«Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшем образом знаешь…»
(М. Квинтилиан)
Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!
Ещё со школьной скамьи, я мечтала стать учителем. И не просто учителем, а учителем начальных классов. Передо мной был наглядный пример – моя первая учительница. Мы пришли в школу маленькими несмышлёными ребятишками, ничего не знающими, и мало что понимающими в этом огромном водовороте, под названием самостоятельная жизнь. Моя первая учительница стала для меня второй мамой. Она не позволила растеряться в этом новом, суматошном мире, давала добрые и умные советы, успокаивала, когда что-то не ладилось, подбадривала и хвалила, когда получалось, подсказывала выход из трудного положения, в котором мы, первоклашки, бывало, частенько оказывались.
И вот тогда я поняла: - я тоже хочу быть учителем! Быть таким человеком, который подскажет и покажет маленьким ученикам, куда им двигаться дальше, как преодолеть трудности надвигающейся на них взрослой жизни, как выбрать правильную дорогу в своё будущее. Конечно, я понимала, что это огромная ответственность. Ведь одна, даже самая незначительная ошибка учителя, может круто изменить, а то и сломать жизнь этого маленького человечка, который тебе доверился. Ещё Л. Толстой отмечал, что хороший учитель – это тот, кто объединяет в себе любовь к своему делу и любовь к своим ученикам. Учитель даёт не только знания, он учит жизни, воспитывает в маленьком человеке умение радоваться и любить, надеяться и верить.
Что же дети должны открыть в своём учителе, чтобы полюбить его, поверить ему и последовать за ним? Во-первых, умение понимать их, всех и каждого. Дети должны почувствовать, как интересно и радостно общаться с учителем, который всегда прейдёт на помощь. Во-вторых, исключительное великодушие, доброту, отзывчивость, сердечность. В-третьих, способность радоваться тому, что каждый из детей растёт, взрослеет, совершенствуется. Только в этом случае ребёнок сможет увидеть своё продвижение, поверить в себя и в свои силы.
Учитель начальных классов постоянно находиться в мире детства, в мире фантазии и сказки. Счастье для учителя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое слово учителя, его взгляд, жест; глаза готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужен им, что ты для них целая вселенная, именно учитель закладывает ростки будущих характеров. Учитель даёт не только знания, он учит жизни, воспитывает в маленьком человеке умение радоваться и любить, надеяться и верить. Древнегреческий философ писал, что ученик – это факел, который нужно зажечь. И сделать это может только настоящий Учитель. Учитель должен быть психологом, воспитателем, мамой для каждого из учеников. Как разглядеть те задатки, которые превращаются в таланты? Как не обидеть? Ответы на эти вопросы найдутся только в ежедневной кропотливой работе.
За годы своей работы, а это без малого тридцать лет, моим ученикам никогда не было скучно на моих уроках и во внеурочное время. Часто устраиваем конкурсы, экскурсии, читаем разные книги, участвуем в олимпиадах, областных конкурсах и завоёвываем призовые места.
Как становится светло на душе, когда ученики, спустя годы после окончания школы, приезжают в родные стены и делятся своими успехами.
Одни ученики окончили ВУЗы и работают врачами, инженерами, архитекторами, другие завершили учёбу в ПТУ и работают на стройках, заводах, в сельском хозяйстве. А те, кто всё же решил посвятить свою жизнь воспитанию подрастающего поколения, и избрал соей профессией – профессию учитель – достойны огромного уважения. Да, учитель, это тяжёлый труд, да, это бессонные ночи, да, это работа с родителями. Но когда ты услышишь хорошие слова о своём ученике – ты понимаешь – жизнь прожита не зря!