СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование функциональной грамотности обучающихся."

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование функциональной грамотности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование функциональной грамотности обучающихся."»









КОНКУРСНАЯ РАБОТА



Номинация:

«Организация проектной деятельности обучающихся»



Образовательная организация (полное наименование): Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гиагинского района

«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.Г. Сапрунова»


Автор: Величко Светлана Владимировна, учитель математики .




















ст. Гиагинская 2022




«Организация проектной деятельности обучающихся»

В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы обучающийся стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей. Многие считают, что приобретенные знания подвергаются изменениям каждый год, важно, чтобы молодые люди умели самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что этим придется заниматься всю сознательную жизнь.

Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к обучению. Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого обучающегося и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания является метод проектов.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

В новой системе обучения метод учебных проектов занимает главенствующее место, а роли учитель-ученик в нём коренным образом отличаются от их ролей в традиционной системе обучения. Проектирование предполагает самостоятельную деятельность детей в организации и в осуществлении проекта. Учитель же из «всезнающего оракула» превращается в организатора, создающего необходимые условия для самостоятельной деятельности учащихся. Меняется и стиль общения с учениками: на смену авторитарности приходит сотрудничество.

Реализация метода проектов требует адекватной формы организации образовательного процесса. Две базовые установки метода проектов приводят к противоречию необходимых организационных форм и классно- урочной системы:

- выполняя проект, учащиеся решают субъективно значимую проблему, основное время необходимо для самостоятельной работы с различными (информационными, техническими и т. п.) ресурсами, поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках классного коллектива;

- выполняя проект, учащиеся достигают поставленной цели средствами различных предметных областей учебного плана, а также информации и технологий, выходящих за его пределы, поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках урока.

В этой ситуации целесообразно начиная с 5 класса организовать проектную деятельность учащихся как внеурочную.

Ученики научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.

Учитель проектного обучения оказывается в непривычной ему роли наблюдателя. Он должен проявлять активность при «втягивании» учащихся в рассмотрение темы и проблемы проекта, при возбуждении рефлексивных действий и при систематизации полученных результатов, а в остальном он должен подключаться только тогда, когда попросят о помощи. Учителю приходится работать «по ситуации», что требует особой научно-методической подготовки: знать психолого-педагогические особенности использования учебного проектирования, методологические особенности проектной деятельности вообще и учебной проектной деятельности в частности. Учителю проектного обучения самому необходимо владеть проектированием и уметь применять его для решения конкретных учебных задач.

В своей педагогической деятельности я использую метод проектов не первый год. Проект по математике - это такая учебно-познавательная деятельность учащихся, которая направлена на получение некоторого заранее спланированного, личностно значимого для них материального результата и которая предполагает самостоятельное решение учащимися математических задач.

Организация проектной деятельности очень важная часть моей работы. Каждый проект обязательно требует исследовательской, поисковой, творческой работы учащихся. Для успешной исследовательской деятельности я стараюсь выработать у учащихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе. Я учу их: ставить цель, составлять план исследований; подбирать необходимые материалы, проводить исследование и формулировать выводы.  Я считаю, что метод проектов способствует повышению мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, в овладении методами познания (выдвинуть замысел, сформировать задачу, сделать анализ, интерпретировать результат). Процесс работы над проектом способствует воспитанию у обучающихся значимых ценностей (социальное партнерство, чувство ответственности, взаимопомощь, самоорганизация).

Учащиеся в работе над проектами:

  1. определяют актуальную проблему, над которой они или индивидуально, или в группе работают, выявляют проблемы в различных областях знаний;

  2. Ставят цели, задачи, составляют план работы, тем самым ищут пути решения проблемы, определяют объект исследования;

  3. Выдвигают гипотезы;

  4. Ставят эксперименты с природными объектами.

  5. Систематизируют и обобщают полученные данные.

  6. Делают анализ информации, полученной из разных источников;

  7. Подводят итоги, а учитель на данном этапе должен помочь ребятам выработать умение аргументировать выводы, обрабатывать данные эксперимента, оформлять результаты и, конечно же, работать вместе, сотрудничая.

  8. Презентация проекта, цель которого – представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, а это позволит развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую.

Правильный выбор темы исследования — это первая проблема, с которой сталкивается учитель при организации, данной деятельности школьников. Иногда тема меняется в процессе исследования.

Тема должна быть:

  • простой, т.е. без замысловатых формулировок;

  • лаконичной;

  • интересной ребенку данного возраста;

  • понятной и выполнимой.

Идеальный вариант, когда тема возникла из вопроса «Почему?» или «Как?», заданного учеником?

Проект – это  “пять П”:

  • проблема;

  • проектирование (планирование);

  • поиск информации;

  • продукт;

  • презентация.

Общепринятые стандарты оформления проектных работ

Шрифт: Times New Roman, 14, не жирный (кроме выделения названий разделов, подразделов и др.).

Межстрочный интервал: полуторный.

Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, слева – 3 см, справа – 1.5 см.

Абзацы – отступ от левой границы основного текста на 1.5 см.

Выравнивание текста по ширине.

Каждый раздел начинается с новой страницы (но не подраздел). После названия раздела точка не ставится.

1. Титульный лист

Титульный лист - является первой страницей. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова тема; и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным — соответствовать основному содержанию проекта. Далее указываются фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта. В нижнем поле указываются место и год выполнения работы (без слова год).

2. Оглавление

В нём приводятся все заголовки пояснительной записки. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заголовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

3. Введение

  • В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, сообщается, чему предназначен проект и в чем состоит его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических).

  • Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы. Актуальность — обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.

  • От формулировки цели проекта необходимо перейти к указанию конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с ней. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить, выявить и т.п.)

4. Главы основной части

Теоретическая часть проекта

В первой главе проекта (начало исследования) рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме (исторические сведения, современное состояние, анализ рынка, звездочка обдумывания и др.).

Практическая часть проекта

В ней необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

Оценочная

Далее необходимо рассмотреть оценки проекта. Представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.

5. Заключение

Краткие выводы по результатам выполненного проекта, оценку полноты решения поставленных задач. В заключении последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка воспитаннику о проделанной им работы.

6. Библиографический список использованной литературы

После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении проекта. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы.

7. Приложения

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. По содержанию и форме приложения очень разнообразны. Они могут представлять собой текст, таблицы, карты, графики, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №).

Сегодня мы, учителя, должны создать все условия для развития проектного мышления для успешного будущего наших учеников. Поэтому с учениками оформлением заниматься постепенно:

Дольше всего проводится работа с экспериментом, поэтому одновременно с проведением эксперимента продумывать, как его описать. Записи лучше вести в электронном виде. Это позволяет быстро корректировать текст. Завершив экспериментальную часть работы, анализируя полученные результаты, формулируются выводы и заключение (опять же все делается в электронном виде).

Очень часто бывает так, что, получив результат исследования, приходится корректировать цель и задачи. Так как в начале работы ученик не всегда может оценить выполнимость той или иной задачи, а через эксперимент сам в этом убеждается.

Опыт показывает: если ученик на всех этапах исследования был непосредственным исполнителем, а не наблюдателем, то представить такую работу не составит труда.

Презентация не должна быть слишком большой. 10-12 слайдов и устные комментарии к ним, ответы на вопросы как раз и займут все отведенное для защиты работы время. Текст на слайдах должен быть коротким и хорошо читаемым; уместно на слайдах разместить необходимые графики, фотографии этапов работы, используемого оборудования, собранной установки, результатов эксперимента.

Текст выступления должен быть простым, конкретным и лаконичным. Слова, непонятные ученику, лучше не использовать. Присутствующие могут задавать вопросы. Это поможет выступающему при защите не растеряться.

Примеры из опыта работы.

Работа над проектом является поводом для организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды.

В нашей школе в рамках МО учителей естественно – математического цикла в мае проводится научно – практическая конференция «Шаг в науку» (см Приложение 1), где учащиеся выступают со своими проектными и исследовательскими работами (предварительно отобранными учителями – предметниками).

Предметом представления на конференции являются учебно-исследовательские работы учащихся. Они предполагают осведомленность о современном состоянии области исследования, владение методикой эксперимента, наличие собственных данных, их анализа, обобщения, выводов. Участники конференции представляют письменную работу и устное выступление по направлениям: естественно-математическое.

Регламент выступления участников предусматривает публичную защиту работы (продолжительностью до пяти-семи минут) и дискуссию (до пяти минут). Руководит заседанием председатель жюри и строго следит за регламентом. Некоторые проекты представлены в данной работе (см Приложение 3).

Литература

  1. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2.

  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

  4. Круглова О.С. Технология проектного обучения.

5.http://infrescenter.ucoz.ru/Shk_Bibliotek/proekt_deyat/2013/leontovich.pdf



























Приложение 1

Уважаемые коллеги!

21 мая в 12.35 в каб.2 состоится научно-практическая конференция по предметам естественно – математического цикла «Шаг в науку!»



Темы проектно – исследовательских работ

Ф. И. класс

предмет

1.

«Магические квадраты»

Абышева Ульяна 5 а

математика

2.

«Оригами»

Мусин Марат 5а

математика

3.

«Старинные меры длины»

Жук Максим 5а

математика

4.

«Ее величество – Пропорция»

Василенко Данила 6б

математика

5.

«Координатная плоскость и знаки зодиака»

Призова Елизавета

Шебаева Алина 6 б

математика

6.

«Формулы сокращенного умножения. Метод выделения полного квадрата»

Рябцева Анна

Гаража Алина7 б

математика

7.

«Проблемы современных шифров»

Фурманов Владимир 6 а

математика

8.

«Построение графиков с модулями»

Аракелян Карина 9а

математика

9.

«Растение – символ РА»

Юник Елизавета 5 б

биология

10.

«Многоликая крапива»

Куницына Дарья 9 а

биология



Приглашаем всех желающих принять участие.



Приложение 2

Примеры тем проектов.

5 класс.

  1. Четыре действия математики.

  2. Древние меры длины.

  3. Возникновение чисел.

  4. Счёты.

  5. Старинные русские меры или старинная математика.

  6. Магические квадраты.

  7. 38 попугаев или как измерить свой рост.

  8. 7 или 13? Какое число счастливее?

  9. Весёлые задачки для юных рыбаков.

  10. Витамины и математика.

  11. Единицы измерения длины в разных странах и в разное время.

  12. Жизнь нуля - цифры и числа.

  13. Числовые суеверия.

6 класс.

  1. Числа.

  2. Масштаб. Работа с компасом, GPS-навигация.

  3. Математика в жизни человека.

  4. Координатная плоскость и знаки зодиака.

  5. Авторские задачи учащихся 6-го класса по теме: "Десятичные дроби. Проценты".

  6. Быстрый счет без калькулятора.

  7. Вычисление длины окружности.

  8. Его величество процент.

  9. Знакомое и неизвестное число Пи.

  10. Математика в оригами.

  11. Старинная русская система мер.

  12. Старинные единицы длины в пословицах и поговорках.

  13. Удивительно симметричный мир.














Приложение 3

Некоторые работы учащихся.


Приложение 4


Защита проектов









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!