такой установки.
Главный вопрос заключается в том, в каких условиях, принимается школьником учебная и познавательная задача и осуществляется деятельность, побуждаемая прямыми мотивами. Мотивация - ведущий и целеобразующий внутренний ресурс учебно-познавательной деятельности ученика.
А.К. Маркова под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности:
широкий познавательный мотив направлен на усвоение новых знаний (инициируется и поддерживается сообщением интересных фактов);
учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний;
мотив самообразования (инициируется и поддерживается связями учебного содержания с субъектным опытом ученика, его личностными ожиданиями, обучением приемам и навыкам самооценки, самоорганизации)
Для планирования эффективной учебной деятельности, необходимо выявить взаимосвязь трех основных личностных характеристик, которые обеспечивают успешность его учебно-познавательной деятельности.
1. Отношение к предмету, содержанию, процессу, результату, выражающееся в мотивации.
2. Характер взаимоотношений обучающихся с участниками учебного процесса, который проявляется в эмоционально-оценочных отношениях учащихся и учителя друг к другу; обучающихся между собой.
3. Способности к саморегуляции учебных действий. Состояний и отношений как показатель самосознания.
По мнению Галеевой Н.Л., невысокий уровень учебной мотивации детей в классе на конкретных уроках характеризует не столько проблему ученика, сколько недостатки в работе учителя. Взгляды на мотивационный потенциал урока у учителя и ученика различны, а должны быть едины.
Поэтому, при планировании и разработке уроков, для проектирования картотеки приемов учебной деятельности ученика и способов педагогического взаимодействия ученика и учителя, мною используется технология микроисследования ведущих мотивов, разработанная Галеевой Н.Л. Результаты данного микроисследования, позволили мне посмотреть на урок «со стороны» обучающихся.
Чтобы возникал и развился интерес к учению, согласно мнению обучающихся, необходимы определенные условия:
Прежде всего, это организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера.
Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов;
Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на ученика, на его отношение к предмету.
Приведенному комплексу условий могут отвечать только нетрадиционные формы организации учебного процесса, создающие насыщенную обучающую среду.
Формирование обучающей среды – дело сугубо творческое, требующее гибкого педагогического мышления, готовности к поиску оптимальных путей организации учебного процесса. Задач учителя - побуждать ученика к активной роли в учебном процессе, так как он не только часть этого процесса, но и сам формирует свою обучающую среду.
1. Ребенок-целостная личность.
Не всегда в процессе обучения учитывается направленность личностного развития школьника, вместе с учебным материалом ему навязывается и учебная деятельность, а его настоящая жизнь вдали от процесса обучения.
2. Познавательные силы ребенка стремятся к развитию.
3.Ребенок стремится к свободной активности своих познавательных сил. Объект познавательной деятельности и форма деятельности будут восприняты на мотивационной основе в том случае, если они будут связаны с переживанием чувства свободного выбора.
4. Учебно-познавательная деятельность в силу общественной значимости ее результатов имеет для школьника личностный смысл.
5. Стремление к новому - основная функция познавательной деятельности.
Литература:
Галеева Н.Л.- Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе. (серия «Методическая библиотека») 1-ое изд. – 2008; 2-ое изд. – 2008. – М.: изд. «5 за знания» -208 с.
Галеева Н.Л. Мастер-класс «Микроисследование как инструмент управления качеством образовательного процесса» (видео-лекция) Электронный ресурс, Диск Изд. Дом «Первое сентября» (1час 20 минут)
Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – М., 1998.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М., 1990.- 190 с.