Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»
Формирование патриотизма на уроках окружающего мира на материале краеведения
и во внеурочной деятельности
Подготовила:
Суханова Ираида Анатольевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Арзамас, 2021г.
ВВЕДЕНИЕ
Цели, стоящие перед обществом на каждом витке развития, являются определяющими для изменения в системе ценностей и эталонов, которые в свою очередь определяют требования к качествам личности и содержанию гражданственности. Переход от педагогики индустриального периода, нацеленной на воспитание коллективизма без учета индивидуальных запросов личности к педагогике информационного общества, нацеленной на гармонию индивидуального и общественного, привел к тому, что для современного человека стали актуальны такие качества как самостоятельность, внутренняя свобода личности, способности к самоопределению и самоутверждению, инициативности и гражданская активность. Можно выделить основные качества составляющие гражданственность: патриотизм, законопослушность, доверие к государственной власти, ответственность за поступки, добросовестность, дисциплинированность, чувство собственного достоинства, внутренняя свобода, уважение к согражданам, социальная ответственность, активная гражданская позиция, гармоническое сочетание патриотических, национальных, интернациональных чувств и др.
Госстандарт нового поколения предусматривает формирование знаний фундаментальных наук, воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, а с другой стороны – системы универсальных учебных действий, определяющих способности личности учиться, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Младший школьный возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработке ценностных ориентаций. Новая социальная ситуация развития учащихся приводит к значительным трудностям в формировании гражданской позиции, поэтому переход к новой стратегии воспитания – социальности, конструирования гражданской идентичности как базовой предпосылки укрепления государственности, актуальна.
Формирование патриотизма – сложный процесс. Для достижения результата актуально применение методов и форм деятельностного подхода в обучении.
Главное в деятельностном подходе – это деятельность самих учащихся, участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций, выполнение норм и требований школьной жизни, умение вести диалог, участие в общественной жизни, умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.
Функция учителя – направляющая и корректирующая.
Формирование патриотизма является ключевой задачей социокультурной модернизации общества.
Данный опыт является актуальным на сегодняшний день и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса.
Объект изучения: патриотизм
Предмет изучения: формирование патриотизма через деятельностный подход.
Цель моей инновационной деятельности – воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданской ответственности, уважение к социальным нормам, приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, развития личности, ее нравственной и правовой культуры, способности к самореализации и позитивной социализации.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
1. создание условий, способствующих свободному самостоятельному мышлению учащихся
2. использовать в учебной деятельности формы и методы работы, формирующие патриотизм
3. развивать умения осмысления информации из разных источников решения практических задач, формирование собственных оценочных суждений на основе сопоставления фактов для формирования позитивного опыта применения полученных знаний школьников во внеурочной деятельности.
Формирование патриотизма на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности
Сегодня Россия переживает сложный период своей истории. Одна из самых больших опасностей, подстерегающих наше общество – это размывание нравственных ориентиров личности. У современных детей искажены представления о добре, великодушии, справедливости и гражданственности их характеризует эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В этой ситуации нравственные знания имеют не меньшее значение для развития школьников, чем знания по конкретным предметам. Актуальность совершенствования системы общего образования определяется значимостью вопросов гуманизации и демократизации общества, задачами формирования активно-созидающей творческой личности способной к саморазвитию и самосовершенствованию. Важнейшим условием самореализации личности выступает самоопределение на основе самопознания.
Ключевой задачей самоопределения является формирование патриотизма, представляющей осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющая определенный личностный смысл. (А.Г. Осмолов, 2007)
В начальной школе на уроках «Окружающего мира» и на занятиях по
внеурочной деятельности закладываются основы патриотического воспитания личности. Одна из проблем современного воспитания состоит в том, что в процессе воспитания нарушена преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как их предшественники решали свои проблемы. Они теряют ощущение непрерывной связи поколений своего народа. Существующую проблему можно решить, если во внеурочной деятельности ввести занятия по краеведению.
Цель курса: формирование основ гражданской идентичности младших
школьников.
Задачи курса:
Формировать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
Формировать восприятие мира, как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа; ответственность за принятые решения, действия их последствия;
Формировать историко-географический образ родного края;
Формировать представление об общекультурном наследии родного края и всей России.
Становление гражданской идентичностью определяется не только фактом гражданской принадлежности, но тем отношением и переживанием, с
которым связана эта принадлежность, признание ее значимой ценностью.
Гражданская идентичность как результат самосознания общности определяет взаимосвязанность и взаимозависимость членов общности, а также ее способность проявлять различные формы совместной активности.
Гражданская общность представляет собой большую группу, объединяющую население страны, которая, как правило, обладает традициями, общностью исторической судьбы, языка и культурного контекста, своеобразными эмоциональными связями, при этом важнейшее значение имеет политическая основа объединения, закрепленная в факте существования государства.
Формирование патриотизма предполагает формирование следующих структурных компонентов:
- когнитивный (познавательный) – знания о власти, правовой основе
организации общества, государственной символике, общественно-
политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;
- эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-
политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать
свою точку зрения и суждения;
- ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав
других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;
- поведенческий – участие в общественной жизни образовательного
учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия их последствия
Каждый учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую цель.
Моя цель совпадает с одной из задач современного образования - формирование способности школьника соотносить себя с гражданской общностью, с ее ценностями и нормами, осознавать свою принадлежность к гражданской общности, видеть в себе гражданина своей страны и члена гражданского общества.
Особенностью работы учителя начальных классов в контексте формирования патриотизма является такое преподнесение изучаемого материала, которое не может, не отразится на отношении личности к себе, своей семье, своему городу, своей стране.
Изучение на уроках окружающего мира таких тем, как «Твои родные и твоя Родина в потоке времени», «Народы России», «Наш общий дом», «Что такое общество?», «Как жить в мире людей?» не только дает знание основных событий истории государства, края, республики, области, в которой проживает учащийся, представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, но и формирует чувство гордости за свой народ, семью, город.
Работа с текстами домашнего чтения об истории II мировой войны, памятных датах расширяет кругозор учащихся, формирует историческую память и чувство гордости и сопричастности событиям героического прошлого народов России.
Темы «Я – гражданин России», «Власть народа», «Кто в государстве самый главный?», формируют представления учащихся о государственно-политическом устройстве России; государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина; правах и обязанностях учащегося; правовую компетентность; информирует об основных общественно-политических событиях в стране и в мире.
Изучение географического и экономического положения России, ее достопримечательностей, биографий знаменитых писателей, ученых направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, знание государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях.
В настоящее время идет поиск путей формирования гражданской, идентичности, поэтому для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования.
Педагогические технологии | Достигаемые результаты |
Проектные технологии | Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. |
Исследовательские методы в обучении | Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. |
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) | Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. |
Информационно-коммуникационные технологии | Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ. |
Использование мною проектной технологии на этапе обобщения позволяет учащимся не только собрать материал по заданной теме и представить его в творческой форме (стенгазета, фоторепортаж, компьютерная презентация), но и выработать собственное отношение и выразить свою личную точку зрения на поставленную задачу.
Работа по формированию патриотизма у младших школьников помогает воспитывать ученика, который соответствует модели выпускника начальной школы:
· он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества;
· он владеет культурой общения, коммуникативен, бережно относится к общечеловеческим ценностям;
· он умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, честен, настойчив в преодолении трудностей;
· он способен к сознательному управлению своим поведением;
· он обладает уверенностью в себе, чувством достоинства, положительной самооценкой.
Формирование патриотизма – дело благородное, значимое и серьезное. Детская душа чутко прикасается к волшебному источнику, который мы им предлагаем, и из которого потом всю жизнь будут черпать живительную влагу – любовь к своему Отечеству.
Литература
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение. 2008.
Развитие исследовательских умений младших школьников. М.:Просвещение. 2011.
С. Дьячкова, В. Луховницкий. Воспитание гражданина. М.: Чистые пруды. 2008.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2010
http://www.scienceforum.ru/2014/503/2343-Актуальность проблемы развития гражданской идентичности у младших школьников, Литвин Т.В.
7