СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Формирование речевой компетентности у старших дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коммуникативная компетенция по праву считается стержневой, ведущей, так как она служит базой для становления других социально значимых компетенций и рассматривается как базисная характеристика личности. Дошкольное обучение и воспитание как первый уровень системы непрерывного образования создаёт условия для формирования и развития личности ребёнка, способного успешно адаптироваться в современном меняющемся мире.

Именно поэтому работа по формированию коммуникативной компетенции является одной из приоритетных задач любого дошкольного образовательного учреждения. А процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. 

Понятие речевой компетенции не так давно стало известно в науке, и существуют различия в его определении, но специалистам очевидно, что ее основными компонентами являются следующие:

1 собственно речевые умения: ясно и чётко излагать мысли; убеждать; аргументировать; умение проанализировать высказывание; умение выносить суждения;

2 умения восприятия: умения слушать и слышать (правильно интерпретировать информацию, в том числе и невербальную – мимику, позы и жесты и др.), умение понять чувства и настроение другого человека (способность к эмпатии, соблюдение такта);

3 умения взаимодействия в процессе общения: умение проводить беседу, обсуждение, задавать вопросы, сформулировать требование, умение общаться в конфликтных ситуациях, управлять своим поведением в общении.

Рассматривая периоды дошкольного развития ребенка, Е.О. Смирнова утверждает, что речевая компетентность – это «умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые, (мимика, жесты, движении) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности»

Речевая компетентность ребёнка предусматривает: лексическую, диалогическую, грамматическую, фонетическую, монологическую составляющие .

Лексическая компетентность подразумевает владение определенным словарным запасом в пределах возрастного периода, целесообразное использование образных выражений, пословиц, поговорок, фразеологических оборотов. Её содержательную линию составляет пассивный словарь в пределах возраста (синонимы, омонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слов, однокоренные слова, образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты). Эти особенности детского словаря позволяют ребенку легко общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.

Грамматическая компетентность предполагает правильное использование различных грамматических форм. Это умение является основой для овладения морфологической и синтаксической структурой речи, словообразования. При формировании грамматического строя речи у детей закладывается умение обращаться с синтаксическими единицами, чтобы сделать осознанный выбор в конкретных ситуациях общения.

Фонетическая составляющая компетентности предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (темп, тембр, сила голоса, ударение).

Диалогический компонент компетентности обеспечивает формирование диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими. Его содержательная сторона - диалог участников коммуникации – включает понимание связного текста, умение отвечать на вопросы, поддерживать и начинать разговор, делать выводы из сказанного.

Монологическая компетентность предполагает формирование умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельно связные высказывания разных типов на различные темы: рассказать о событиях из личного опыта, содержании сюжетных картин, создать текст по предложенной теме и выбранной самостоятельно (творческое рассказывание историй) .

Таким образом, языковая компетенция представляет собой знание основных законов функционирования языка и умение пользоваться ими в собственной речи. Формирование речевой компетентности относится к одной из главных образовательных задач, имеющих особую значимость в жизни человека.

 

Просмотр содержимого документа
«Статья Формирование речевой компетентности у старших дошкольников»

Статья

Формирование речевой компетентности у старших дошкольников

Коммуникативная компетенция по праву считается стержневой, ведущей, так как она служит базой для становления других социально значимых компетенций и рассматривается как базисная характеристика личности. Дошкольное обучение и воспитание как первый уровень системы непрерывного образования создаёт условия для формирования и развития личности ребёнка, способного успешно адаптироваться в современном меняющемся мире.

Именно поэтому работа по формированию коммуникативной компетенции является одной из приоритетных задач любого дошкольного образовательного учреждения. А процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. 

Понятие речевой компетенции не так давно стало известно в науке, и существуют различия в его определении, но специалистам очевидно, что ее основными компонентами являются следующие:

1 собственно речевые умения: ясно и чётко излагать мысли; убеждать; аргументировать; умение проанализировать высказывание; умение выносить суждения;

2 умения восприятия: умения слушать и слышать (правильно интерпретировать информацию, в том числе и невербальную – мимику, позы и жесты и др.), умение понять чувства и настроение другого человека (способность к эмпатии, соблюдение такта);

3 умения взаимодействия в процессе общения: умение проводить беседу, обсуждение, задавать вопросы, сформулировать требование, умение общаться в конфликтных ситуациях, управлять своим поведением в общении.

Рассматривая периоды дошкольного развития ребенка, Е.О. Смирнова утверждает, что речевая компетентность – это «умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые, (мимика, жесты, движении) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности»

Речевая компетентность ребёнка предусматривает: лексическую, диалогическую, грамматическую, фонетическую, монологическую составляющие .

Лексическая компетентность подразумевает владение определенным словарным запасом в пределах возрастного периода, целесообразное использование образных выражений, пословиц, поговорок, фразеологических оборотов. Её содержательную линию составляет пассивный словарь в пределах возраста (синонимы, омонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слов, однокоренные слова, образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты). Эти особенности детского словаря позволяют ребенку легко общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.

Грамматическая компетентность предполагает правильное использование различных грамматических форм. Это умение является основой для овладения морфологической и синтаксической структурой речи, словообразования. При формировании грамматического строя речи у детей закладывается умение обращаться с синтаксическими единицами, чтобы сделать осознанный выбор в конкретных ситуациях общения.

Фонетическая составляющая компетентности предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (темп, тембр, сила голоса, ударение).

Диалогический компонент компетентности обеспечивает формирование диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими. Его содержательная сторона - диалог участников коммуникации – включает понимание связного текста, умение отвечать на вопросы, поддерживать и начинать разговор, делать выводы из сказанного.

Монологическая компетентность предполагает формирование умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельно связные высказывания разных типов на различные темы: рассказать о событиях из личного опыта, содержании сюжетных картин, создать текст по предложенной теме и выбранной самостоятельно (творческое рассказывание историй) .

Таким образом, языковая компетенция представляет собой знание основных законов функционирования языка и умение пользоваться ими в собственной речи. Формирование речевой компетентности относится к одной из главных образовательных задач, имеющих особую значимость в жизни человека.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!