СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование коллектива обучающихся 2 класса посредством коллективного творческого дела"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование коллектива обучающихся 2 класса посредством коллективного творческого дела"»

Формирование коллектива обучающихся 2 класса посредством коллективного творческого дела.

Автор:

Серова Екатерина, студентка группы 21П-7

Название организации:

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж им. М. Горького №1»

Аннотация:

Статья посвящена этапам становления коллектив, и этапам создания коллективное творческое дело. Рассматриваются понятия коллектив, коллективное творческое дела. Целью статьи является рассмотрение этапов создания коллективного творческого дела.

Рассмотрим в чем заключаются проблемы развития коллектива. Узнаем, что такое коллективное творческое дело.

Ключевые слова: коллектив, коллективное творческое дело.


Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы непосредственно связан с проблемой формирования школьного коллектива. Актуальность данной проблемы не теряется и по сей день. Это можно объяснить несколькими достаточно важными причинами. Усложнение социальной среды, стремительный темп жизни общества, обилие противоречивой информации, снижение воспитательного потенциала семьи негативным образом сказываются не только на качестве обучения, но и на процессах социализации и адаптации детей, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей среды.

Ученический коллектив - учебно-воспитательный, его цель - овладение определённой суммой знаний, умений и навыков, формирование способностей и социально - полезных качеств личности. В нём развивается личность, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы; воспитываются интеллектуалы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других. Воспитание их малоэффективно без опоры самих ребят на коллектив, без опоры на общественное мнение, принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Такие качества личности формируются только в коллективе и через коллектив.

Как отмечено в Программе Российской академии образования, педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений. Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная творческая деятельность обучающихся, направленная на достижение общих целей.

Коллектив представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников и для его основания необходимы определённые условия. Необходимо объединить обучающихся, построить объединяющие коллективные отношения. Люди объединяются тогда, когда им необходимо вместе выполнить важное для них дело. По мнению Стефановской Т.А., коллективное творческое дело обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Иванов И.П. говорил, что коллективно-творческая деятельность – это форма организации деятельности детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой взрослые действуют, как старшие помощники и наставники детей.

Федеральный государственный стандарт выдвигает требования о том, что обучающиеся должны формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков. Также принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат эти результаты могут быть достигнуты в том числе и средствами коллективного творческого дела.

Коллектив должен напоминать семью, в которой младшие учатся у старших. По мнению Макаренко А.С. коллектив — это объединение людей для достижения общих целей в общем труде - объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей. Также Макаренко А.С. говорил: «Если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации». Рассмотрим понятие коллектива с точки зрения Коджаспировой Г. М., «коллектив — это группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа». Определение коллектива, данное автором, полно и ёмко отражает самую сущность этого понятия, которая выражается в социально значимой цели, нормах и правилах поведения, совместной деятельности.

Макаренко А.С. выявил этапы развития коллектива:

1-й этап – становление коллектива. Педагог оформляет группу, класс, кружок в коллектив, т. е. социально-психологическую общность, в которой отношение учеников определяется характером их совместной деятельности, ее целями и задачами. Организатор коллектива – педагог, от которого исходят все требования.

2-й этап – усиление влияния актива. Актив не только выполняет требования педагога, но и сам их предъявляет к членам коллектива, исходя из того, что приносит пользу, а что вред коллективу. Коллектив на 2-м этапе развития выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Коллектив здесь выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

3-й этап – расцвет коллектива. Уровень и характер требований – более высокие требования к себе, чем к своим товарищам – свидетельствует об уже достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений. Если коллектив дошел до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Основные признаки коллектива – общий опыт, одинаковые оценки событий.

4-й этап развития – этап движения. На этом этапе каждый школьник благодаря усвоенному коллективному опыту сам к себе предъявляет определенные требования, его потребностью становится выполнение нравственных норм. Здесь процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Единомышленником Макаренко А.С. стал Иванов Игорь Петрович. Педагоги считают академика Иванова И. П. изобретателем методики коллективного творческого дела, создателем педагогики, о которой говорят, как о “педагогике сотрудничества”, называют ее «коллективное творческое воспитание», «воспитание по Иванову».

В педагогической теории и практике коллективное творческое дело определено как социальная деятельность детской группы, направленная на создание творческого продукта. При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа создавала его впервые.

Коллективно-творческая деятельность – это форма организации деятельности детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой учитель действует, как старший помощники и наставник детей. (Иванов И.П.)

Принципы коллективного творческого дела заключаются в том, что нужно воспитывать детей в совместной развивающей деятельности, предоставляя им максимальную возможную самостоятельность в любой момент, на каждом этапе организации коллективных дел, создавать вместе с ними, а НЕ вместо них. Обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию его умений, характера, способностей. Также учитывать желания и возможности каждого из участников дела. Ещё один важный принцип говорит о том, что важно вместе искать лучшее решение важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется, придумывается, планируется.

Иванова И.П. выявил этапы создания коллективного творческого дела:

1 этап. Предварительная работа. Обсуждение проблем в коллективе, постановка целей и задач. Определение содержания (идея, сюжет). Что лучше сделать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать? При определении данных параметров стоит учитывать мнения участников и организаторов дела.

2 этап. Коллективное планирование. В группах, а затем вместе они ищут ответы на поставленные вопросы. Каждый высказывает свое мнение. На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты КТД. Один из вариантов отбирается для осуществления или на базе нескольких предложений КТД создается сводный проект. Здесь начинается разработка КТД.

3 этап. Коллективная подготовка или организация. Распределить роли участников в процессе реализации дела. Нужно учесть способности участников, их желание в развитии определенных умений. Необходимо определить и подготовить: помещение, реквизит, оборудование и т.п.

В этот момент возможна ситуация, когда некоторые ребята неохотно участвуют в общем деле или участвуют только потому, что «надо». Это забота учителя, который должен подумать, как увлечь ребят работой, не допуская открытого давления. Есть несколько способов это сделать: увлечение добрым сюрпризом (выполнение группой части общего дела по секрету от других), помощь товарищеским советом (предложение нескольких вариантов выполнения - на выбор), увлечение «секретным договором» («Давай вместе подготовим это по секрету от всех?»), доверие ответственным поручением («Только ты сможешь это сделать»), обращение за помощью, с просьбой научить («Посоветуй, как это лучше сделать?»), контроль за выполнением, требование («Мы же вместе решили!»), поощрение.

4 этап. Проведение дела. Его реализация. Этап включает в себя приготовление перед началом КТД и само проведение дела. При проведении дела учителя выступают в роли помощников и наставников, участвуют в совместной деятельности.

5 этап. Коллективный анализ. Проведенное дело обсуждается на общем сборе, где каждая группа высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а затем обязательно вносит свои предложения на будущее. Также необходимо изучить мнения обучающихся, их эмоции, предложения и замечания.

6 этап. Ближайшие последействия. Коллективное осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе (исправление недочетов).

Каждый творчески работающий учитель не мыслит результативности своей работы без сотрудничества с детским коллективом, без обучения детей навыкам коллективной работы, развитие их творческих инициатив. Детское самоуправление является конкретным видом деятельности обучающихся. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, принимая участие в дежурстве, обучающиеся организуют остальных на выполнение тех или иных заданий, участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. Эту деятельность учащихся можно назвать организаторской.


Список литературы:


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).

2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).

3. Иванов, И.П Педагогика общей заботы понятийный аппарат/ Иванов, И.П., Титова Е.В. Москва-2000г.

  1. Поддержка детской инициативы и самостоятельности – [Электронный ресурс]

http://52.xn--80aadkum9bf.xn--p1ai/blog/2015/02/16/podderzhka-detskoj iniciativy-i-samostoyatelnosti/.