СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статьи для работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данных статьях описан опыт работы с оценочными листами и повышением мотивации на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Статьи для работы»

Ковалева Наталья Александровна

( Багдарин, Бурятия,

МАОУ Багдаринская средняя школа

[email protected])



Мотивационный потенциал форм и видов учебной деятельности



Можно ли приохотить ученика к учению? Данный вопрос изучался многими учеными и педагогами, от Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А С Макаренко и др.

Приохотить ученика к учению можно в рамках такого процесса обучения, который не прибегает к мерам давления на ребенка, а находит стимулы во внутренне положительном расположении ученика к учению и стремится к воспитанию и формированию в нем такой установки.

Главный вопрос заключается в том, в каких условиях, принимается школьником учебная и познавательная задача и осуществляется деятельность, побуждаемая прямыми мотивами. Мотивация - ведущий и целеобразующий внутренний ресурс учебно-познавательной деятельности ученика.

А.К. Маркова под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности:

  • широкий познавательный мотив направлен на усвоение новых знаний (инициируется и поддерживается сообщением интересных фактов);

  • учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний;

  • мотив самообразования (инициируется и поддерживается связями учебного содержания с субъектным опытом ученика, его личностными ожиданиями, обучением приемам и навыкам самооценки, самоорганизации)

Для планирования эффективной учебной деятельности, необходимо выявить взаимосвязь трех основных личностных характеристик, которые обеспечивают успешность его учебно-познавательной деятельности.

1. Отношение к предмету, содержанию, процессу, результату, выражающееся в мотивации.

2. Характер взаимоотношений обучающихся с участниками учебного процесса, который проявляется в эмоционально-оценочных отношениях учащихся и учителя друг к другу; обучающихся между собой.

3. Способности к саморегуляции учебных действий. Состояний и отношений как показатель самосознания.

По мнению Галеевой Н.Л., невысокий уровень учебной мотивации детей в классе на конкретных уроках характеризует не столько проблему ученика, сколько недостатки в работе учителя. Взгляды на мотивационный потенциал урока у учителя и ученика различны, а должны быть едины.

Поэтому, при планировании и разработке уроков, для проектирования картотеки приемов учебной деятельности ученика и способов педагогического взаимодействия ученика и учителя, мною используется технология микроисследования ведущих мотивов, разработанная Галеевой Н.Л. Результаты данного микроисследования, позволили мне посмотреть на урок «со стороны» обучающихся.


Чтобы возникал и развился интерес к учению, согласно мнению обучающихся, необходимы определенные условия:

  • Прежде всего, это организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера.

  • Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов;

  • Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

  • Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

  • Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на ученика, на его отношение к предмету.

Приведенному комплексу условий могут отвечать только нетрадиционные формы организации учебного процесса, создающие насыщенную обучающую среду.




Формирование обучающей среды – дело сугубо творческое, требующее гибкого педагогического мышления, готовности к поиску оптимальных путей организации учебного процесса. Задач учителя - побуждать ученика к активной роли в учебном процессе, так как он не только часть этого процесса, но и сам формирует свою обучающую среду.

1. Ребенок-целостная личность.

Не всегда в процессе обучения учитывается направленность личностного развития школьника, вместе с учебным материалом ему навязывается и учебная деятельность, а его настоящая жизнь вдали от процесса обучения.

2. Познавательные силы ребенка стремятся к развитию.

3.Ребенок стремится к свободной активности своих познавательных сил. Объект познавательной деятельности и форма деятельности будут восприняты на мотивационной основе в том случае, если они будут связаны с переживанием чувства свободного выбора.

4. Учебно-познавательная деятельность в силу общественной значимости ее результатов имеет для школьника личностный смысл.

5. Стремление к новому - основная функция познавательной деятельности.

Литература:

  1. Галеева Н.Л.- Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе. (серия «Методическая библиотека») 1-ое изд. – 2008; 2-ое изд. – 2008. – М.: изд. «5 за знания» -208 с.


  1. Галеева Н.Л. Мастер-класс «Микроисследование как инструмент управления качеством образовательного процесса» (видео-лекция) Электронный ресурс, Диск Изд. Дом «Первое сентября» (1час 20 минут)

  2. Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – М., 1998.

  3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М., 1990.- 190 с.